Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок географии в 6 классе "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры. "

Урок географии в 6 классе "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры. "

Цель урока: 1. Выяснить причины образования вулканов, горячих источников и гейзеров.

2. Показать как люди используют их. .

3. Продолжить формирование умения работать с картой.

Оборудование: физическая карта мира, презентация « Вулканы», атласы, учебники.

На доске: карта, схема « Классификация вулканов», названия вулканов.

Ход урока.

Проверка знаний, умений и навыков.

  1. Какие движения земной коры вы знаете?
  2. Что такое землетрясение?
  3. Как называется место разрыва и смещения горных пород? ( очаг).
  4. Участок земной поверхности над очагом называется…
  5. Как определяется сила землетрясения?
  6. К каким последствиям могут привести землетрясения силой 1,3,7,10 баллов?
  7. А. М. Горький описывает землетрясение в Италии: « земля гудела, стонала, горбилась под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины – как будто в глубине проснулся и ворочался дремавший червь. Люди и камни смешиваются в кучи, и все чаще, все сильнее дрожат и рушатся дома, церкви…» Ребята, определите силу землетрясения в баллах.
  8. Как нужно вести себя при землетрясении?
  9. Какие дома нужно строить в местах землетрясений?

Новый материал.

Землетрясения нередко являются предвестниками грозного и величественного явления _ извержения вулкана. Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре.

Тема нашего урока « Вулканы. Горячие источники. Гейзеры»

Открываем тетради и записываем тему урока.

Учитель: В древнегреческой мифологии говорится, что под землей жил бог кузнечного дела, бог огня – Вулкан. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство и оттуда вырывается огонь, дым. Все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. Мы знаем, что с глубиной температура повышается. Известно, что любое вещество при высокой Т может оставаться в твердом состоянии только при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, во время землетрясения. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождаются вулканы.

Вулкан – это гора с углублением на вершине, через которое изливается лава, выходят пепел, газы.

Учитель: Как же устроен вулкан?

Открываем учебник на стр. 49, рис. 31

Ребята, что мы видим на переднем плане?

Что имеет вулкан в отличие от других гор?

1. Очаг магмы, где накопилась энергия.

2. По трещине – жерлу под давлением поднимается магма. Может быть несколько жерл.

3. Магма достигает кратера – чашеобразного отверстия, теряет пепел, газы, превращается в лаву.

4. Лава стекает по склонам.

Лава может быть более жидкой и более вязкой.

«Конический вулкан»

Такой тип вулканов образует более вязкая лава.

«Щитовой вулкан»

Такой тип вулканов образует лава более жидкая.

Учитель: а может ли образоваться вулкан на ровном месте?

Мы это узнаем из текста учебника стр. 49 пункт 2 – весь абзац читаем вслух.

Вулканы на земном шаре»

Учитель: Вулканов много, но все они разные по времени действия.

Вы сейчас составите классификацию вулканов. Начало на доске.

Работаем с текстом учебника пункт 3 стр. 50.

Учитель: Какие три типа вулканов вы узнали?

« Классификация вулканов» – что такое действ. вулканы?

– что такое потухшие вулканы?

Учитель: Ребята, я сейчас покажу вулканы, вы их сразу находите в атласе и записываете, продолжая схему.

«Килиманджаро»

«Эльбрус»

«Казбек»

«Вулканы уснувшие»

Учитель: Мы знаем, что вулканы могут находиться и на суше и в океане.

Как вы думаете,где больше вулканов– на суше или в океане?

Почему в океанах?

Особенно много вулканов в Тихом океане и на его побережье.

Учитель: Почему извержение вулканов – грозное явление природы? (пепел, газы, лава).

Извержение вулкана всегда поражает своей мощью, грозной силой. Извержения могут приводить к катастрофическим последствиям.

«Карта Помпеи, Геркуланума»

Такая катастрофа произошла 24 августа 79 г. н. э. , когда в результате извержения Везувия, проснувшегося вулкана, погибли 3 города – Помпеи, Геркуланум и Стабия.

«Везувий» и сразу «Последний день Помпеем»

Ученый Плиний Младший писал: « дома качались от частых продолжительных толчков. Под открытым небом было страшно стоять под градом падающих кусков пемзы… Мы видели, как море втягивается в себя же, а земля содрогалась, как бы отталкивая его от себя. … Из Везувия вырывались широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня…»

А. С. Пушкин писал:

« Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя,

Широко развивалось, как боевое знамя.

Земля волнуется– с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом

Толпами стар и млад, бежит из града вон»

Извержение продолжалось 2 суток.

«Раскопки Помпеи»

Учитель: В местах распространения вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников.

О горячих источниках и гейзерах рассказывают 2 ученика

«Гейзеры»

Учитель: А как бы вы использовали горячие источники?

Есть такая наука – вулканология. Ученые – вулканологи изучают вулканы.

Для чего изучают вулканы?

1. Предсказывать извержения.

2. Изучать внутреннее строение Земли.

3. Узнать об образовании полезных ископаемых.

Учитель: Почему люди не оставляют эти опасные места?

Итак, мы сегодня узнали о грозном явлении – извержении вулканов и удивительных творениях природы – гейзерах.

Давайте проверим, как вы усвоили новые знания.

Отвечать только да или нет.

  1. Чашеобразное отверстие на вершине вулкана – кратер.
  2. Вулканов больше на суше.
  3. По склонам вулканов стекает магма.
  4. Горячий источник воды – гейзер.
  5. Трещина в земной коре, по которой поднимается магма – жерло.

Учитель: после этих небольших заданий вы можете сказать насколько усвоили материал.

Домашнее задание

Оценки за урок.

Метки: География