Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Иностранный язык
  • Развитие творческих способностей в процессе обучения английскому языку на основе применения проектной деятельности

Развитие творческих способностей в процессе обучения английскому языку на основе применения проектной деятельности

Развитие творческих способностей в процессе обучения английскому языку на основе применения проектной деятельности

Условия возникновения опыта

Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических приложений развития одаренности стимулирует рост интереса к проблеме креативности. Особенно актуальна данная проблема в процессе обучения иностранным языкам. Общеизвестно, что преподавание иностранных языков в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось от других предметов большим творческим характером, большей направленностью на создание учащимся своих собственных речевых продуктов. А это требует самостоятельности мышления и креативности. Тем не менее, по-прежнему очень часто действует инерция общего подхода к учебной деятельности учащегося и его самостоятельной работе с позиции учителя.

Яранская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1– одна из крупнейших в городе с количеством учащихся свыше 700 человек, что позволяет комплектовать классы по уровням способностей, формировать классы с углубленным изучением отдельных предметов, в том числе и английского языка. Учащиеся классов с углубленным изучением отдельных предметов обладают достаточно высоким уровнем интеллектуального развития и готовности к самостоятельной творческой деятельности. В то же время учащиеся общеобразовательных классов имеют среднюю и низкую познавательную активность, а отдельные ученики – критический уровень готовности к познавательной деятельности.

В классах с углубленным изучением преподавание ведется по учебно-методическим комплексам И. Н. Верещагиной, О. В. Афанасьевой и В. В. Сафоновой, Е. Н. Солововой, И. П. Твердохлебовой. В остальных классах учащиеся занимаются по учебнику под редакцией В. П. Кузовлева. Считаю, что данные учебники в полной мере отвечают требованиям личностно-ориентированного обучения и принципам индивидуализации и дифференциации. Они дают возможность построить урок в соответствии с технологией личностно– ориентированного обучения. А это, в свою очередь, повышает у учащихся интерес к предмету, благодаря актуальности, новизне материала, его приближенности к реалиям сегодняшнего дня. В учебниках предусмотрен выбор заданий в соответствии с уровнем обучаемости, развития творческих способностей и интересами школьников. В первую очередь это задания проектного характера. Так как учебники построены на основе принципа избыточности материала, учитель имеет возможность творчески подходить к его отбору для конкретного урока, изменяя, дополняя или беря за основу предложенное автором. Учебники указанных авторов приобщают учащихся к иноязычной культуре, расширяя их кругозор, развивают стремление к самообразованию через использование справочных материалов, словарей, приложений, памяток.

Но школьники имеют совершенно разные интересы, которые далеко не всегда соотносятся со школьной программой и часто выходят за ее рамки.

Это создает определенные противоречия:

– между разнообразием интересов школьников и единой учебной программой;

– между стремлением к творчеству и самореализации и неумением организовать свою деятельность.

Актуальность и перспективность опыта,

его практическая значимость

Проблема формирования творческих способностей на современном этапе является действительно своевременной.

Особенно актуальной задача развития активности и творчества учащихся, способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем стала в настоящее время – в период модернизации российского образования, в условиях высокой динамики и огромного информационного потока последних десятилетий. Так, основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.

Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Творческая деятельность дает учащимся общеобразовательных школ широкие возможности для проявления собственной индивидуальности. Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в комплексном развитии и формировании творческого потенциала личности.

Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, формирования ее творческого потенциала.

Развитие творческих способностей подростков на занятиях по английскому языку будет более эффективным, если:

– осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство творческой деятельностью детей;

– процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью;

– педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизиологическим возможностям подростков;

– определена и используется система личностно– и социально– значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности;

– на основе изучения английского языка осуществляется формирование и развитие положительных качеств личности (эмоциональная отзывчивость, художественный вкус, трудолюбие, любовь к родному языку и другим языкам, уважение к себе и окружающим и др. )

Цель моей педагогической деятельности: формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень, через метод проектов.

Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:

Вовлечение каждого учащегося в активную творческую деятельность соответственно его умениям и интересам.

Развитие коммуникативных компетентностей учащихся на базе языковых и социокультурных знаний, навыков, умений.

Создание условий для творческой самореализации и стремления к самосовершенствованию.

Усиление роли внеклассной работы по предмету в создании положительной мотивации для изучения иностранного языка школьниками.

Моя педагогическая деятельность основывается на идеях

– личностно-ориентированного подхода;

– деятельностного подхода;

– педагогики сотрудничества.

Используя личностно-ориентированный подход в обучении ИЯ (что является стратегией моей педагогической деятельности), руководствуюсь принципами: культуросообразности; взаимообусловленности обучения и воспитания; целостности и единства процесса обучения; ориентации на ценности и ценностные отношения; субъектности.

Теоретическая база опыта

Теоретической базой моего опыта является психолого-педагогическая наука. В своей деятельности я опираюсь на теорию личностно (индивидуально)-ориентированного обучения Е. В. Бондаревской, Д. Г. Левитеса, А. В. Петровского, И. С. Якиманской. Ее основными характеристиками являются следующие:

– Приоритетность личностно-смысловой сферы обучающегося в процессе обучения, т. е. приоритетным в разработке содержания обучения должен стать такой компонент, как ценностные отношения учащихся, мотивы их деятельности.

– Включение опыта ребенка в образовательный процесс. Актуализация субъектного опыта учащихся обеспечивается посредством реализации следующих аспектов процесса обучения: проблематизации содержания учебного занятия, совместного с детьми целеполагания и планирования деятельности в процессе обучения, создания эмоционального фона на уроке, постоянной рефлексии.

– Культивирование уникального опыта ребенка. Индивидуальное видение, языки постижений, чувствования, эмоциональные отклики – все подлинно субъективное должно быть оставлено в процессе обучения. Необходимо признание за ребенком права на ошибку.

– Признание ценности совместного опыта, ценности взаимодействия. Совместный опыт доказывает ценность коллективной работы в образовательном процессе.

– Построение процесса обучения на основе учета психофизиологических особенностей учащихся. Для реализации личностно-ориентированного подхода важно подбирать дидактический материал с учетом индивидуальных способов проработки учебной информации.

– Переориентация процесса обучения на постановку и решение самими школьниками конкретных учебных задач. Поставленные и осмысленные цели представляют собой ориентиры дальнейших действий учащихся. Кроме того, необходимо, чтобы учащийся мог определить мотивы своей деятельности. Благодаря этому ребенок осуществит процесс целеполагания как формирование предметной основы необходимой ему деятельности: ее мотивов, целей, задач.

– Изменение позиции педагога-информатора на позицию координатора. Учащийся становится субъектом деятельности, а преподаватель выступает как организатор процесса и создатель условий для раскрытия, реализации и развития потенциала ребенка.

Формирование творческих способностей у подростков опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:

– Аналитические компоненты соответственно понятийно – логическое мышление – логичность, подвижность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать и т. д. ;

– Эмоциональные компоненты (чувственно – образное мышление): яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений и т. д.

– Созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление): поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.

Среди условий эффективности формирования творческих умений анализ психолого-педагогической литературы позволил определить:

– необходимость профессионального мастерства, компетентности преподавателя;

– наличие благоприятного психологического микроклимата в школе; доверительные отношения;

– использование внеклассной работы;

– отказ от административно-командных форм и методов работы.

Поэтому выбранный мною стиль общения с учащимися – демократический (стиль сотрудничества). Он отличается следующими характеристиками: позиция учителя рядом с учащимися; активное участие самого учащегося в деятельности, организуемой преподавателем; ответственность за своё саморазвитие; забота о сохранении доброжелательных теплых взаимоотношений. Это стиль совместной творческой деятельности. В основе его лежит наличие эмпатии, т. е. умения поставить себя на место ученика, понять цель и мотивы его деятельности; доброжелательность, позиция заинтересованного в успехе ученика старшего коллеги, друга; а так же поддержка, одобрение и внимание к мыслительному процессу ученика в определенной степени позволяет прогнозировать деятельность учащегося и управлять ею. Таким образом, рассматриваю взаимодействие учителя и учащихся как равнопартнерское учебное сотрудничество, направленное на совместное с учащимися решение учебных коммуникативно-познавательных задач.

Работа учителя иностранного языка в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей и самостоятельности учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания.

В качестве одного из самых эффективных методов технологии личностно-ориентированного обучения, одного из способов формирования ключевых компетентностей использую метод проектов.

Метод проектов, в отличие от организации учебного материала в традиционном обучении, создает условия для развития субъектной позиции ученика, так как позволяет выбирать каждому школьнику проект в соответствии с его психофизиологическими и умственными способностями. Применение метода проектов позволяет разрешить ранее указанные существующие противоречия.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего, идея личностно-ориентированного подхода, идея деятельностного подхода в обучении, идея педагогики сотрудничества, идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха и переживании радости познания.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества ребенка, на его субъектный опыт, на знание его психофизических особенностей. При этом ребенок рассматривается не как объект педагогического воздействия, а как субъект, как равноправный партнер. Убеждена, что обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т. к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика. И действительно, речь ученика – это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов. Можно сформулировать следующее правило: любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т. е. исходить как бы из внутреннего «я».

Проектная методика является также одним из видов обучения в сотрудничестве, основной идеей которого является создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, в которых каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.

Любая проблема решается в деятельности. Проект представляет собой самостоятельно планируемую учащимися работу, в которой речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (постановка проблемы, проектирование, поиск информации, создание продукта, презентация).

Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Привлекательность проекта в том, что задания могут оформляться в виде головоломки, загадки, иметь музыкальное сопровождение, иллюстрации. Всё это способствует повышению мотивации к учению.

Особое значение имеет эгофактор, т. е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т. е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

Новизна опыта

В исследовательской практике существует несколько уровней новизны: абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающаяся степенью известности и областью применения

(М. С. Бургин).

В нашей школе метод проектов давно и успешно применяется на уроках учителями технологии и экологии. Наблюдая за их деятельностью, видя ее эффективность и анализируя результаты, я заинтересовалась данной методикой, изучила методическую литературу по проблеме. Так как придерживаюсь демократических взглядов на образовательный процесс, положительно отношусь к новым идеям и пытаюсь найти новые способы повышения мотивации и уровня обученности, апробировала проектную методику на уроках английского языка. Рассматривая понятие новизны как субъективную категорию, могу отметить, что новизна подхода для меня заключается в следующем:

– Школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

– Проектная методика позволяет внедрять новые разнообразные формы учебных занятий, привлекать самих учащихся к созданию необычного урока.

– Проектная методика дает возможность учащимся применять знания практически из любой области науки или культуры. Особенностью иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы “беспредметен” (И. А. Зимняя): он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Но, несмотря на это, эти связи почти не реализуются в практике обучения массовой школы. Проектная деятельность дает возможность целесообразно использовать знания других наук при изучении языка для развития умственных способностей учащихся, что во-первых, представляет опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений; во-вторых, позволяет обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, в-третьих, обеспечивает полноту знаний.

– Возможность реализовать не только лингвистические, но и все виды творческих способностей: коммуникативные, художественные, музыкальные.

– Возможность постоянно применять речевые навыки и умения на практике в новых условиях; причем все аспекты языка применять взаимосвязанно.

– Проектная методика – один из методов коммуникативного обучения, а коммуникативное обучение строится таким образом, что все его содержание и организация пронизаны новизной. В проектной методике это, прежде всего, новизна содержания материала. Новизна обеспечивает отказ от произвольного заучивания и развивает речепроизводство, продуктивность речевых умений и вызывает интерес к учебной, познавательной и любой другой деятельности.

– Четкая структуризация позволяет отследить работу каждого учащегося в группе, что в полной мере способствует формированию чувства ответственности.

– Проектная деятельность представляет широкие возможности для использования информационных технологий. Пользовательские навыки являются сегодня неотъемлемым элементом функциональной грамотности.

Применяя проектную методику уже третий год, считаю, что внесла свой вклад в разработку методических рекомендаций, технологии уроков, изготовление дидактических материалов. Разработанные мною уроки и сценарии внеклассных мероприятий, авторские программы элективных курсов могут использоваться учителями иностранного языка.

Данным опытом может овладеть каждый учитель при условии усвоения методики организации и проектирования познавательной учебной деятельности. В первую очередь опыт может быть адресован учителям, преподающим предметы, ориентированные на формирование языковых компетентностей и имеющие в значительной степени интегративный характер.

Метод проектов может успешно применяться не только в классах, где дети обладают достаточно высоким уровнем интеллектуального развития и готовности к самостоятельной творческой деятельности, но и в общеобразовательных. Такая организация работы является средством мотивации учащихся и повышения результативности их учебного труда, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.

Опыт не требует материальных затрат, а затраты времени в полной мере оправдывают себя. Но от педагога требуется хорошее знание методики организации проектной деятельности и признание ученика субъектом учебно-воспитательного процесса. Кроме того, учитель должен иметь достаточно широкий кругозор, так как темы выбранных проектов очень часто выходят за рамки предмета и интегрируются из других областей.

Технология опыта

В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов возник ещё в начале прошлого века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь применять их на практике. Джон Дьюи и Уильям Херд Килпатрик предложили строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личными интересами и целями. Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались практически параллельно с американскими. Небольшая группа ученых под руководством Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода в практику обучения уже начиная с 1905 года. Проблемному методу много внимания уделяли М. И. Махмутов, И. Я. Лернер. В настоящее время разработке этого направления посвящены работы Е. С. Полат, М. Б. Романовской, И. А. Сасовой, Е. А. Фураевой и других учёных.

Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни, если не сейчас, то в будущем.

Применительно к уроку иностранного языка, «проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта» (Е. С. Полат).

Целью введения проектной методики на уроках является:

1. показ умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

2. реализация своего интереса к предмету исследования;

3. демонстрация уровня обученности иностранному языку;

4. переход на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации, для которой важно соблюдение нескольких условий:

– Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

– Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Для решения проблемы и достижения поставленной цели учащимся необходимо не только владеть иностранным языком как средством общения, но и актуализировать свои знания и умения, приобретенные при изучении других предметов, самостоятельно углублять свои предметные знания и улучшать свои межпредметные общекультурные умения, без которых качественное выполнение проекта невозможно.

– Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки и интересов.

Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка и зная запросы учащихся, применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Содержание любого метода раскрывается через его принципы. К основополагающим принципам метода проектов, применительно к методике обучения иностранного языка, относятся:

  1. связь идеи проекта с реальной жизнью;
  2. интерес к выполнению проекта со стороны всех участников;
  3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;
  4. самоорганизация и ответственность участников проекта;
  5. нацеленность на создание конкретного продукта;
  6. монопредметный или межпредметный характер проектов;
  7. временная и структурная завершенность проекта.

Проектная методика требует применения особых эвристических методов – методов творчества. Опыт показывает, что в процессе работы над проектом у школьников затруднена генерация идей. В большинстве своем они способны на весьма ограниченное количество выработки вариантов, и чаще всего таких, которые им хорошо знакомы. Это обусловлено возникновением психологических барьеров, блокирующих творческий потенциал ученика. В целях активизации творческих решений применяю «мозговой штурм», «мозговую осаду», метод ассоциаций, инверсию, что позволяет развить гибкость мышления, создать условия для свободного проявления творческого потенциала.

К проекту предъявляются следующие требования:

1. Наличие социально-значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа – это разрешение этой проблемы.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы – с определения вида продукта и формы его презентации (это требование не всегда применимо к творческим и ролевым проектам, так как они не всегда могут быть четко спланированы от начала и до конца).

3. Каждый проект требует исследовательской работы. Таким образом, отличительная черта проекта – поиск информации, которая будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом является продукт – средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен, т. е. требует на завершающем этапе презентации.

6. Обязательна рефлексия – сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось.

До сих пор остается открытым вопрос о том, какие проекты эффективнее: персональные или групповые. Система IB (International Baccalaureate) – «Международный Бакалавриат» – допускает только персональные проекты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е. С. Полат (Москва) считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с технологией работы в группах «сотрудничества».

На уроках иностранного языка практикую работу как с персональными, так и с групповыми (в т. ч. парными) проектами.

Персональные проекты позволяют с максимальной четкостью выстроить и отследить план работы, а у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, так как выполнение проекта зависит только от него самого. Он приобретает опыт деятельности на всех этапах без исключения: от рождения замысла до оценивания.

Работа над групповым проектом формирует навыки сотрудничества. Сам проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне, так как участники могут предлагать различные точки зрения, идеи, пути решения, а каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, будет наиболее активно включен в определенный этап работы.

При формировании групп следует учитывать не только общую заинтересованность в проблеме, но и взаимоотношения между участниками проекта, а также гендерный аспект, особенно на средней и старшей ступени обучения. Выполнение совместных проектов рассматриваю как эффективное средство сотрудничества двух полов, в ходе которого приобретается опыт социализации.

Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, в течение достаточно длительного времени, на одни проектные задания затрачивается часть урока, на другие – целый урок или серия уроков.

Работа над проектом должна быть четко структурирована. Условно она может быть разбита на три этапа:

– Подготовительный

– Основной

– Рефлексивно-оценочный

Деятельность учителя на подготовительном этапе:

– Продумывание темы проекта.

– Постановка учебной проблемы и выбор приема создания учебной ситуации.

– Проектирование всех этапов работы содержательно и процессуально (подготовка методической карты проекта – Приложение 1)

– Отбор содержания, средств и методов обучения, определение особых условий. Прогнозирование возможных трудностей и подготовка материалов для их снятия.

– Разработка критериев оценки результатов учащихся. Дети должны видеть критерии до создания своего продукта.

Также в подготовительную работу входит составление списка источников информации, к которым можно отослать участников проекта, списка литературы, имеющейся в библиотеке, и определение диапазона использования родного и иностранного языков.

Основной этап деятельности учителя включает три этапа деятельности учащихся: подготовительный, основной, рефлексивно-оценочный. Подготовительная деятельность учащихся состоит в актуализации базовых знаний, умений, навыков, необходимых для работы, как специально-предметных, так и общеучебных. Проектные задания должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми – теми, что предстоит приобрести, так как знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям. Поэтому строю уроки так, чтобы их содержание (лексический и грамматический, фактический материал) могло быть основой для организации проектной деятельности.

Например, материал уроков по теме «Мой город» явился основой для разработки проекта “Is it worth travelling to Yaransk?”(Приложение 2). Проблемная постановка темы урока “Is there anything in Yaransk to be proud of?” создает социально– и личностно-значимую для подростков задачу.

На основном этапе учащиеся усматривают и формулируют проблему, анализируют условия, отделяя известное от неизвестного, выдвигают гипотезу и вырабатывают план решения проблемы, реализуют его, работают в группах или индивидуально над поиском результатов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; оформляют и представляют результаты.

Проблема должна быть значима в исследовательском, творческом плане и требовать исследовательского поиска для ее решения. Например, исследование истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах (Тhаnksgiving Dау, Наllоwееn, Christmas, Mothers’ Daу и т. д. ); организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями.

Обязательным этапом проектной деятельности является этап рефлексии или оценивания, в ходе которого участники должны ответить на два основных вопроса: насколько успешно была решена проблема и насколько успешен был я в ее решении? На этом этапе могут быть выдвинуты новые проблемы, что служит мотивацией для следующих проектов. Оценка работы групп по проекту предполагает

  • оценку самими группами работы друг друга;
  • самооценку групп и каждого участника проекта;
  • комментарии учителя.

При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, исправляю их карандашом или записываю на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы.

Важными критериями оценки являются степень самостоятельности, обоснование актуальности и значимости темы, полнота ее раскрытия, оригинальность решения проблемы, качество выполнения продукта и убедительность презентации. Таким образом, оценивается качество не столько презентации, сколько процесс работы над проектом в целом. К участию в разработке критериев проекта привлекаю учащихся. Сначала идет выдвижение идей и обсуждение в малых группах, затем каждая малая группа предлагает свои критерии на обсуждение всей группе в целом, аргументируя свой выбор. Таким образом, у школьников формируются навыки оценочной самостоятельности.

Рефлексивно-оценочный этап деятельности учителя включает анализ соответствия цели и результата проекта, (т. е. эффективность разработки проблемы с точки зрения полученного результата) и оценку эффективности и оптимальности собственной деятельности.

Исходя из наиболее распространенной классификации проектов по типу доминирующей деятельности, применяю такие типы проектов, как информационные, исследовательские, творческие, ролево-игровые. Диапазон культуроведческих проектов достаточно велик, а практика показывает огромную заинтересованность и эффективность работы учащихся по выполнению проектов, ориентированных на получение конечного продукта в виде

– серии викторин по странам изучаемого языка,

– тематических классных альманахов и журналов (“Our class journal”),

– тематических карт (“Drawing a map of literary Russia”),

– тематических вечеров и праздников (сценарии праздников, инсценировки),

– материалов плакатного плана,

– мини-гидов для иностранцев, посещающих Россию, и для русских туристов, выезжающих за рубеж в англо-говорящие страны

В своей практике я планирую также мини-исследовательские проекты-соцопросы, рассчитанные на один урок или его часть, например, рейтинг любимых каналов, читательские интересы, наиболее популярные музыкальные стили.

Начинаю применять проектную методику уже на начальном этапе обучения – в 4-5 классах. Первые проектные задания достаточно простые. Это составление и комментирование школьного расписания, написание и оформление собственного режима дня, генеалогического древа. При растущей заинтересованности ребят мини-проект может перерасти в проект полноценный, например, “My family album” («Мой семейный альбом»). Такой альбом был создан учащимися 5 класса в 2005-2006 учебном году.

Педагогической целью данного проекта было создание условий для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся, умения собирать информацию из разных источников, осмысливать ее и использовать для выполнения проекта. В ходе проекта учащимися была изучена история семьи, ее родословная, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи, подобраны фотографии, отражающие родословную, различные важные события в жизни семьи, наиболее интересные праздники и поездки, были сделаны подписи к ним. Практическим воплощением проекта стал устный рассказ детей о своей семье и оформленный альбом. Воспитательным результатом проекта стало осознание учащимися роли семьи в жизни людей. Считаю, что залогом успешности выполнения данного проекта явилась, в первую очередь, личная заинтересованность детей и значимость для них поставленной цели.

В 6 классе при изучении темы «Внешность» учащиеся разрабатывали собственные коллекции одежды, причем тему своей коллекции каждый выбирал сам. Ребята создавали коллаж, рисовали свои модели, делали к ним подписи. Каждому, кто представлял коллекцию, «зрители» задавали вопросы, выражали собственное мнение. В 6-ом классе дети учатся составлять анкету для проведения соцопроса. Был проведен соцопрос “What are the boys/girls like?” («Какие они, мальчишки/девчонки?»). Представленные результаты вызвали бурное обсуждение. Одной из любимых тем проектов является тема «Мой дом», когда учащиеся создают макеты идеального дома. (Приложение 3). Работа идет в группах, каждая группа создает и устно представляет макет выбранной комнаты, а в результате получается дом. Такой вид работы представляет широкое поле для творчества, формирует эстетический вкус, учит сотрудничеству, а созданные макеты являются прекрасным учебным пособием – ведь описывать настоящий «дом», тем более созданный своими руками, намного интереснее, чем картинку из учебника.

Семиклассники представляли свои проекты по теме “Keep our environment clean” на уроке – экологической конференции. Форма урока была выбрана самими учащимися. Этот ролево-игровой проект включил в себя информационные, исследовательские и практико-ориентированные проекты: “Ecological situation in Yaransk”, “How to make the world a better place”, “ seful trash”. Проект “Help wild animals” был представлен в виде инсценировки.

Все задачи подготовительного этапа: определение темы, выявление проблем, обеспечение речевого уровня работы над проектом решались на уроках. Выполнялись упражнения, вводящие школьников в проблему. Затем ребята работали в группах над аутентичными текстами, содержащими информацию об отдельных экологических проблемах, и обменивались информацией из прочитанных текстов. Это помогло определить направления в работе над проектом и выбрать тему выступления на конференции.

На следующих уроках выполнялись лексико-грамматические и коммуникативные упражнения, которые совершенствуют навыки иноязычного общения по данной теме, учат анализировать информацию, делать обобщения, выводы, высказывать свое мнение, то есть закладывают основы для будущих самостоятельных высказываний школьников.

Ребята знакомились с правилами ведения дискуссии, учились отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать свои мысли. На данном этапе происходило предъявление и закрепление коммуникативных речевых клише для ведения дискуссии. Эти клише использовались при составлении небольших диалогов. Моя роль как учителя на данном этапе заключалась в мотивации учащихся, направлении их на определение проблемы и путей ее решения, объяснении цели, в оказании помощи в анализе и синтезе. Это роль консультанта и советчика.

На уроках выделялось время для организации работы над проектом. Класс поделился на группы с учетом психологической совместимости учащихся и разного уровня владения языком. Ребята выбрали тему для выступления на конференции. Во время «мозгового штурма» были выдвинуты идеи по поводу того, что можно сделать по данному проекту. Все идеи записывались и обсуждались участниками проекта. Затем по составленной мной анкете осуществлялся выбор деятельности в группах (Приложение 4).

По результатам анкетирования каждая группа составила план работы. В группе обсуждались возможные источники информации, была определена форма представления результатов проекта, варианты защиты проекта, распределены задания между членами группы, определены сроки работы. Учащиеся начали поиск и сбор необходимой информации. На уроках отрабатывался лексический и грамматический материал, осуществлялось речевое взаимодействие в ходе исследования проблемы, обмена информацией, развивались навыки диалогической и монологической речи с использованием собранного учениками материала по данной проблеме. Затем в группах происходило обсуждение собранной информации, ее анализ, обработка, комбинирование, оформление и составление доклада для конференции.

На завершающем этапе были представлены конечные результаты деятельности учащихся.

Представители каждой группы выступили с подготовленным докладом по одной из проблем. Участники «конференции» задавали уточняющие вопросы, добавляли дополнительную информацию по теме выступления, принимали участие в обсуждении. Роль учителя состояла в поддержке и стимулировании активности учащихся. При коллективном обсуждении результатов деятельности оценивалось не только качество презентации, но и участие каждого, выяснялось, оправдались ли ожидания участников проекта, обсуждались трудности, с которыми столкнулись ребята, и пути их устранения, были отмечены наиболее интересные работы.

Примером ролево-игрового проекта может служить создание музыкальной программы “The world of music”. При обсуждении темы «Музыка» столкнулись с противоречием: разнообразие музыкальных пристрастий подростков и недостаток интересных музыкальных программ на центральных каналах. В ходе коллективного обсуждения были определены рубрики программы (музыкальные новости, интервью с известными исполнителями и «восходящими звездами», из истории музыкальных стилей, телевикторина для зрителей, «Лучшая десятка») и направления деятельности (найти фактический материал, взять интервью, провести соцопрос, подобрать музыкальное оформление). Были сформированы творческие группы по 2-3 человека. Каждый выбрал себе роль в соответствии с интересами и уровнем языковой подготовки.

Ролево-игровые проекты имеют большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности. Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или петь.

В старших классах, особенно в классах с углубленным изучением языка, темы проектов более сложные. Например, в 9 классе учащиеся выполняли проектные задания по теме «Великие русские писатели». Целью проекта было изучить и представить остальным учащимся информацию о знаменитых русских писателях. Проект был рассчитан на три урока. Сначала каждым учащимся был составлен список из 10 наиболее известных, по их мнению, авторов. Учащиеся, в списках которых встречались одинаковые фамилии, объединились в группы. Каждая группа предложила свое название проекта и форму презентации. Были определены направления поиска информации, распределены виды работ в группе (поиск информации о биографии писателя, мест, связанных с его именем, поиск иллюстраций, оформление, перевод, подготовка устного выступления). Сложность проекта состояла в том, что литература, имеющаяся в школьной библиотеке, была в основном на русском языке. Участникам проекта предстояло проанализировать ее, произвести необходимый отбор и перевести отобранный материал на английский язык. Каждый участник смог выбрать вид деятельности в соответствии со своими творческими способностями и возможностями, в зависимости от своих интересов. В результате ребята прекрасно справились с задачей.

Учащиеся выполняют также и индивидуальные проекты. Чаще всего они носят исследовательский или информационный характер и являются межпредметными (например, «Особенности британской архитектуры»). Эти проекты выполняются в рамках разработанных мною элективных курсов «Культура Великобритании» и «Деловой стиль в письменной и устной речи», так как ознакомление с социокультурной спецификой делопроизводства, развитие культуры письменной деловой речи и овладение речевым этикетом делового общения также является одним из аспектов языкового самообразования. Вместе с учащимися составляется план-график работы над проектом. Результатом работы на каждом этапе является какой-то продукт (список литературных источников, найденные по теме тексты и т. п. ). Все материалы складываются в проектную папку. Ребенок должен четко представлять, что проект – это не реферат, который является компиляцией чужих мыслей. Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Нужно иметь собственную точку зрения на изучаемое явление. Межпредметные связи служат одновременно основой формирования коммуникативных умений и результатом осуществления коммуникативной деятельности. Овладение иноязычной речевой деятельностью с опорой на межпредметные связи (где четко определены точки соприкосновения школьных предметов и предложены приемы создания мотивации) отвечает различным интересам учащихся, позволяет учитывать их индивидуальные особенности и склонности.

Развитию и проявлению творческих способностей детей помогает в значительной степени внеклассная работа по предмету. Разработка сценариев английских праздников – один из видов внутришкольных проектов, так как она имеет для учащихся социальную и личностную значимость и требует творческой и поисково-исследовательской деятельности по изучению информации относительно истории праздника, его традиций и переработки и организации ее в конечный продукт. Инсценировка отрывков из художественных произведений может являться частью сценария. Предлагаемая в Приложении инсценировка “A Christmas Carol” может быть использована как часть программы праздника Рождества, а так же в рамках недели иностранного языка в день британской литературы. За ее основу взят текст рассказа “A Christmas Carol” (Учебник для VI класса школ с углубленным изучением английского языка О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой). Разработка инсценировки отправлена в журнал «Иностранные языки в школе». (Приложение 5, 6)

На подготовительном этапе, цель которого – введение учащихся в социокультурную среду, где происходит действие рассказа, текст дается учащимся для домашнего ознакомительного и поискового чтения.

На изучающем этапе школьники детально изучают литературное произведение с помощью языковых и условно-речевых упражнений творческого характера. Это этап подготовки к свободному обращению с языковым материалом.

На этапе предварительной экспертизы происходит интерпретация литературного произведения. Анализируются отношения между персонажами, составляется их литературный портрет, исследуются особенности их речи.

Деятельностный этап предполагает ролевую интерпретацию произведения, т. е. рассказ превращается в пьесу. Добавляются либо исключаются некоторые персонажи, дописываются роли героев в соответствии с литературным портретом и особенностями их речи.

Затем определяются потенциальные исполнители, формируются группы, ответственные за музыкальное оформление и оформление сцены (реквизит и декорации), идет непосредственная подготовка к презентации.

Этап презентации творческого проекта – это всегда праздник, на который приглашаются все желающие: учащиеся, учителя, родители. Красиво украшенный зал, необычная атмосфера, а главное, чувство причастности каждого к созданию этого праздника делают его надолго запоминающимся.

После презентации обязательно следует рефлексивный этап – этап само– и взаимооценки.

Таким образом, все учащиеся могут быть охвачены творческим процессом, что, несомненно, поможет реализовать их творческий потенциал и повысить мотивацию к изучению языка.

При использовании проектной методики широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей.

Многообразие средств представления проекта выводит детей в свободное творчество. Это удачная по простоте методическая находка – ключ к построению проектных заданий. При этом проектная работа обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальный языковой материал.

Проектная деятельность способствует формированию умений во всех видах речевой деятельности учащихся: в говорении, чтении, аудировании, письменной речи.

Формирование навыков аудирования происходит в процессе общения на языке с другими участниками проекта и учителем-координатором проектных действий.

Монологические выступления по результатам работы над проектом требуют работы с учащимися по их построению и отработки коммуникативного поведения. Предлагаю школьникам следующую схему выступления перед аудиторией:

– Обращение к слушателям с приветствием.

– Информирование о задачах проекта и плане выступления.

– Изложение основного содержания проекта или наиболее интересных результатов.

– Основные выводы по проекту.

– Выражение благодарности за внимание и приглашение к обсуждению работы и результатов проекта.

Кроме того, учащимся предлагается языковой материал для структурирования частей выступления. Текст выступления составляется на английском языке. При необходимости он обсуждается с учителем, и в него вносятся коррективы. Коммуникативное поведение учащегося во время монологического выступления всегда доброжелательно комментирую и стимулирую к этому других учащихся.

Развитие диалогических умений в процессе проектной деятельности происходит при вовлечении школьников в обсуждение проблемных вопросов, при проведении социологических опросов, интервью на языке в рамках проекта, во время презентации ролево-игровых проектов при проигрывании диалогов, созданных самими учениками, отрывков пьес, а также на рефлексивно-оценочном этапе во время обсуждения результатов проекта. Таким образом, проектная деятельность является источником коммуникативного творчества учащихся.

Так как большинство проектов бывают представлены в письменном виде, то можно говорить о чрезвычайном разнообразии образцов письменного творчества: от простых форм – составление школьного расписания, описание идеального дня – до более сложных – эссе, путеводители, литературные переводы поэтических и художественных отрывков, статьи в журнал. Дидактический контекст изучения иностранного языка позволяет вовлекать школьников в выполнение проектов как монолингвального, так и билингвального характера. В условиях коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку вне языковой среды одноязычные виды деятельности взаимодействуют с двуязычными их вариантами (переводом как специфическим видом коммуникативной деятельности) при выполнении заданий по переработке и интерпретации информации. Для получения общественно-значимого внеучебного результата выполнения школьниками исследовательских проектов необходима коммуникативная интеграция различных форм общения на родном и иностранном языках.

Наиболее эффективное использование проектной методики достигается при повторении и обобщении пройденного материала, когда у учащихся уже есть необходимые знания и умения, которые могут быть стартовой площадкой для приобретения новых знаний и умений.

Результативность

Применение проектной методики обеспечивает наиболее успешное усвоение информации, возможность реального общения на изучаемом языке, позволяет разнообразить не только учебную деятельность обучаемого, но и педагогическую деятельность обучающего. При этом обеспечиваются оптимальные условия для речевых умений, т. к. учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться языком как средством извлечения информации и как средством общения.

В классах, где преподаю английский язык, 100%-ное выполнение учебных программ по содержанию и 92-95%-ное – по количеству часов.

На продолжении нескольких лет наблюдается сохранность контингента учащихся и 100%-ная успеваемость. Высокая познавательная активность и мотивация учащихся сочетается с высоким и стабильным уровнем качества знаний, хорошо сформированными умениями и навыками.

Учащиеся обладают богатым словарным запасом. Они проявляют высокую активность на уроках, с желанием дискутируют, имеют навыки самостоятельной работы, хорошо умеют работать в группах, коммуникабельны. Они участвуют в днях дублера, являются постоянными участниками и организаторами внеклассных мероприятий по языку. Традиционным стало проведение праздников «Рождество», «Хеллоуин» (Приложение 7), «Мамин день». Школьники были участниками и призерами конкурсов «Знатоков английской грамматики», поэтов-переводчиков(2003-2004г. ), сочинений по теме «Моя школа»(2003-2004г. ,2005-2006г. ), проектов «Школа моей мечты»(2004-2005г. ).

Помимо выше указанных конкурсов и праздников школьники проявляют активное участие в оформлении кабинета иностранного языка. В 8-Б классе, где являюсь классным руководителем, английский язык присутствует иногда и на классных часах творчества, и даже на совместных с учащимися родительских собраниях в форме творческого отчета, в разработке которых также принимают участие сами ребята.

По результатам анкетирования, выполнение проектов называют в качестве самого интересного вида деятельности 56% учащихся, мотивируя это тем, что такой вид работы развивает мышление, творчество, фантазию, соотносится с их интересами. 95% отметили, что работа над проектами делает уроки интереснее. 71 % опрошенных включают английский язык в число любимых предметов. 89 % называют его нескучным и нетрудным. Большинство учащихся (97%) осознают полезность и необходимость знания иностранного языка для будущей карьеры. Этим объясняется выбор учащимися элективных и факультативных курсов не только страноведческой направленности. Мною разработаны программы факультативного курса «Тайны английской грамматики», элективных курсов «Культура Великобритании» (Приложение 8), «Деловой стиль в письменной и устной речи» (Приложение 9).

Ежегодно учащиеся выбирают английский язык в качестве переводного или итогового экзамена и подтверждают годовые отметки.

Выбор предмета в качестве переводного или итогового экзамена

за последние три года

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Получили

оценку

% успеваемости

% качества знаний

5

4

3

2

2003-2004

9

11

4

2

2

2

2

-

-

100

100

100

100

2004-2005

9

3

3

-

-

-

100

100

2005-2006

9

10

11

3

1

2

3

2

-

1

-

-

100

100

100

100

100

100

ЕГЭ по английскому языку в районе не сдается из-за отсутствия необходимых материально-технических условий.

Введение метода проектов позволило повысить темп учебной деятельности и мотивацию к изучению языка в общеобразовательных классах, что подтверждает выбор экзамена по предмету девятиклассниками.

Учащиеся классов с углубленным изучением английского языка сдают переводной экзамен или пишут итоговую контрольную работу по предмету.

Итоговая контрольная работа в 6-м классе включала выполнение заданий по прочитанному тексту, причем задания были не только на понимание текста, но и грамматического характера. У семиклассников экзамен проходил в форме лексико-грамматического тестирования.

На устном экзамене восьмиклассники продемонстрировали высокий уровень владения языком, умение использовать в речи языковые клише, умение поддержать беседу и выразить собственную точку зрения. Их речь отличалась разнообразием грамматических структур и правильностью построения предложений.

Большинство учащихся имеют осознанные, прочные знания по предмету, что подтверждают результаты срезовых и контрольных работ.

Результаты срезовых работ по английскому языку, проводимых в 2003-2004 году.

Результаты срезовых работ по английскому языку, проводимых в 2004-2005 году.

Класс

Количество

учащихся

На «5»

На «4»

На «3»

На «2»

3 «Б»

11

4

6

1

-

6 «Б»

11

3

6

2

-

7«Г»

14

5

6

3

-

Результаты срезовых работ по английскому языку, проводимых в 2005-2006 году.

Класс

Количество

учащихся

На «5»

На «4»

На «3»

На «2»

4 «Б»

10

2

4

4

-

5 «А»

10

3

5

2

-

7 «Б»

10

6

2

2

-

8 «Г»

12

6

4

2

-

9 «Б»

10

2

5

3

-

10 «Б»

4

-

4

-

-

Учащиеся – постоянные участники школьных и районных олимпиад, которые проводятся среди учащихся 10-11 классов.

Призеры и победители районных олимпиад:

2002-2003 год – Парфенова О. – 2 место, Шевелева Н. – 3 место;

2003-2004 год – Шевелева Н. – 1 место.

Среди моих выпускников немало золотых и серебряных медалистов:

2002-2003 год – Парфенова Ольга, Епифанова Ольга, Головина Ольга, Осипов Александр.

2003-2004 год – Шевелева Надежда, Пигалина Юлия, Недопекина Юлия.

Выпускники конкурентно-способны при поступлении в ВУЗы, многие из них успешно продолжают обучение в ВУЗах г. Кирова, Йошкар-Олы, Нижнего Новгорода, Казани, Москвы.

Результаты проведенных психологических тестов показывают, что большинство детей в классах, где преподаю английский язык, обладают креативным мышлением, параметрами которого являются оригинальность, продуктивность, гибкость. В группах доброжелательная атмосфера, создающая психологический комфорт.

Позитивные изменения заметны в системе ценностных ориентаций учащихся. Они занимают активную гражданскую позицию, всегда имеют и умеют выразить собственную точку зрения, способны к самореализации, имеют достаточно высокий уровень воспитанности, коммуникабельны.

Можно сделать вывод, что проектная методика:

  • формирует у школьников необходимые умения и навыки речевой деятельности;
  • формирование коммуникативной компетенции вне языкового окружения даёт возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли.
  • учащиеся воспринимают язык как средство межкультурного взаимодействия.

– даёт возможность всем без исключения проявить себя; а самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.

  • новизна содержания, форм и методов работы способствует повышению познавательных интересов учащихся.

Таким образом, проектная методика – это незаменимое средство формирования всех видов творческих способностей, не только коммуникативных, но и мыслительных, художественных, актерских. Она имеет широкий спектр учебных возможностей и придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер, даёт возможность использовать современные аксеологический и культурологический подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, включение ученика в различные среды, а также в личностно-ориентированную ситуацию средствами предмета Иностранный язык.

Опытом своей деятельности делюсь с учителями иностранного языка школ города и района. Так, например, в 2005-2006 учебном году мною были даны три открытых урока:

– Урок по теме “Great Britain: a country of traditions”в 7 классе в рамках недели открытых уроков для учителей школы;

– Урок по теме “Why do people travel?”в 8 классе на научно-практической конференции учителей (Приложение 10);

– Урок по теме “Are British and Russian primary schools different?”в 4 классе на районном семинаре руководителей образовательных учреждений (Приложение 11).

Опыт работы по теме «Игра на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся» обобщался на муниципальном уровне. В 2002-2003 учебном году участвовала в районном конкурсе педагогического мастерства «Надежды наши» и стала победителем в номинации «Педагогический успех». В 2003-2006 г. г. выступала с сообщениями из опыта работы и проводила практические занятия на секциях районного методического объединения учителей английского языка по темам: открытый урок в 10 классе по теме “My town” и его самоанализ, «Фонетический практикум» (28. 08. 2003г. ), «Обучение грамматическому аспекту речи» (из опыта работы) (27. 08. 2004г. ), «Аудирование текста с выполнением заданий в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена» с организацией практикума (21. 01 2005г. ), «Углубленное изучение английского языка – проблемы и перспективы» (30. 01 2006г. ). На августовской секции учителей английского языка (28. 08. 2006г. ) были отмечены положительные результаты работы.

Литература

  1. Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода – «Иностранные языки в школе»,2005, №8
  2. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам – М. ,2000.
  3. Зимняя И. А. . Психология обучения иностранным языкам в школе – М. , «Просвещение», 1991

4. Зимняя И. А. , Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения иностранным языкам. – «Иностранные языки в школе», 1991, №3

5. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка. – «Иностранные языки в школе», 2002, № № 2, 3

6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования – М. , 2000

  1. Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе – Центр «Педагогический поиск», М. , 2006
  2. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М. , «Аркти», 2006
  3. Теслина С. В. Проектные формы работы на уроке английского языка – «Иностранные языки в школе» -2002 г. , №3.
  4. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника – Ярославль, «Академия развития», 1997
  5. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования – М. , 2000

Метки: Иностранный язык