Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Статья `Некоторые приемы обучения лексики`

Статья `Некоторые приемы обучения лексики` Одной из важных задач обучения анг­лийскому языку является расшире­ние словарного запаса учащихся. Практика показывает, что учащимся на­много проще назвать предмет, чем описать его признаки. Я часто прошу ребят в тече­ние ограниченного времени записать по группам (существительные, глаголы, при­лагательные) слова, которые у них ассоци­ируются с определенным понятием, темой, например, travelling, summer holidays, и т. д. , и всегда группа прилагательных бывает са­мой малочисленной. Известно, что присут­ствие прилагательных делает речь более выразительной, красочной. Я хочу поде­литься с коллегами некоторыми упражне­ниями и заданиями, которые использую в своей практике и которые помогают уча­щимся обогатить словарный запас прилага­тельными, активно использовать их в речи.

Все приведенные ниже упражнения и задания можно условно разбить на три группы. В заданиях первой группы (I) прилагательные отрабатываются на уров­не словосочетаний. Вторая группа (II) включает упражнения и задания, где уча­щиеся используют прилагательные в пред­ложениях. И, наконец, упражнения и зада­ния третьей группы (III) позволяют уча­щимся использовать прилагательные в расширенных высказываниях и разнооб­разных ситуациях.

I

Подбери прилагательные. Учитель пи­шет на доске три прилагательных и просит учащихся назвать предметы, которые мо­гут характеризоваться сразу всеми этими прилагательными. Например, expensive, important, heavy (a car, a washing machine, a TV tower, etc. );fast, beautiful, dangerous (a motorbike, a tiger, a meteorite, etc. ). Мож­но предложить учащимся в парах или группах записать свои «тройки» прилага­тельных и соответствующие им существительные. Затем учащиеся предлагают дру­гим парам/группам подобрать существи­тельные к этим прилагательным и сравни­вают их с теми существительными, кото­рые записаны у них.

Подбери пару. Учащиеся называют лю­бые пары существительного с прилага­тельным, а учитель записывает их на доске в два столбика:

a funny cat

a dirty dog

a smart woman

a little boy

a hot day

a white blouse

После этого учащимся предлагается со­ставить новые пары с этими словами, а учитель соединяет эти пары линиями.

Подбери к слову подходящее окруже­ние. Учитель записывает на доске:

а) существительное, которое учащимся нужно «окружить» сочетающимися с ним прилагательными;

б) прилагательное, которое нужно «ок­ружить» сочетающимися с ним существи­тельными,

например

а) river

slow fast long quiet cold

warm dark dangerous

б) cold

day hand food weather greeting

river blood war

Учащиеся строят словосочетания используя номинативное и переносные значения Такая работа с лексикой помогает осознать явление полисемии (наличие у одного и того же слова нескольких связанных между собой значений обычно возникающих в результате видоизменения и развития первоначального значения этого слова) в языке

Можно предложить ребятам составить предложения или небольшой рассказ с по­лученными словосочетаниями.

Распредели слова по категориям. На бумаге учащиеся рисуют два столбика и озаглавливают их категориями, которые дает учитель, например:

RO ND SQ ARE.

Далее учитель диктует ряд слов, кото­рые учащиеся должны распределить по этим двум категориям: ball, moon, book, coin, door, desk, sun, videotape, pancake, etc. В книге Five-Minute Activities [3] автор предлагает следующие категории и слова:

Big, small: elephant, mouse, matchbox, house, flower, mountain, pencil, cigarette, egg, sea.

Для более подготовленных учащихся:

Sad, happy: smile, tears, laugh, miserable, tragedy, cheerful, pleasure, depressing, fortunate, celebration, weep, amusing, mourn, joke, delight.

Loud, soft: shout, scream, whisper, crash, murmur, rustle, roar, hum, bang, sigh, squeak, cheer, thunder, tick.

Good, bad: ethical, evil, wicked, virtuous, immoral, naughty, villainous, faulty, saintly, perfect, excellent, deplorable.

Sick, healthy: well, fever, fit, energetic, dis­ease, pain, flourishing, sickness, invalid, blooming, collapse, coma, fine.

Учителя могут подбирать категории и слова в зависимости от изучаемого мате­риала и подготовленности учащихся.

Придумай новые сравнения. Сначала учитель знакомит учащихся с уже известны­ми устоявшимися сравнениями "as. . . as": as busy as a bee, as hungry as a hunter, as proud as a peacock, as white as a sheet, as cool as a cucum­ber, as fit as a fiddle, as poor as a church mouse, as strong as an ox, as blind as a bat, as deaf as a post, as fat as butter, as silent as the grave, as stubborn as a mule, as quick as a flash, as old as the hills, as hard as nails, as sweet as honey, as pretty as a picture, as good as gold, as fresh as a daisy, as cold as ice и др. Это можно сделать по-разному. Менее подготовленным уча­щимся можно раздать карточки, на одних из которых – начало сравнения, а на других -окончание. Ребятам предлагается найти па­ры. Более подготовленных учащихся можно попросить закончить сравнения самостоя­тельно, а потом познакомить их с оригинала­ми. Далее учитель предлагает учащимся придумать новые сравнения как с прилага­тельными, которые встречаются в вышеупо­мянутых сравнениях, так и с другими, на­пример: beautiful, ugly, long, short, clean, dirty, rich, weak, clever, big, small, lazy и др.

II

Опиши соседскую кошку. Это упражне­ние, заимствованное из той же книги Five-Minute Activities, помогает учащимся повто­рить и закрепить известные им прилага­тельные, причем его можно использовать на любом этапе изучения языка. Учитель рису­ет на доске кошку и представляет ее уча­щимся, например: My neighbour's (brother's, friend's) cat is an angry cat. Он записывает слово angry на доске и под буквой а пишет в столбик все оставшиеся буквы алфавита. Далее учитель обращается к классу с вопро­сом What can you say about your neigh­bour's (brother's, friend's) cat? Учащиеся мо­гут предлагать свои примеры с любыми прилагательными, а учитель записывает прилагательные рядом с буквой алфавита, на которую они начинаются, например: My sister's cat is a beautiful/kind/black/good. . . cat. Как правило, некоторые буквы остают­ся без прилагательных (чаще всего j, v, и, z, х). Я предлагаю ребятам поработать дома со словарем и найти подходящие прилагатель­ные, начинающиеся на эти буквы. Таким об­разом, учащиеся не только повторяют изве­стные им слова, но и узнают новые. На сле­дующем уроке это задание проверяется.

Изобрази прилагательное. Один уче­ник с помощью мимики старается «изоб­разить» прилагательное, а другие отгады­вают его: Are you anxious / lazy / bored / thirsty / hungry /surprised/scared. . . ?

Подари комплимент. «Давайте гово­рить друг другу комплименты, ведь это все любви прекрасные моменты», – пел Булат Окуджава. И действительно, комплименты делают людей добрее, а атмосферу в классе дружелюбней. Я предлагаю учащимся гово­рить друг другу комплименты, касающиеся внешности, одежды, способностей и т. д. Ко­нечно, говоря комплименты, трудно обой­тись без прилагательных: Olga, you look wonderful today; Rita, what a lovely blouse you 're wearing today; Alex, you are very strong; Xadia. this beautiful green scarf matches your eyes; Dima. you re made such an interesting report at the lesson of History today, etc.

III

Выскажи свое мнение. Учитель просит ребят назвать пять-шесть любимых жи­вотных/школьных предметов/телевизи­онных передач/певцов/артистов/видов спорта/городов и т. д.

Например: English, Maths, Literature, Sport, Physics. Далее уча­щиеся высказывают свое личное отноше­ние к этим предметам, употребляя прила­гательные в нулевой, сравнительной или превосходной степени: Sport is very exciting. Maths is easier than Physics. English is the most useful subject for me. I think Literature is more interesting than English, etc.

Учащиеся могут сравнивать себя со сво­им соседом по парте (You are taller than I am), одноклассников {Ann is the oldest in our class), домашних любимцев {My dog is smaller than Sasha's), страны, в которых они бывали {Turkey is cleaner than Egypt), ули­цы их города (Tverskaya Street is noisier than our street), кинотеатры {Tickets in . . . are less expensive than in. . . ), совершенно непохожие предметы (elephant – pencil: A pencil is thin­ner than an elephant. An elephant is bigger than a pencil. A pencil is silent and an elephant is noisy, etc. )

Для того чтобы облегчить задачу, учи­тель может предложить учащимся катего­рии, по которым они могут сравнивать предметы/явления. Например, для напит­ков/продуктов: cheap, tasty, healthy, fatten­ing, important to life; для животных: strong, intelligent, fast, beautiful, dangerous; для ви­дов спорта: healthy, tiring, enjoyable, expen­sive, spectacular.

Сделать работу над прилагательными более интересной помогут картинки. Я ча­сто использую рекламные издания, в кото­рых изображены различные марки машин, продукты, дома, мебель, бытовая техника, предметы одежды, обувь и т. д. и прошу ре­бят сравнить их. Увлекательно проходит упражнение, где учитель или один из уче­ников описывают вслух какую-нибудь картинку а другой ученик должен как можно точнее воспроизвести на доске эту картинку, не видя оригинал (Picture Dictation). Например: There is a big square table in the picture. nder the table there is a little ball and a fat cat и т. д. Тот, у кого пе­ред глазами картинка, может поправлять «художника», например: Your ball is too small, it's bigger, или The cat is not so fat, it's thinner.

С более подготовленными учащимися можно провести следующие игры:

Угадай, что я чувствую. Ребята рабо­тают в парах. Они должны внимательно посмотреть на своего партнера и угадать его чувства, например: / think you are angry/happy/sad/frustrated/cheerful, etc. Можно добавить слова-усилители rather, a little, a bit, very, extremely: I think you are a bit worried. Учащиеся либо соглашаются со своими партнерами и комментируют, по­чему он чувствует себя именно так (Yes, I'm angry because I'm hungry), либо возражают (I'm not very tired, just a bit).

Угадай предмет. Сначала учитель описывает какой-либо предмет, находя­щийся в классе, на картинке на стене, в его портфеле и т. д. , не называя его, а учащие­ся этот предмет должны отгадать. Описы­вая его, учитель старается употребить как можно больше прилагательных. Затем ре­бята в тетради описывают подробно, ис­пользуя прилагательные, свой предмет. В качестве опоры можно дать следующий план:

It's_(colour)

It's_(size)

It's_(shape)

It's made of_(substance)

It's used for_(purpose)

It belongs to_(owner)

Напиши синквейн. Вниманию учащихся предлагается текст-модель, со­стоящий из 5 строчек (Cinquan роеm): Mother kind, helpful caring, loving, sharing a special person in my life a friend.

Затем ребята пробуют создать свои тек­сты по следующей схеме: Line 1: Write a nounLine 2: Write two adjectives describing this noun

Line 3: Write three words ending with -ing (active words) that describe what the noun on Line 1 might do

Line 4: Write a phrase describing the noun on Line 1

Line 5: Write a synonym of the word on Line 1

Вот один из текстов на тему New Year's Day:

New Year's Day

happy, funny entertaining,

giving presents, smiling

the best time in the year

a holiday

Скажи, кем бы ты хотел стать. . .

В занимательной форме ребя­та повторяют прилагательные, их сравни­тельную и превосходную степени, а после этого выполняют творческое задание – со­здают собственные тексты, включающие этот грамматический материал. Работа включает несколько этапов:

– Каждая пара выбирает одно из суще­ствительных, записанных учителем на до­ске, и подбирает к нему не менее трех прилагательных, которые у них ассоциируют­ся с этим существительным (associations), и, по крайней мере, одно прилагательное, которое они никогда бы не употребили с этим существительным (disassociation), например: ice cream: cold, delicious, white (associations)/ hot (disassociation).

– Ребята вслух читают свои словосоче­тания, а учитель записывает на доске толь­ко прилагательные.

– Один из учащихся выкрикивает имя своего одноклассника и одно из прилага­тельных, записанных на доске. Тот, в свою очередь, должен назвать сравнительную и превосходную степень прилагательного. Если это было сделано без ошибок, учитель стирает слово с доски. Так продолжается до тех пор, пока все слова не исчезнут с доски, т. е. пока учащиеся не назовут правильно степени сравнения всех прилагательных.

– Учитель представляет учащимся сле­дующий текст (на доске или на отдельных листочках):

The most colourful butterfly

The sweetest cheesecake

The most beautiful tiger

The smallest snowflake

The fastest caterpillar

and the most dangerous snowman.

These are what I would like to be.

– Разумеется, учитель может составить свой текст.

– Учащимся предлагается самим напи­сать аналогичные тексты на тему I'd like to be. . . Они могут пользоваться двуязычным словарем.

Придумай ассоциации. Учащимся предлагается записать словосочетания, со­стоящие из прилагательного и существи­тельного, которые у них ассоциируются с предложенными понятиями и ситуация­ми, например:

A scary story: strange noises, a dark night, a terrible scream. . . .

A birthday party: (in)formal clothes, delicious food, a decorated room, loud music, funny surprises. . .

An unsuccessful visit to the cinema: a long queue, expensive tickets, uncomfortable seats, noisy neighbours, a boring film. . . После этого ребята могут составить небольшой рассказ по этим ситуациям с использова­нием предложенных ими словосочетаний.

Для отработки сравнительной и превос­ходной степени прилагательных хорошо подходят различные викторины и инте­ресные факты, которые, например, можно найти в Книге рекордов Гиннеса [5]. Неко­торые интересные, на мой взгляд, материа­лы, которые можно использовать на уроке, даны в приложении к данной статье.

Литература:

1. Gunter Gerngross, Herbert Puchta Creative Grammar Practice. – Longman, 1999.

2. Penny r Grammar Practice Activities. -Cambridge, 1996

3. Guinness World Records 2000. – Guinness World Records LTD.

4. Collins Dictionarv. – Random House, New York, 1999

Приложение

FACTFILE FROM THE G INNESS BOOK OF WORLD RECORDS 2000 MISCELLANEO S

.

– The biggest mammal is the blue whale. It weighs 3 tons at birth and about 26 tons at the age of 12 months. -

– The largest living bird is the ostrich. It can grow up to 9 ft. tall.

– The world's fastest talker, Sean Shannon (Canada) recited Hamlet's "To Be or Not to Be" (260 words) in a time of 23. 8 seconds (equivalent to 655 words per minute).

– The oldest living person whose date of birth can be verified is Sarah Clark Knauss who was born in 1880 in the SA. She married in 1901 and has a daughter in her nineties, a grandson, three great-granddaughters, five great-great-grandchil­dren, and one great-great-great grandson.

– The longest dance marathon lasted for 5148 hours 28 min. 30 sec. from August 29, 1930 to April 1,1931 in Chicago, SA. The winners Mike

– The biggest hamburger ever weighed 2. 5 tons and was made in 1989 in the SA.

– The biggest Barbie doll collection belongs to Tony Mattia from England. He has 1,125 dolls. He changes the dolls' costumes once a month and reg­ularly brushes their hair.

– The Sultan of Brunei has the biggest palace in the world. It is worth $422 million. It has 1,788 rooms, 257 toilets and there are 110 cars in the underground garage.

– The longest car – a ЮО-ft. -long, 26-wheel limo, is equipped with a swimming pool with a div­ing board and a king-size waterbed among other features. It was designed in California, SA.

– The tallest living woman at 7ft. 71/4 in. is Sandy Allen ( SA), and the tallest living man is Radhouane Charbib of Tunisia. In 1999 he was 7 ft. 8 9/10 in. tall.

– The heaviest person in medical history was Jan Minnoch ( SA) who was 6 ft. 1 in. tall and weighed 1,400 lb. when he was taken to hospital in 1978.

S PERLATIVE Q IZ

1. Which is the highest mountain in the world? (Everest)

2. Which is the largest lake in the world? (the Caspian Sea)

3. Which is the biggest island in the world? (Greenland)

4. Which is the largest desert in the world? (Sahara)

5. Which is the longest river in the world? (the Nile)

6. Which is the largest planet in the solar sys­tem? (Jupiter)

7. Which is the lowest place in the world? (the Dead Sea)

8. Which animal lives the longest? (the turtle)

9. Which is the largest snake in the world? (the anaconda)

10. Which is the fastest animal in the world? (the cheetah)

Метки: Иностранный язык