Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Тема: Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Тема: Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Тема: Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Цель урока:

образовательная: углубить знания учащихся в литературоведении и географии; использование частично – поискового метода работы в мини-исследованиях, изучая литературное произведение, чтении и анализе карт, определения свойств минералов.

воспитательная: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; эстетическое воспитание, развитие творческого мышления, познавательного интереса, информационной культуры.

развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Формирование умения работы с литературным текстом, картами, таблицами; развитие внимательности, логического мышления; расширение кругозора, подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

Проблема урока: Как перекликается в оде Ломоносова красота поэтического слова и богатства

Рифейских гор?

Форма урока: Урок-исследование с использованием информационно-коммуникационных и личностно-ориентированных технологий.

Оборудование урока: доска с плакатом со словами В. Г. Белинского, портрет М. В. Ломоносова, демонстрационный стол со свечами, глобусом, перьями-ручками, кейсы-папки «Академики», отчеты учащихся, минералы, грамоты, атласы, компьютер, проектор, презентация MicrosoftOfficePowerPoint.

Оформление доски:

Портрет Ломоносова, контурная карта России.

Плакат со словами В. Г. Белинского: «С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим», « …на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!».

Ход урока

1. Оргмомент. Звучит музыка В. Моцарта. Входят в класс учитель географии в костюме М. В. Ломоносова и учитель литературы в костюме Елизаветы Петровны. Слайд 1

Уч. Л. : Доброе утро, ребята!

Уч. Г. : Мы рады встречи с вами.

Я – учитель географии Медведева Надежда Алексеевна.

Уч. Г. : Я учитель русского языка и литературы Каразбаева Р. Ш.

2. Вводная часть урока.

Елизавета Петровна: Сегодня наш урок необычен. Мы с вами, ребята, окунемся в прошлое, на два века назад. Встретимся с историческими и государственными деятелями.

Ломоносов: Я – Михайло Васильевич Ломоносов, буду возглавлять научное общество юных академиков. У нас на ученом совете будет три кафедры: «стихотворцы» – литераторы, «ландкартисты» – картографы и «минерологи» – геологи. Слайд 2

Елизавета Петровна: Так называл данные специальности сам Ломоносов. Слайд 3

Как вы думаете, почему мы переместились именно в Академию Ломоносова? (в 2011 году у Ломоносова юбилей – 300 лет со дня рождения).

3. Основная часть урока.

Цель урока для учащихся:

Слайд 4

Елизавета Петровна: Я пришла к вам на заседание ученого совета, дабы полезно мне будет узнать, как перекликается в оде Ломоносова красота поэтического слова и богатства Рифейских гор?

На какие такие щедроты обращаете мой взор в Рифейских горах и Сибири, какая полезность и богатство исходят из них. Хочу самолично утвердиться, знают ли академики приемы стихотворства в Вашей «Оде на день восшествии на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Все желаю узреть и ведать обо всех делах ваших.

Ломоносов: Академики мои, высокочтимые, не посрамим имя славныя нашей Академии, докажем правоту моих слов великодержавной Императрице Елисавете Петровне. Проведем мини-исследование по трем направлениям. Вам в помощь предлагаются кейсы с материалами исследования. Откройте их и ознакомьтесь с ними.

Елизавета Петровна: Вам, Михайло Васильевич, хочу сказать, славно слагаете оды, ладно, торжественно. Отца моего, Петра Алексеевича, почитаете. А знают ли наши академики, что такое ода, кому обычно посвящается, какие основные признаки у этого произведения? (Отвечают ученики)

Молодцы! Ода Михаила Васильевича большая, а мы обратимся к отрывку из произведения, где речь идёт о нашем крае: Слайд 5

И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копиём;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоём.

Плутон в расселинах мятется

Что россам в руки предается

Драгой металл из гор;

Который там натура скрыла

От блеску дневного светила

Он мрачный отвращает взор.

Обратитесь снова к строкам. Что подразумевается под Рифейскими горами? (Уральские горы)

Сможете ли вы растолковать мне щедроты земли Уральской, которые прославляет Михайло Васильевич?

Ломоносов: Что ж, уважаемые академики, приступим к работе.

4. Мини-исследования учеников.

Знакомим с задачами исследования. Слайд 6

Елизавета Петровна: Задание для группы «Стихотворцы». Я хочу, чтобы академики показали свои знания в стихотворчестве. Какие изобразительно-выразительные средства (тропы), характерные для поэтической речи, встречаются в этом отрывке? Коли хватит вам времени, то переложите эти же строки на современный лад. Кейс для стихотворцев

Слайд 7

Ломоносов: Задание для группы «Ланкартисты». Задача исследования: обнаружить минералы, определить, какими минерально-сырьевыми ресурсами богат Урал? Какие отрасли промышленности получили развитие на Урале? Кейс для ланкартистов

Слайд 8

Ломоносов: Задание для минерологов. Ломоносов говорил, что илецкая соль дюже высокого качества. По внешним признакам сравните поваренную соль двух разных месторождений. Сделайте вывод о её качестве.

Кейс для минерологов

Звучит музыка В. И Моцарта. Идёт работа в группах. 8/

Елизавета Петровна: Уважаемые академики! Вам слово.

Выступление групп

1. Стихотворцы.

2. Ландкартисты.

3. Минерологи.

Елизавета Петровна: (стихотворцам после выступления)

Ода – торжественное произведение, в котором поэт выражал восторг перед величием свершившихся деяний. Михаил Васильевич. славил просвещенный разум высокой речью, насыщенной церковнославянизмами( токмо, сей, раченья, дщерь), речь в оде украшена неожиданными, смелыми сравнениями (Минерва – царица), изысканными метафорами ( Верьхи Рифейски), риторическими фигурами, инверсиями, вспоминая античных богов. Возвышенной стихотворной речи соответствовала интонация, создаваемая ораторскими оборотами. Итак, основная разновидность оды – торжественная, похвальная ода просвещенного разума, государственной мудрости монархини.

Уважаемые академики, знание этих и других особенностей художественных произведений, тропов вам весьма полезны будут, особенно при сдачи экзаменов в форме ГИА в конце этого учебного года.

Ломоносов: (после выступления ландкартистов) Слайд 9 – 10

Мое предположение подтвердилось. В настоящее время Урал является главным районом добычи и переработки полезных ископаемых.

Существует две гипотезы происхождения нефти. Автором биогенной гипотезы считают М. В. Ломоносова. Именно ее преподают в школах: нефть образовалась из останков мертвых организмом и буйной растительностью, некогда покрывающей планету. Параллельно развивалась минеральная (неорганическая) гипотеза. Её суть в том, что «черное золото» – продукт химических реакций, которые идут на большой глубине, которая через трещины выдавливается ближе к поверхности. Эту версию отстаивал Д. И Менделеев.

Одна теория отличается от другой еще и продолжительностью процесса. Если нефть произошла из биоостанков, значит, на это ушли миллионы лет. А если в результате химических реакций – то в течение нескольких веков, а то и десятилетий. Значит, запасы возобновляются быстрее, чем принято считать».

На границе Грузии и Азербайджана есть два крохотных месторождения, но они более 100 лет дают нефть. И вот спустя 50 лет запасы восстанавливаются, причем колоссальными темпами. Так кто же был прав, Ломоносов или Менделеев? (по статье Д. Писаренко, «Аргументы и факты»,2007,№4)

Ломоносов – минерологам. Визитной карточкой Урала являются и другие минералы.

Слайд 11 – 15

Озеро Развал. Слайд 16 – 18

В конце первой половины XVIII века илексой солью заинтересовался оренбургский губернатор Неплюев. Он послал туда экспедицию во главе с маором Кублицким. О несметных запасах соли было сообщено в Санкт-Петербург. Туда же были отправлены образцы соли. Ее всесторонне исследовал великий русский ученый М. В. Ломоносов. Исследования были произведены не тщательно, однако и они достаочно убеждали в выгодности разработки здешней соли более рациональным образом. Благодаря добычи соли появился уникальный объект – Бальнеологический курорт, который пользуется большим спросом не только у населения области, но и России.

5. Подведение итогов исследований.

Елизавета Петровна: Вижу, академики, доказали, что в этих строках вся красота и дивность слога, щедротами несметными богата Россиия – матушка и Урал. Согласно я, Михайло Васильевич, “России могущество будет прирастать Уралом и Сибирью” и слагаете Вы:

О вы, которых ожидает

Отечество из недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собствнных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Не зря я вам жаловала две тысячи монет за эту оду.

Ломоносов: Да, да, два воза медных монет доставили мне.

Елизавета Петровна: На тот момент других в казне не было.

7. Подведение итогов урока.

Елизавета Петровна: Академики! Вернемся к нашей проблеме. Слайд 19

В этом небольшом произведении вы смолги увидеть красоту поэтического слова и богатство земли Уральской, где обнаружено 15 тысяч минералов и др. Слайд 20

И замечательная наша Илецкая соль, известная во всем мире. Слайд 21

Как не порадоваться таким щедротам, такими славными академиками, доказавшими это.

Ломоносов: Хорошо поработали, не посрамили честь нашей академии. Теперь нам надо собрать доказательства рачений ваших. Обратимся к кейсам. Задания: сочините оду, выполните сейнквейны и обозначьте положение Уральских гор и этой самой Илецкой соли на карте, дабы труды ваши представить императрице для обозрения. . .

Работа в группах

Выступление учеников.

8. Заключительная часть урока.

Елизавета Петровна: Премного довольна я вами и потому не просто пришла, а с подарками – грамотами за ваши труды. Михайло Васильевич, кто отличился сегодя, кто достоин награды государевой?

Ломоносов: “Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вождленное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы. . . ” (награждение грамотами учеников)

Ломоносов: Об олимпиадах в честь М. В. Ломоносова, сообщение о сайте. Слайд 22

Елизавета Петровна: Обращение к эпиграфу автора В. Г. Белинского:

«С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим»,

« …на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Благодарят учеников за урок.

Список использованной литературы:

1. Алексеев А. И. География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений – М. : Просвещение, 2007;

2. Ром В. Я, Дронов В. П. География России: Население и хозяйство. 9 кл. : Учеб. для общеобразовательных учебных заведений – М. : Дрофа ;

3. . Коровина В. Я. Литература: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 – М. : Просвещение, 2008.

Интернет ресурсы:

1. http://lomonocov. pomorsu. ru/dates. html \\ http://www. hrono. ru/text/2005/uzi12_05. html

2. http://www. litera. ru/stixiya/articles/783. html

3. http://virlib. eunnet. net/lithica/ural/1953/04. htm

4. gov. cap. ru/home/121/raznoe/russkij_yazyk/300_lomonosov/pril k pi998 (урок Ломоносова). doc

5. http:// ru. wikipedia. org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич 558k

6. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:African_Buffalo. JPG

7. http:// ru. wikipedia. org/wiki/Минерал 76k

8. http:// ru. wikipedia. org/wiki/Поваренная_соль 72k

9. klopotow. narod. ru/soveti/opred. htm 4k

10. lomonosov. msu. ru/ 16k

11. www. krugosvet. ru/. . . /LOMONOSOV_MIHAIL_VASILEVICH. html -

Н. А. Медведева, МБОУ "Тюльганская СОШ №1", Оренбургская область

Метки: География