Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

"Формирование автономности в изучении английского языка"

"Формирование автономности в изучении английского языка" За последние годы в сфере образования происходят значительные преобразования: существенно изменяется содержание учебных дисциплин, идет процесс интенсификации учебного процесса, внедряются новые технические средства и компьютерные технологии. Тенденции развития современного общества в целом и сферы образования, в частности, требуют развития у учащихся желания, способности и умения проявлять инициативу, нестандартно мыслить и адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям. Жизнь и деятельность в современных условиях предполагает наличие у учащихся практических умений взаимодействия с разными людьми, принятия ответственных решений в реальных жизненных ситуациях, осуществления равноправного диалога субъектов, способности к самостоятельному добыванию знаний и стремления к активному самообразованию в течение всей жизни. Поэтому автономность личности является актуальной проблемой, на решение которой направлено данное исследование.

Гипотеза:

интерактивные технологии способствуют развитию познавательных умений учащихся и способствуют развитию автономности школьника в изучении английского языка

Цель исследования:

исследование возможностей интерактивных технологий в формировании автономности учащихся средствами предмета «английский язык»

Задачи исследования:

определить причины несамостоятельности ученика в изучении иностранного языка и искать пути решения этих проблем

проанализировать уровень сформированности автономности учащихся

изучить литературу по данному вопросу

формировать личные мотивы учащихся к изучению английского языка

развивать учебно-познавательные умения в процессе урочной и внеурочной деятельности

Методы исследования:

анкетирование учащихся

изучение литературы

эксперимент

Проблема автономности личности находится в поле зрения различных наук: философии, педагогики, психологии и других. Эту проблему на протяжении веков исследовали многие ученые: древнегреческие софисты (Антифонт, Гиппий, Протагор), философы-экзистенциалисты (А. Камю, Ж. -П. Сартр, К. Уилсон), Н. А. Бердяев, основатель аналитической психологии К. Г. Юнг, основоположник индивидуальной психологии А. Адлер, Э. Фромм, В. Франкл, А. Маслоу и Г. Меррей.

В философском понимании автономность является одной из существенных характеристик субъективной свободы личности.

В психологии автономность понимается как качество личности, характеризующее ее стремление к самоактуализации, раскрытию своих способностей, к самостоятельной деятельности. Автономной личность может стать, лишь приобретая значительный спектр способностей и качеств.

Автономность личности проявляется, прежде всего, в самостоятельной деятельности. В. И. Андреев выделяет следующие способности, свойственные человеку как субъекту самостоятельной деятельности:

Мотивационно-творческая активность и направленность личности передается в любознательности, интересе, чувстве увлеченности, эмоциональном подъеме, стремлении к творческим достижениям, к лидерству, получению высокой оценки, личной значимости творческой деятельности, самообразованию, самовоспитанию.

Интеллектуально-логические способности проявляются в способности анализировать и сравнивать информацию, выделять главное, описывать явления, процессы, давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать, систематизировать и классифицировать.

Интеллектуально-эвристические способности помогают генерировать идеи, выдвигать гипотезы, фантазировать, ассоциировать, видеть противоречия, переносить в новые ситуации знания и умения, отказываться от навязчивой идеи, преодолевать инерцию мышления, иметь независимость суждений, критичность мышления.

Самоуправление личности проявляется в целеполагании и целеустремленности, умении планировать, самоорганизовываться, иметь самоконтроль, оценивать самого себя, рефлексировать и корректировать, быть прилежным.

Коммуникативные умения передаются в способностях использовать опыт других учащихся, сотрудничать с ними, организовывать, отстаивать свою точку зрения, убеждать других, избегать конфликтов.

Кроме названных способностей самостоятельная (автономная) личность включает в себя:

мировоззренческие качества (убежденность, способность отстаивать свои творческие позиции),

нравственные качества (честность, скромность, смелость, решительность),

эстетические свойства (способность достигать гармонии, простоты и красоты человеческих отношений),

индивидуальные особенности (темп деятельности, работоспособность, характеристики стиля деятельности).

С точки зрения педагогики, развитие автономности личности в образовании тесно связано с необходимостью формирования познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, свободы выбора, навыков самоконтроля, мотивации к овладению новыми знаниями и способами действий.

Учащийся-субъект образовательного процесса, работающий в режиме автономности, способен ответить на следующие вопросы:

Что я хочу узнать? Чему хочу научиться?

Что мне для этого нужно сделать? Как выстроить свою деятельность так, чтобы достичь требуемого результата?

Где найти нужную мне информацию, и какую именно?

Как использовать имеющиеся у меня знания в новой, нестандартной ситуации?

Как проверить, соответствует ли полученный мною результат поставленным целям?

Важнейшим средством развития активности, самостоятельности и, в конечном итоге, автономности обучаемых является система творческих задач. Активность обучаемых проявляется не только в добросовестном выполнении указаний преподавателя, но и в интенсивности выполнения задачи, связанной с поисками своих индивидуальных путей ее решения. Самостоятельность предполагаетрешение самими обучаемымивозникающих вопросов. Активность может проявляться без самостоятельности, самостоятельность же без активности невозможна. Автономность, в свою очередь, возникает в тот момент, когда обучаемый осознает себя полноценным субъектом познания, готов действовать активно и самостоятельно. Однако, еще одним основным показателем развития автономности обучаемого является ответственность.

Интерактивное обучение («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – это взаимодействие в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:

• Многоголосье. Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.

• Диалог. Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.

• Мыследеятельность. Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция педагогом в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

• Смыслотворчество. Это процесс осознанного создания учащимися и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.

• Свобода выбора.

• Создание ситуации успеха. Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание учащихся.

• Рефлексия. Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных приемов, среди которых можно выделить следующие:

Творческие задания

Работа в малых группах

Работа в парах

Обучающие игры (ролевые игры, деловые игры и образовательные игры)

Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)

Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео– и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов,)

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», «Один – вдвоем – все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты)

Разрешение проблем(«Дерево решений», «Мозговой штурм»)

Презентации

К интерактивным технологиям относятся:

Метод проектов

Дискуссия

Игровая технология

Проблемное обучение

Теория ТРКМЧП

Дебаты

Портфолио

Ход работы

Для определения уровня учебно-познавательных умений учащихся было проведено анкетирование в 8х классах. Обработка данных показала, что уровень сформированности некоторых умений у учащихся недостаточный. Учащиеся не умеют самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, анализировать и выбирать главное из собранной информации.

В своей работе я использую много интерактивных приемов: творческие задания, работа в парах, группах, инсценировки сказок, песен, презентации. Но для проведения данного эксперимента и получения результата было решено использовать метод проектов.

В иноязычном образовании метод проектов применяется на этапе творческого применения языкового материала, когда учащиеся подготовлены в рамках определённой тематики к использованию языка в его прямой функции – формирования и формулирования мыслей. В этом случае на уроках иностранного языка решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Данный подход определяется современными требованиями к преподаванию иностранного языка в средней общеобразовательной школе. В соответствии со становящейся личностно-ориентированной образовательной парадигмой и актуальным социальным заказом, школьное иноязычное образование рассматривается сегодня как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие учащихся. На настоящий момент в методике преподавания иностранного языка сложилось ясное осознание того, что данная цель может быть достигнута через проблемный и межкультурный подходы к определению предметного содержания иноязычного образования, а также через личностно-ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы к организации иноязычной образовательной деятельности.

. Проектная технология обучения иностранному языку является одной из образовательных тактик, обеспеченных довольно надёжным научно-методическим инструментарием.

На I этапе работы с учащимися 8х классов обсуждалась проблема повышения интереса младших школьников к изучению английского языка. После обсуждения ученики 8х классов предположили, что хорошим стимулом для изучения английского языка может быть использование на уроках игр на английском языке. Таким образом, ребята сформулировали цель проекта:

Помочь учителям подобрать игры английских школьников, которые способствовали бы повышению мотивации младших школьников к изучению английского языка

В свою очередь задачи проекта учащиеся определили следующие:

Найти необходимые игры

Выбрать из всех игр наиболее интересные

Выучить и научить одноклассников играть в эти игры

Оформить свою работу в форме листовки с любимыми играми английских школьников и представить ее учителям, работающих в начальной школе

Провести игровые уроки во 2х классах

Таким образом, ребята составили план работы и определились с формой продукта проекта.

После обсуждения были приняты критерии оценки проекта, например:

должно быть найдено не менее 3 игр

все должны принимать участие в работе над проектом

результат должен быть оформлен

работа должна быть сделана в срок

На II этапе ребята с большим интересом принялись за дело, у многих появился блеск в глазах и даже своеобразный азарт. Кто-то из учащихся провел много времени в поисках игр в интернете, а кто-то вспомнил игры из своего личного опыта, из образовательных поездок в Англию и Шотландию. Когда игры были накоплены, учащиеся выбрали самые интересные (все они оказались подвижными), выучили правила игр, и что не менее важно – наигрались вдоволь! Ребята значительно пополнили свой словарный запас современной молодежной лексикой.

На заключительном этапе ребята поделились своими работами с учителями и провели игровые уроки во 2х классах. Малыши были просто в восторге от общения, знакомства со старшеклассниками и, конечно, от английских игр!!!

Результаты

При реализации проекта у ребят формировались следующие метапредметные умения и навыки:

Определять и формулировать проблему, выдвигая гипотезы ее решения;

Ставить цель;

Планировать деятельность;

Работать с информацией, самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

Обсуждать методы исследования, проводить исследования;

Собирать данные и анализировать их;

Анализировать собственную деятельность;

Применять полученные знания на практике;

Отбирать необходимый материал;

Презентовать продукт своей деятельности

Проводить рефлексию.

Вывод:

гипотеза подтвердилась: интерактивные технологии создают ситуацию успеха, действительно стимулируют формирование автономности, вызывают желание к самообразованию

Планы на будущее:

продолжить формировать автономность в изучении английского языка, используя интерактивные технологии.

Метки: Иностранный язык