Урок-изучение нового материала по теме: "Реки"
Урок-изучение нового материала по теме: "Реки"
Цели урока:
Обучающая: Сформировать представление о реке, ее частях, речной системе.
Развивающие:
1. Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.
3. Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
4. Способствовать формированию компетенций – учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.
Воспитательные:
1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям
2. Прививать чувство прекрасного при изучении материала.
3. Формирование экологической культуры.
Задачи: научить определять левые и правые притоки, характеризовать реку по плану, выделять части реки, дать им определение, исходя из наглядного материала.
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России (интерактивное наглядное пособие), интерактивная доска, карточки с терминами.
Конспект урока
Основные этапы изучаемого материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся. |
Организационный момент. Слайд №1 | Определение темы, цели и задач урока | |
Актуализация знаний: (разгадываем загадки) |
1. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе, узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. 2. Так почему же голубой наш общий дом, наш шар земной? |
Разгадка загадки, ответы на вопрос. |
Изучение нового материала. Слайд №2 «Чуден Днепр при тихой погоде », «Редкая птица долетит до Днепра » (гоголевские строки) – О,Волга!. . колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? ( Некрасов) |
Ребята, прочтите эти строки известных вам писателей и поэтов . Попробуйте определить тему урока. | Чтение стихов и прозы на слайде. Определение темы урока: «Реки» |
Итак, на первом этапе урока мы знакомимся с реками. |
Обучающиеся определяют цель и задачи на данном этапе урока | |
Работа с тетрадью и атласом. |
Найдите на карте мира самые крупные реки и запишите их в тетрадь. Попробуйте дать определение реке. |
Определение по карте рек и запись их в тетрадь. (варианты определения) |
Демонстрация слайда №3 |
Внимательно посмотрите на экран. – Откуда берут начало реки? – А куда они несут свои воды? |
(ответы– предположения) |
Работа с интерактивной доской |
Цель: сформировать представление о речной системе. Учитель изображает речную систему в виде опорного сигнала(ЛОСа), разными фломастерами, показывает левые и правые притоки и просит ребят догадаться какие притоки и почему левые, а какие правые. Делит всю речную систему на три части и заштриховывает верхнее, среднее и нижнее течение реки. |
|
Демонстрация слайда №4 |
Какие части имеет река? |
Самостоятельное определение цели и задач следующего этапа урока. По слайду учащиеся определяют части реки. |
Работа со словарными словами и тетрадью. | Уточним, ребята, ваши предположения по учебнику и запишем словарные слова в тетрадь. | Запись словарных слов в тетрадь. |
Слайд №5 Дайте определение терминов: устье, русло, приток, исток, эстуарий, дельта. Угадай реку: Я сибирская река, широка и глубока. Букву « е» на «у» смени– Стану спутником земли. (Лена-луна) Ты меня, наверно, знаешь Я сказки Пушкина герой. Но если «я» на «н» сменяешь, Сибирской стану я рекой. (Елисей-Енисей) |
Работаем со слайдом. |
Учащиеся дают ответы на вопросы. Устно описывают реки (по своему выбору), показывают их на карте. |
Закрепление по слайду №6 Географический диктант. 1 в. 2 в. 1. – речная долина – 8. 2. -речная система – 7. 3. – русло реки -– – 6. 4. – пойма реки-– – 5. 5. – эстуарий --– – 4. 6. – исток реки -– – 3. 7. – устье реки -– – 2. 8. – дельта реки – 1. |
А теперь, изучив тему, с обратной стороны своих рабочих тетрадей мы напишем географический диктант. |
Самостоятельная работа учащихся по вариантам. |
Взаимооценка. | Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, я зачитываю верные ответы, вы проверяете работы соседа по парте и ставите оценки. Критерии оценок на доске. |
Проверка работ и взаимооценка. |
Коррекция |
– Что вам понравилось на уроке больше всего? – Чьи рассуждения были особенно интересны? – может быть, вы открыли сегодня для себя что-то новое? – Спасибо за урок. С вами было очень интересно. Молодцы |
Выражение своих чувств излюбленному месту летнего отдыха |
Домашнее задание. Слайд 8 | Выучить словарные слова, дать устное описание реки нашего поселка Торопы по плану (внимание на экран) | |
А. А. Глазкова, МБОУ "Староторопская СОШ", п. Старая Торопа, Западнодвинский район, Тверская область
Метки: География