Разнообразие внутренних вод России. Реки
Разнообразие внутренних вод России. Реки Цели и задачи урока: изучить особенности рек России; расширить и углубить знания о реках; сформировать понятия уклон, падение реки; показать влияние климата и рельефа на реки; формировать умения определения уклона и падения реки; сформулировать объект исследования проекта; определить направления поиска информации; организовать две группы детей, мотивированные к поиску информации; избрать лидеров групп и определить роли каждого члена группы.
Оборудование: физическая карта России.
Ход урока 1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя, преследующее цель пробуждения интереса учащихся к данной проблеме и желания включиться в работу над проектом.
Можно продемонстрировать картины рек, озер; вызвать детей на беседу о значении внутренних вод в жизни людей, об отражении этого в истории, сказках, рассказах.
2. Актуализация знаний.
Конечно, каждому из нас хотелось бы совершить путешествие на корабле,
Воздушном шаре, автомобиле, чтобы посмотреть на родные места, реки, озера, леса… У нас нет сейчас такой возможности осуществить реальное путешествие, но мы можем сделать это заочно в своем воображении. Мы запишем все, что увидим, в дневник нашего путешествия, а потом прочитаем и расскажем другим, что нам довелось испытать.
Но прежде чем отправиться в путь, к нему нужно подготовиться и много узнать о реках и озерах нашей страны. Ведь без необходимых знаний легко угодить в неприятную историю.
3. Изучение нового материала.
Предложение заданий мини-группам:
Задание №1
1. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8-ми дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая, пресная вода. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.
– Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали на уроках географии в 6-ом и 7-ом классах?
2. Внутренние воды зависят от климата и рельефа.
– Вспомним части реки. (Учитель рисует схему на доске, а дети в тетрадях).
– Что такое исток? Покажите исток Волги на карте.
– Что такое устье реки?
– Что такое речная система? Покажите на карте речную систему Волги.
– Что такое речная долина? Расскажите по схеме о строении речной долины.
– Вспомните, что такое бассейн реки?
3. Расскажите одноклассникам, какие знания из изученного вами материала будут необходимы нам при подготовке к путешествию.
Задание № 2
1. Учитель знакомит ребят с понятиями «падение», «уклон» реки, приводит пример расчета падения и уклона реки Волги.
– Определите падение реки Лена (высота истока 930 м);
– Определить падение реки Ангара (высота истока 456 м);
2. По рис. 54, с. 116 определите продолжительность ледостава на реке Обь – в верховье, в низовье.
Задание № 3
Успех путешествия зависит от знания карты нашей Родины, для этого нам необходимо на контурной карте обозначить крупные речные системы: Волга с Окой и Камой, рукав Волги – Ахтуба, Печора, Онега, Северная Двина, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой, Подкаменная и Нижняя Тунгуски, Лена, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур с Уссури, Зеей, Буреей, Западная Двина, Дон и Днепр.
2. Состав групп учащихся, освещающих разрабатываемые проекты.
План маршрута путешествия, описание путешествия
1-й ученик
Состав групп
|
Роли в группе | Материалы, подготовленные группами для защиты |
Группа 1 1-й ученик |
Сценарист, Докладчик |
Стенгазета |
2-й ученик | Содокладчик, демонстратор | |
3-й ученик | Ассистент | |
4-ученик | Оформитель | |
Группа 2 | ||
Сценарист, Докладчик |
План маршрута путешествия, описание путешествия |
|
2-ученик |
Оформитель |
|
3-ученик | Техник, демонстратор |
|
4-ученик | Докладчик | |
5-ученик | Техник, ассистент |
5. Домашнее задание.
Параграф 19; вопросы к параграфу.
Подготовить сообщение о болотах, озерах, ледниках, вечной мерзлоте.
Метки: География