Почвенно-растительный покров, животный мир. Земельные и биологические ресурсы (5 ч. )
Почвенно-растительный покров, животный мир. Земельные и биологические ресурсы (5 ч. )
Планирование.
ВЛ | ММ | ПР | ТУЗ | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1-2 уроки.
Вводная лекция (ВЛ): «Растительный и животный мир РФ. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Красная книга РФ, РТ. Природно-ресурсный потенциал. Почвы РФ, РТ. Закономерности распределения почв. Почвы и человек».
3 урок.
Отработка новых понятий, терминов, определений по мурманской методике (ММ).
4 урок.
Практическая работа. Описание почв РФ, РТ.
5 урок.
Тематический учет знаний.
Листок учителя (мурманская методика)
Понятия, Определения |
Вопросы | Задания | Карточки |
1. Почвы | 1. 1. Что называется почвой? (У1, с. 90; У3, с. 106) |
1. 2. Чем отличается почва от горных пород? | Красная 1. 1; 10. 1; 1. 2; 10. 2. |
2. Почвообразующие факторы | 2. 1. Назовите известные вам условия почвообразования (У1, с. 90; У3, с. 106) |
2. 2. Какие из природных условий наиболее благоприятны для почвообразования? Выделите главные почвообразующие факторы для почв вашего края. | Оранжевая 2. 1; 8. 1; 2. 2; 8. 2. |
3. Структурные и бесструктурные почвы | Что такое структурные и бесструктурные почвы? (У3, с. 107-108) |
3. 2. Почвы с какой структурой наиболее благоприятны для растений? | Желтая 3. 1; 12. 1; 3. 2; 12. 2. |
4. Почвенный профиль | 4. 1. Из каких горизонтов состоят почвы? (У1, с. 94; У3, с. 108;) | Какая взаимосвязь существует между горизонтами почвы? | Зеленая 4. 1; 9. 1; 4. 2; 9. 2 |
5. Изменение почв во времени | 5. 1. Как происходит биологический круговорот? (У3, с. 109) |
5. 2. Почему почвы тундр, несмотря на большое количество растительных остатков, содержат также мало гумуса, как и почвы пустынь?
|
Голубая 5. 1; 13. 1; 5. 2; 13. 2. |
6. Типы почв в России | 6. 1. Назовите основные типы почв России (У1, с. 95-96; У3, с. 111-112) |
6. 2. Чем определяется разнообразие почв нашей страны? Сопоставьте рис 43 (У1, с. 94) с почвенной картой атласа и определите, какие почвы преобладают в лесной зоне, какие в степной.
|
Синяя 6. 1; 11. 1; 6. 2; 11. 2 |
7. В. В. Докучаев – основоположник почвоведения.
|
7. 1. Исследования В. В. Докучаева (У1, с. 98-99) |
7. 2. Какие почвы В. В. Докучаев назвал «царем почв» и коренным, основным богатством России? | Розовая 7. 1; 14. 1; 7. 2; 14. 2 |
8. Почвы и человек | 8. 1. Что называется эрозией? В чем различие между естественной (нормальной) и антропогенной (ускоренной) эрозиями? (У3, с. 113-114) |
8. 2. Составьте таблицу: «Причины развития эрозии» | |
9. Значение почвы для жизнедеятельности человека | 9. 1. Как используются почвы человеком? (У1, с. 97) |
9. 2. На основании анализа рис. 45 (У1, с. 100) заполнив схему, определите территории, где преобладают указанные виды мелиорации. Отметьте эти территории на контурной карте. | |
10. Охрана почв | 10. 1. Перечислите главные противоэрозионные мероприятия. (У1, с. 98) | 10. 2. Какие последствия наступают при распашке пойменных земель? | |
11. Мелиорация почв | 11. 1. Дополните определение: «Мелиорация – это система мер, направленных на …» (У3, с. 116) | 11. 2. Назовите мелиоративные мероприятия, соответствующие землям: 1) переувлажненным. 2) засушливым, 3) малоплодородным, 4) засоренным валунами, кустарниками, 5) с растущими оврагами. |
|
12. Рекультивация | 12. 1. Что называется рекультивацией почв? (У3, с. 116) | 12. 2. Дайте экономическую оценку почвам своей местности (урожайность основных культур, затраты на восстановление плодородия почв). | |
13. Растительный и животный мир РФ | 13. 1. Дополните определение: «Растительный и животный мир часто называют…». Что богаче по видовому составу – растительный или животный мир РФ? (У1, с. 102-104) |
13. 2. По карте (У1, с. 103) определите, где находились центры формирования и очаги расселения флор. С какими материками и странами схож растительный и животный мир нашей страны. | |
14. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | 14. 1. Что такое биологические ресурсы? С какой целью создаются заповедники, национальные парки? (У1, с. 111-114) |
14. 2. Укажите, какие животные и птицы охраняются в заповедниках: 1) Астраханском; 2) Баргузинском; 3) Беловежской пуще; 4) Воронежском; 5) Кандалакшском. |
Карточки, используемые при работе по методике ММ
Почвенно–растительный покров, животный мир. Земельные и биологические ресурсы. 1. Что называется почвой? (У1, с. 90; У3, с. 106) 2. Перечислите главные противоэрозионные мероприятия. (У1, с. 98) |
||
1. Чем отличается почва от горных пород? 2. Какие последствия наступают при распашке пойменных земель? |
Тематический учет знаний по теме
«Почвенно-растительный покров.
Земельные и биологические ресурсы»
1. Верхний, рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения:
а) почва
б) гранит
в) базальт
2. Основоположник науки о почвах, русский ученый:
а) Мичурин
б) Докучаев
в) Вавилов
3. Работа по улучшению земли называется:
а) время
б) растения
в) мелиорация
4. Назовите главное свойство почвы:
а) плодородие
б) орошение
в) осушение
5. Из чего состоит почва:
а) растения
б) животные
в) глина
6. Назовите состав почвы:
а) материнская порода
б) перегной
в) климат
7. Самая плодородная почва:
а) структурная
б) бесструктурная
в) комковатая
8. Какой природный компонент влияет на образование почвы:
а) климат
б) растительность
в) животные
9. Почва тайги называется:
а) серая лесная
б) подзолистая
в) каштановая
10. «Царем» почв называют:
а) черноземы
б) красноземы
в) сероземы
11. Неблагоприятные последствия, связанные с разрушением почв называются:
а) овраги
б) эрозия
в) загрязнения
12. Назовите вид мелиорации по повышению плодородия почв:
а) известкование
б) перегной
в) суглинок
13. Назовите механический состав почвы:
а) плодородная
б) супеси
в) зернистая
14. За сколько лет восстанавливается 1 см почвы:
а) 100 лет
б) 1000 лет
в) 2000 лет
15. Сколько процентов чернозема распахано под пашни:
а) 52%
б) 20%
в) 12%
16. Сколько процентов составляют подзолистые почвы России:
а) 36%
б) 40%
в) 17%
17. Способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки называется:
а) плодородие
б) структура
в) факторы
18. Восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью:
а) рекультивация
б) химизация
в) мелиорация
19. Растительный мир называется:
а) фауна
б) флора
в) природа
20. Один из важнейших компонентов природы называется:
а) флора
б) природа
в) фауна
21. Назовите эру зарождения бактерий, появления водорослей:
а) архей
б) палеозой
в) кайнозой
22. Назовите растение, произрастающее в тайге:
а) карликовая березка
б) кедр
в) липа
23. Назовите животное, обитающее в тундре:
а) песец
б) лось
в) тигр
24. Назовите растение степи:
а) саксаул
б) лиственница
в) ковыль
25. Назовите животное, обитающее в пустыне:
а) медведь
б) верблюд
в) олени
26. Назовите животное смешанных и широколиственных лесов:
а) рысь
б) дрофа
в) соболь
27. Назовите животное тундры:
а) бурундук
б) северный олень
в) хомяк
28. Отрицательное воздействие человека на живую природу:
а) заповедники
б) охрана
в) браконьерство
29. Назовите эру – зарождение и развитие человека в России:
а) кайнозой
б) мезозой
в) палеозой
30. В позднем палеозое появились растения:
а) голосеменные
б) папоротники
в) псилофиты
31. Отрицательное воздействие человека на живую природу:
а) кислотные дожди
б) рациональное природопользование
в) охрана природы
32. Документ, в который занесены редкие и исчезающие растения и животные:
а) Декрет о Земле
б) Красная книга
в) Постановление Государственной Думы
33. Особо охраняемые территории, где запрещены все виды хозяйственной деятельности:
а) заповедник
б) заказник
в) парк
34. Основным продуктом леса является:
а) лекарства
б) древесина
в) спички
35. Какой заповедник был организован в 1919 году:
а) Березинский
б) Астраханский
в) Кандалакшский
36. Назовите охотничье-промысловые ресурсы:
а) лесные
б) растительные
в) животные
Метки: География