Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока географии "Сколько нас, россиян?"; 8 класс

Конспект урока географии "Сколько нас, россиян?"; 8 класс

Тип

урока: вводный, изучение нового материала.

Тема урока: «Сколько нас, россиян?».

Продолжительность: 1 урок, 45 минут.

Класс: 8 класс.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

поисково-исследовательский.

Место урока в учебной программе: социально-экономическая

география и физическая тесно связаны между собой.

Природа нашей страны сильно изменена человеком,

он приспосабливается к природе, учитывая ее особенности.

Население территории – связующее звено между ее природой

и хозяйством. Изучение географии населения подготовит к

пониманию географии хозяйства России, которое дети будут

изучать в 9 классе.

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень

по учебнику А. И. Алексеева «География России. Природа и население».

Оборудование: политическая настенная карта мира; учебник

А. И. Алексеева «География России. Природа и население»

8 класс; ноутбук с проектором; таблицы, графики и диаграммы;

презентация к уроку и к докладу: «Перепись населения».

Ценностный компонент урока: человек – высшая ценность.

ЦЕЛЬ:

Познакомить обучающихся с численностью населения России,

выяснить, какие изменения численности происходят и по каким причинам.

ЗАДАЧИ:

Познавательная

Расширить знания обучающихся о географии России,

сформировать стандартный минимум фактических

сведений о численности населения, демографическом

кризисе, демографическом «взрыве».

Развивающая:

Развивать умение анализировать, сравнивать таблицы и графики,

выявлять проблемы, составлять таблицы, создавать презентации,

развивать речь.

Воспитательные:

Формировать гражданскую позицию, патриотические чувства.

Опережающее задание обучающимся:

Приготовить презентацию: «Перепись населения», сообщение

«Демографическая политика Российского государства».

Ход урока.

Этап

Действия

Примечание

1

Организационный этап.

  1. Приветствие учеников, проверка готовности детей к уроку.
Вступление. Учитель:

«Здравствуйте!» – то есть будьте в хорошем здоровье,

Это – главное в жизни.

Я вам главного, лучшего в жизни желаю.

– Здравствуйте! Я вас встретил впервые.

Но я – человек, и вы – человек –

Мы люди на этой земле.

– Здравствуйте,

Как я рада

Что могу вам это сказать!

Я обращаюсь к вам словами поэта Владимира Солоухина и надеюсь наше сотрудничество на уроке будет успешным.

Слайд №1,2

2

Подготовка учеников к активному и сознательному усвоению нового материала.

Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение темы «Человек и природа». Перед вами физическая карта России, она вам хорошо знакома, что мы по ней можем узнать? ( Реки, озера, горы, равнины, болота – природа).

А вот это – экономическая карта России, по ней можно узнать о хозяйстве нашей страны. Кто занимается хозяйством? (Люди)

Природа нашей страны сильно изменена человеком, он приспосабливается к природе, учитывая ее особенности. Население территории – связующее звено между ее природой и хозяйством. Изучение географии населения подготовит вас к пониманию географии хозяйства России, которое вы будите изучать в 9 классе.

Изучение населения играет важную роль!

Вопрос классу: Какую роль? Для чего нам нужно изучать население? Дайте ответ, используя подсказки на доске (города, рабочие, профессии, возраст, образование, национальность).

Беседа.

Вывод: Изучение населения играет важную роль, прежде всего – для выработки региональной политики: чтобы понять, надо ли ограничивать рост крупных городов? Следует ли привлекать рабочие руки из других государств? И если да, то сколько? На какие рабочие специальности, и на каких условиях каждый из нас согласится трудоустроиться?

Учитель: Что нам с вами предстоит изучить в разделе «Население России»?

Работа с рисунком 196 на стр. 235 (на рисунке показаны основные разделы географии населения).

Вывод: Таким образом, география населения отвечает на три главных вопроса:

1. Где живут люди?

2. Кто они?

3. Как они живут?

Учитель: Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно одно важное число. Как вы думаете, что эта за число?

Ответ: Сколько нас, численность населения.

Запись числа и темы урока в тетрадь.

Сегодня на уроке мы должны узнать:

– о численности населения России, как она менялась и почему; о демографической политике Российского государства.

Усвоить понятия:

– демография,

– демографический кризис,

– демографический «взрыв».

Слайд №3

Слайд №4

Слайд№5,6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

3

4

5.

Усвоение новых знаний.

Учитель: Наука, изучающая население и закономерности его развития называется демография.

Вопрос классу: Как можно получить достоверные сведения о численности населения?

Ответ: С помощью переписи населения.

Учитель: интересна история переписей в России.

Просмотр видеоролика.

Учитель: Вот так бывает в сказках. А как же на самом деле проходило это важное мероприятие для России. Группа ребят изучила эту тему и сегодня на уроке покажет свою презентацию, а вы ребята, в ходе просмотра определите, какие цели ставятся перед проведением переписи населения.

Показ презентации «Перепись населения».

Учитель организует беседу о целях переписи населения (вывод: перепись населения проводится с целью выработки региональной политики).

Учитель: Вы знаете, что последняя перепись населения проводилась в октябре 2010 года. Какова сейчас численность населения России? На этот вопрос нам попробует найти информацию в Интернете один ученик.

Беседа с классом: Какие вопросы задавали переписчики в ходе переписи 2010 года?

Вывод: Перепись – это не просто подсчет жителей России, это изучение их образа жизни, своего рода моментальная фотография многомиллионной страны, на которой будет отражено, сколько нас и как мы живем.

Учитель: Перепись населения проводится один раз в 10 лет, дальнейшие изменения численности населения выявляют с помощью текущего учета: естественного движения и механического движения.

Результат поиска в Интернете численности населения России по итогам переписи населения 2010 года записывается на доску. Сравнение. Выводы.

Учитель: А теперь определим место России в мире, сравним численность населения России и других стран, используя диаграмму и таблицу 1 раздаточного материала.

Задание1. Изобразить на шаблоне столбчатой диаграммы численность населения первой десятки стран и их название (используя таблицу 1 раздаточного материала).

Два человека выполняют эту работу на компьютере.

Анализ и выводы. Показ на карте стран.

Учитель: Население увеличивается или уменьшается по определенным причинам, в результате изменения численности населения могут наблюдаться демографические кризисы и «взрывы».

Учитель: Сегодня для нашей страны, как и для большинства развитых стран, характерен демографический кризис. Причем таких кризисов в истории России было несколько.

Задание 2. Проанализировать численность населения на территории России в 18-20 в. (по рис. 197, стр. 237), отметить резкое изменение численности, объяснить причину; выделить отрезок спада, объяснить причину.

Учитель: Проанализируем график, расположенный на стр. 237 рис. 197.

А) Что отмечено на горизонтальной оси?

Б) Что отмечено на вертикальной оси?

В) Сопоставьте показатели по горизонтальной оси и по вертикальной оси.

Г) Проследите за линией, отражающей изменения численности населения.

Д) В какой период наблюдался наибольшой спад населения? Вспомним важные события, произошедшие в нашей стране и повлиявшие на уменьшение численности населения?

Наши мысли оформим в виде таблицы «Демографические кризисы в истории России», используя текст учебника на стр. 237.

Учитель: Проверим, как вы справились с заданием.

Ученики делают выводы по каждому этапу отдельно.

Учитель: Численность населения страны нестабильна. В настоящее время численность населения России уменьшается. Вопрос классу: Что влияет на снижение численности населения сегодня? Ведь сейчас нет у нас ни войны, ни голода, ни репрессий?

Показ слайдов. Выводы. Запись в тетрадь 4 демографического кризиса.

Учитель: Но не все так плохо, к нашему счастью в России наблюдались и демографические «взрывы». Используя график на стр. 237 назовите периоды демографического «взрыва».

Вывод: демографические «взрывы» в России наступали после окончания войн.

Задание 3. Познакомьтесь с графиком на стр. 238 рис. 198, текстом последнего пункта параграфа 43 «Сколько всего людей потеряла Россия вследствие демографических кризисов 20 в. ?

Дайте ответ на вопросы по графику.

Анализ графика.

Вывод: Фактическая численность населения намного ниже гипотетической.

Учитель: Давайте посмотрим на изучаемый вопрос с другой стороны, как вопросы демографии решаются в нашей стране? Об этом нам расскажет ученик, который дома подготовил сообщение по данной теме.

Сообщение обучающегося «Демографическая политика Российского государства».

Учитель: Дмитрий Анатольевич Медведевна заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике сказал: «Мы будем заниматься демографическим развитием самым серьезным образом. Нам одинаково важны и увеличение рождаемости, и создание условий для достойной и физически благоприятной жизни во всех возрастах и, конечно, в старости».

Сегодня в нашей стране принята и успешно реализуется Концепция демографической политики Российской федерации на период до 2025 года.

Учитель: А теперь посмотрим портрет населения города Вышний Волочек. Все тенденции, характерные для демографии России, проявляются и в нашем городе.

Задание 4. Рассмотрите динамику численности населения города Вышний Волочек (таблица 2 раздаточного материала).

Проанализируйте, сделайте выводы.

Вывод: численность населения города Вышний Волочек уменьшается. Подумайте почему? Есть ли будущее у города?

Закрепление новых знаний.

Учитель: Мы завершили изучение нового материала.

Вернемся к цели урока, мы узнали:

– о численности населения России, как она менялась и почему; демографической политике Российского государства;

Усвоили понятия:

– демография,

– демографический кризис,

– демографический «взрыв».

Учитель: Цели урока достигли, а теперь я предоставляю вам возможность проверить себя.

Решение кроссворда. В ходе решения кроссворда определить ключевое слово (воспроизводство).

Учитель: Изучением темы «Воспроизводство населения» мы займемся на следующем уроке.

Домашнее задание:

Параграф 43, стр. 239 вопрос №3 письменно.

Индивидуальное задание: найти информацию о рождаемости и смертности в городе Вышний Волочек за последние 5 лет.

Слайд №11

Слайд №12,13

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17,18

Слайд №19

Слайд №20

Слайд №21-27

Слайд №28-31

Слайд №32

Слайд №33

Слайд №34

Слайд №35

Слайд №36-38

Слайд №39

Слайд №40

Слайд №41

Метки: География