Программа факультатива "Край, в котором я живу"; 4 класс Ч. 2
Программа факультатива "Край, в котором я живу"; 4 класс Ч. 2
Содержание программы (34 часа)
Географическое положение Курганской области (1 час).
Географическое положение Курганской области на карте мира, России. Свердловская, Тюменская, Челябинская области, Казахстан – соседи Курганской области. Протяженность Курганской области с запада на восток, с севера на юг. Курган – областной центр. Города и районные центры Курганской области.
Практическая работа с физической картой России.
Климат. Природные зоны Курганской области (1 час).
Особенности рельефа Курганской области. Особенности климатических условий Курганской области. Сменяемость времен года. Природные зоны Курганской области.
Практическая работа с картой природных зон России, картой Курганской области.
Растительный мир Курганской области (4 часа).
Многообразие растительного мира Курганской области. Растения Курганской области, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в лес: наблюдение объектов, сбор материалов. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Растения Курганской области».
Тренинг «Алгоритм создания требования к проектно-исследовательской работе».
Проектно – исследовательская работа «Растительный мир Курганской области».
Животный мир Курганской области (2 часа).
Многообразие животного мира Курганской области. Животные Курганской области, занесенные в Красную книгу.
Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животные Курганской области».
Водные ресурсы Курганской области (1 час).
Главная река Курганской области – Тобол. Притоки Тобола: Исеть, Утяк. Озера Курганской области: Черное, Стекленей, Малые Донки, Ачикуль. Водные курорты Курганской области: «Озеро Медвежье», «Озеро Горькое».
Практическая работа с картой Курганской области.
Полезные ископаемые Курганской области (2 часа).
Полезные ископаемые, добываемые в Курганской области: торф, глина, песок, известняк, гипс, строительный камень, гравий. Месторождения полезных ископаемых.
Практическая работа: «Обозначение месторождений полезных ископаемых на карте Курганской области».
Влияние деятельности человека на окружающую среду (2 часа).
Понятия «взаимосвязь природа – человек». Влияние природы на жизнь человека. Положительное и отрицательное влияний действий человека на окружающую среду.
Практическая работа: составление баннеров.
История нашего края (2 часа).
История возникновения города Кургана и Курганской области. Гербы и флаги г. Кургана и Курганской области. Что обозначают изображения, что символизируют цвета. Даты создания города и области.
Экскурсия в музей «История города».
Такой незнакомый знакомый Курган (3 часа).
Экскурсия по центру Кургана (огр. улицами Гоголя, Куйбышева, Ленина, Томина). Улица, на которой я живу. Тренинг: «методика проведение самостоятельных исследований».
Исследовательская работа по теме: «Родная улица моя».
Памятные места Зауралья (4часа).
Заочное путешествие по памятным и историческим местам Курганской области. Знакомство с архитектурными памятниками Кургана и Курганской области. Знакомство с историей создания храма Александра Невского. Знакомство с сохранившимися храмами области.
Тренинг: «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов».
Проектно – исследовательская деятельность: «С фотоаппаратом по городу Кургану».
Что дает наш край стране? (2 часа).
Промышленность нашего края.
Экскурсия на одно из промышленных предприятий города.
Ими гордимся мы, ими гордится страна (3 часа).
Знакомство с жизнью выдающихся людей Зауралья: Г. А. Илизаровым, Т. С. Мальцевым. Дети самостоятельно собирают информацию, готовят сообщения. По страницам книг зауральских писателей Л. И. Куликова, В. Ф. Потанина, а так же знакомство с творчеством Л Тумановой.
След Великой Отечественной войны в Зауралье. (2 часа).
Рассказы детей о воевавших родственниках детей.
Практическая работа: оформление выставки «Боевая слава».
Экскурсия к обелиску воинской славы курганцев и вечному огню.
Я – житель города Кургана (2 часа).
Мое имя и фамилия. Составление рассказов о своей семье.
Практическая работа: составление генеалогического древа.
Метки: География