Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов

Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов

Тема 1. : «Земля– планета Солнечной системы.

1. Максимилиан Волошин (1877 – 1932) Из стихотворения «Солнце»:

Святое око дня, – тоскующий гигант!

Я сам в своей груди носил твой пламень пленный,

Пронизан зрением, как белый бриллиант,

В багровой тьме рождавшейся вселенной.

(…)

Невозвратимое! Ты гаснешь в высоте,

Лучи призывные кидая издалёка.

Вопросы:

  1. К какому типу небесных тел относится Солнце?
  2. Почему, обращаясь к Солнцу. Поэт пишет: «Ты гаснешь в высоте»?

2. И. Северянин. Из поэмы «Земля и солнце»:

Земля любит Солнце за то,

Что Солнце горит и смеётся.

А солнце за то любит Землю,

Что плачет и мёрзнет она,

Не сблизится им никогда,

Они и далёки, и близки;

Пока не остынет светило,

Живёт и страдает Земля.

Вопросы:

  1. К какому типу небесных тел астрономы относят Солнце? Землю?
  2. Может ли Земля жить без Солнца? Почему?

3. М. Волошин. Из стихотворения «Луна»:

Седой кристалл магических заклятий,

Хрустальный труп в покровах тишины,

Алмаз ночей, владычица зачатий,

Царица вод, любовница волны!

(…)

И сладостен, и жутко безотраден

Алмазный бред морщин твоих и впадин,

Твоих морей блестящая слюда-

Как страстный вопль в бесстрастности эфира…

Ты крик тоски, застывший глыбой льда,

Ты мёртвый лик отвергнутого мира!

Вопросы:

  1. Что Вы знаете о Луне (размеры по сравнению с Землёй и удалённость от неё, возраст, есть ли на Луне жизнь и др. )?
  2. Что собой представляют моря на Луне? Чем они отличаются от Земных?

ТЕМА 2. : «Изображение поверхности Земли».

*******

4. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»

Царь

(…)

А ты, мой сын, чем занят? Это что?

ФЁДОР

Чертёж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,

Вот Пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

ЦАРЬ

А это что такое

Узором здесь виется?

ФЁДОР

Это Волга.

ЦАРЬ

Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Всё царство вдруг: границы, грады. Реки.

Учись мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни…. .

Вопросы:

  1. Что рассматривал Фёдор: план или карту?
  2. Чем отличается план от карты?

******

5. И. А. Гончаров. «Фрегат «Паллада»». Из главы « Плавание в Атлантических тропиках»:

« Я забыл посмотреть на магнитную стрелку, когда мы проходили магнитный экватор, отстоящий на три градуса от настоящего. Находясь в равном расстоянии от обоих полюсов, стрелка ложится будто бы там параллельно экватору, а потом, по мере приближения к Южному полюсу, принимает своё обыкновенное положение и только на полюсе становится совершенно вертикально».

Вопросы:

  1. Как устроен компас? Точно ли на север показывает конец стрелки?
  2. Автор забыл посмотреть на магнитную стрелку,когда фрегат проходил магнитный экватор. Как вы думаете, соответствует ли действительности те сведения, которыми обладал И. А. Гончаров в отношении положения магнитной стрелки на магнитном экваторе и полюсах?

Тема 3. « Литосфера». 6. А. С. Пушкин. Стихотворение без названия, написанное под впечатлением от картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»:

****

Везувий зев открыл-дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется-с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом.

Под каменным дождём бежит из града вон.

Вопросы:

  1. Что такое вулкан? Где находится Везувий?
  2. Почему Средиземноморье относится к регионам с активным вулканизмом?
  3. Каковы последствия извержения вулканов для человека? Всегда ли они отрицательны?

************

7. А. С. Пушкин «Обвал»

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной кричат орлы,

И ропщет бор,

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Оттоль сорвался раз обвал

И с тяжким грохотом упал

И всю теснину между скал

Загородил.

И Терека могучий вал

Остановил.

Вдруг, истощась и присмирев,

О Терек, ты прервал свой рев;

Но задних волн упорный гнев

Прошиб снега…

Ты затопил, освирепев,

Свои брега.

И долго прорванный обвал

Неталой грудою лежал,

И Терек злой под ним бежал

И пылью вод

И шумной пеной орошал

Ледяный свод.

И путь по нем широкий шёл;

И конь скакал, и влёкся вол,

И своего верблюда вёл

Степной купец,

Где нынче мчится лишь Эол,

Небес жилец.

Вопросы:

  1. Что такое обвалы в горах? Почему они происходят?
  2. Из чего состоял обвал, сорвавшийся в долину Терека?
  3. Почему он долгое время служил мостом для людей?

ТЕМА 4. «Гидросфера».

7. А. С. Пушкин. Из стихотворения «Завидую тебе, питомец моря смелый. . »

Для неба дальнего, для отдалённых стран

Оставим берега Европы обветшалой;

Ищу стихий других. Земли жилец усталый;

Приветствую тебя, свободный океан.

Вопросы:

  1. Дайте определение Мировому океану. На какие океаны он разделяется? Покажите их на Мировой карте полушарий.
  2. Какой процент от гидросферы составляют воды Мирового океана?

******

8. Еса Бусон (1716-1783).

Ливень весенний.

Вливаются в океан

Мутные воды…

Вопрос:

Почему в океан вливаются мутные воды?

********

9. Р. И. Рождественский(1932-1994) Из стихотворения «Отлив»

Как будто бы обидевшись на берег,

От берега

Отходит

Океан.

Отлив…

Песок прочнеет и грубеет.

И выплывают, словно на экран,

в остатках пены-

банка из-под сока,

обрывки сети,

скользкая доска,

стеклянный шар,

раскосая красотка

на потемневшей крышке сундучка.

Монета,

Будто чьё-то подаянье,

Пластмассовый индеец на арбе. .

Постой!

И это

Было

В океане?!

Всё это

Океан

Носил

В себе?!

И выкинул?

И вспоминать не хочет?

И задавать вопросы не велит?. .

Ага-А-А!

Попался, старый барахольщик!

Великий?

Ты не так уж

И велик!

Вопросы:

  1. Справляется ли с загрязнениями, поступающими с суши, Мировой океан?
  2. Какие виды загрязнений для океана представляют наибольшую опасность?

*******

10. А. Дитрих.

Гидросфера.

Спросил на днях

Малыш-сосед

У струйки,

Льющейся из крана:

– Откуда ты?

Вода в ответ:

– Издалека,

Из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилася поляна.

– Откуда ты?-

Спросил росу.

– Поверь – и я

Из океана!

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

– Откуда ты?

Ты кто такой?

И я, – И – я,

Дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае,

В каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в слезинке,

И в дождинке,

И в росинке-

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Вопросы:

  1. Какое явление природы описывает автор?
  2. Какие компоненты природы участвуют в мировом круговороте воды?
  3. Что является движущей силой круговорота воды?
  4. Какова роль ветра?
  5. Начертите схему круговорота воды.

*******

12. И. А. Бунин. «Родник»

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой.

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студёный.

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

Вопрос:

  1. Каковы условия, необходимы для образования родников?

*******

13. В. Павлинов «Река»

Река, из чащи вырастая,

Немая светлая, густая.

Как бы летая из стекла,

Едва текла.

Пора разливов миновала.

Река ничем не выдавала,

Что целый мир она несёт.

Своё пружинистое тело

Закутав в мягкие леса,

Она белела и алела

И отражала небеса.

Вопросы:

  1. Что называется рекой?
  2. Определите горную или равнинную реку описал автор в данном отрывке. Подтвердите свои выводы строками из стихотворения

******

14. И. И. Ландо. «Байкал»

Байкал как зеркало лежит.

Гора в него глядится.

То туча затемнит,

То солнце в них лучится.

О нём писали: «Чаша вод».

Да. Но какая чаша!

Как грозен там водоворот,

Когда ветра идут в поход

И волны дико пляшут.

Как море, чаша глубока

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

Вопросы:

  1. Что называется озером?
  2. Объясните выражение «Как море, чаша глубока!»
  3. Как образовалась озёрная «чаша» Байкал?

**********

15. Андрей Вознесенский. «Озеро».

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мёртвое море священный Байкал».

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Слышу, не спит иркутянин во мгле,

Курит. И предок проснулся в Земле.

Когда ты болеешь, все мы больны,

Байкал. Ты хрустальная печень страны!

Плыл я на лодке краем Байкала.

Вечер посвечивал вполнакала.

Ну неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории:

«Эти, Байкал загубили которые»7

Надо вывешивать бюллетень,

Как себя чувствует омуль, тюлень

Это не только отстойников числа-

Совесть народа должна быть чистой.

Вот почему, указав показуху,

Борются наши прорабы духа,

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воды не целюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

«Мёртвое море – священный Байкал»

Вопросы:

  1. -Чем уникально озеро Байкал?
  2. Назовите эндемиков озера
  3. Что является главным источником загрязнения?

ТЕМА 5. «Атмосфера».

********

16. Сельма Лагерлёф (1858-1940) известная шведская писательница, лауреат Нобелевской премии(1909), автор «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями».

Сказка про одноглазого тролля из этого произведения.

«Жил когда-то в лесу одноглазый тролль, задумал он построить себе дом – такой же, как у людей.

И построил. Дом вышел отличный. От стены до стены – верста. От пола до потолка – три версты. Одно только плохо – печки в доме нет. Верно, тролль не разглядел одним глазом, что люди у себя в доме складывают печи.

Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своём доме, дрожит от холода.

– Никуда этот дом не годится!– рассердился тролль. – Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу – пусть меня греет.

И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга.

Скоро гора из камней поднялась чуть не до туч.

– Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал тролль. Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замёрзну!

И тролль полез на гору.

Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится.

Добрался до вершины.

« Ну, – думает, – отсюда до солнца рукой подать!» А у самого от холода зуб на зуб не попадает.

Тролль этот был упрямый: если уж ему в голову что западает, ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом и построил.

Солнце как будто близко, а холод всё равно до костей пробирает.

Так этот глупый тролль и замёрз».

Вопрос. Почему чем выше лез тролль, тем становилось холоднее?

******

17. А. С. Пушкин. Из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе…»

Вопросы:

1. Что такое ветер и как он образуется?

2. Как определяется сила ветра? От чего зависит сила ветра?

3. Какими приборами измеряется направление и сила ветра?

4. Каково значение ветра в природе?

*****

18. И. Мазин. «Облака»

Облака, облака,

Пышные и белые.

Расскажите, облака.

Из чего вас делали?

Может, вас, облака,

Делали из молока.

Может быть, из мела,

Может быть, из ваты?

Может быть, из белой,

Из бумаги мятой?

Вопросы:

1. Как образуются облака?

2. Перечислите основные виды облаков.

*******

19. И. Токмакова.

Кто – то взял и утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька, ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птица и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

Вопросы:

1. Какое явление описал автор?

2. При каких условиях образуется данное явление?

3. В чем его сходство и различие с облаками?

*****

20. С. Есенин.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

Вопросы:

  1. Как образуется роса?
  2. В какое время года и суток чаще всего бывает роса?
  3. Объясните в чем сходство и различия росы и инея?

****

21. И. Мазин.

Падал снег. Сыпал снег.

А потом – устал…

– Чем же снег, снег – снежок,

На земле ты стал?

– Для озимых

Стал тёплою пелериною.

Для осинок-

Кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкой пуховою…

Вопрос. Какое значение снега описал автор?

******

22. Р. Рождественский. Разговор о снеге с семилетним Ка-Саном – сыном сингапурского поэта Го-Бо-Сена.

Ка – Сана море утомило.

Но он-

Серьёзный человек.

И-

Проникая в тайны мира-

Он просит:

– Расскажи про снег!

Я рисовал,

Да не выходит.

Никак его я

Не пойму…

Он –

Как мороженое?. .

– Вроде…

– Не может быть!. .

– Ну, почему?

Представь.

Поверь такому чуду:

Зимой у нас,

В моей Москве,

Лежит мороженое всюду:

На улицах,

И на траве,

И на деревьях,

И на крышах.

В любых дворах.

У всех дверей.

Для всех девчонок и мальчишек.

А в зоопарке-

для зверей.

У нас оно зовется

«снегом».

Его

всё государство ждёт. .

Идёт

Мороженое

с неба.

Просторно,

Сказочно идёт.

Оно похрустывает слабо,

к прохожим

просится в друзья…

– А это сладко?. .

– Очень сладко.

Так сладко,

Что сказать нельзя. .

Мой собеседник затихает.

Глядит

Неведомо куда…

– А вы счастливые…-

Вздыхает.

Я соглашаюсь:

– Иногда.

Вопросы:

  1. К каким видам осадков относится снег и что он из себя представляет?
  2. В каких климатических поясах снег практически не выпадает?
  3. Чем привлекает вас снег? Чем он вам нравится?

Тема 6 « По материкам и океанам».

******

23. Образы стран Африки.

*****

Оглушенная рёвом и топотом,

Облаченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шепотом

В небесах говорят серафимы.

****

24. Н. С. Гумилёв.

Есть остров на том океане-

Пустынный и мрачный гранит,

На острове том есть могила,

И в ней император зарыт.

******

25. М. Ю. Лермонтов «Воздушный корабль».

В жарком золоте заката Пирамиды,

Вдоль по Нилу, на утеху иностранцам,

Шелком в воду светят гарусные лодки,

И бежит луксорский белый пароход.

Это час, когда за Нилом пальмы четки,

И в Каире блещут стёкла алым глянцем,

И хедив в ландо катается, и гиды

По кофейням отдыхают от господ.

А сиреневые дали Нила к югу,

К дикой Нубии, к Порогам, смутны, зябки

И всё так же миру чужды. Заповедны,

Как при Хуфу, при Камбизе…

*******

26. Аяльнэх Мулату, современный эфиопский поэт.

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живёт,

Зачем живёт и чем живёт народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей её узнав.

«Чья Африка?»– спросите у меня,

И я отвечу вам: « Она моя.

До смерти, до скончания времён-

Родная мать для всех, кто здесь рождён!

*******

27. Н. С. Гумилёв. «Суэцкий канал».

Стаи дней и ночей

Надо мной колдовали,

Но не знаю светлей.

Чем в Суэцком канале.

Где идут корабли

Не по морю, по лужам.

Посредине земли

Караваном верблюжьим.

Сколько птиц, сколько птиц

Здесь на каменных скалах.

Голубых небылиц.

Голенастых, зобатых!

Виден ящериц рой

Золотисто-зелёных.

Словно влаги морской

Стынут брызги на склонах.

*******

Образы Австралии и Америки.

28. Г. Усова.

  1. Австралия – стран наоборот.
  2. Она располагается под нами.
  3. Там, очевидно, ходят вверх ногами,

4. Там наизнанку вывернутый год.

5. Там расцветают в октябре сады.

6. Там в январе, а не в июле лето.

7. Там протекают реки без воды,

8. Они в пустыне потерялись где-то.

9. Там в зарослях следы бескрылых птиц,

10. Там кошке в пищу достаются змеи,

11. Рождаются зверята из яиц,

12. И там собаки лаять не умеют.

13. Деревья сами лезут из коры.

14. Там кролики страшней, чем наводненье,

15. Спасает юг от северной жары,

16. В столице там немного населенья…

Географический разбор:

  1. -3. Австралия располагается не «под нами» – антиподы Австралии находятся в северной тропической области Атлантического океана.

4. – 5. Год там , действительно наоброт «вывернут наизнанку», весна в октябре, лето в январе, Южное полушарие.

7. – 8. Реки без воды, которые «в пустыне затерялись где-то», носят английское название крик, вода в них бывает лишь в сезон дождей.

9. Насчет «бескрылых птиц» не совсем точно: нелетающие птицы есть, например страус Эму, но крылья есть у всех.

11. Эта строка о яйцекладущих – утконосе и ехидне.

12. Собаки динго, действительно лаять не умеют, а только тявкают и воют.

13. Это об эвкалипте, в пору наиболее интенсивного роста они сбрасывают кору.

14. Кролики, завезённые европейцами, невероятно, размножились и уничтожили значительную часть естественного корма для скота.

15. Южное полушарие.

16. столица Канберра по числу жителей стоит на 6 месте.

******

Взгляд

На прощанье

радуя,

В дожде цветных огней

Над морем

Плыла радуга-

Пылающий Сидней.

29. С. С. Наровчатов «Сидней».

*****

В Америке гудки поют,

И красных небоскрёбов трубы

Холодным тучам отдают

Свои прокопченные губы.

30. О. Э. Мендельштам.

******

Асфальт – стекло.

Иду и звеню,

Леса и травинки – сбриты.

На север

С юга

Идут авеню.

На запад с востока –

Стриты.

« Бродвей» В. Маяковский.

Возьми

Разбольшущий

дом в Нью-Йорке.

Взгляни

Насквозь

На зданье то.

Увидишь

Старейшие норки да каморки-

Совсем дооктябрьский

Елец иль Конотоп.

31. « Небоскрёб в разрезе» В. Маяковский.

*****

Душно. Люди. Июль.

Дождь вцепился в бетон.

Припаял свои жёлтые струи к стеклу.

Город молча бредёт.

По колени – Гудзон,

Город рот утирает,

Прислонившись к углу.

32. О. Сулеймёнов.

*****

Над Канадой небо сине,

Меж берёз дожди косые,

Хоть похоже на Россию,

Только всё же – не Россия.

33. А. М. Городницкий.

*****

Если Гавану

Окинуть мигом,

Рай-страна,

Страна что надо.

Под пальмой

На ножке

Стоят фламинго,

Цветёт коларио

По всей ведадо.

34. В. В. Маяковский «Блек энд Уайт»

*********

Страны Европы.

Рассматривая древности столиц без всплеска рук, без громких междометий.

Упорно на меня с погасших лиц глядят глаза пятнадцати столетий.

35. Е. М. Винокуров.

*********

Лондон! Величественные ансамбли

Проступают в туман и нагар.

У замка Виндзор гвардейские сабли

Светят площадь Трафальгар.

36. И. Л. Сельвинский.

******

Город Лондон прекрасен, в нём всюду идут часы.

Сердце может только отстать от Большого Бена.

Темза катится к морю, разбухшая,точно вена,

И буксиры в Челси дерут басы.

37. И. А. Бродский «Темза в Челси».

******

Франция, на лик твой просветлённый

Я ещё, ещё раз обернусь

И как в омут погружусь бездонный

В дикую мою родную Русь.

38. Н. С. Гумилёв.

*****

Голландия есть плоская страна,

Переходящая, в конечном счете, в море,

Которое и есть, в конечном счете, Голландия…

39. И. А. Бродский.

*****

Над пылью людского размола,

Над гребнями грифельных крыш,

Ты всё-таки, всё-таки молод,

Мой сверстник, мой сон, мой Париж!

40. П. Г. Антокольского «Париж»

Тема 7 «Родины».

41. «Родина»– мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверное,

Чистая, прозрачная до дна.

И серёжки светятся на вербе,

И в траве травиночка видна.

Родина! Отечество святое!

Перелески. Рощи. Берега.

Поле, от пшеницы золотое.

Голубые от луны стога.

Сладкий запах скошенного сена,

Разговор в деревне нараспев,

Где звезда на веточку присела,

До земли чуть-чуть не долетев.

М. Пляцковский.

****

Как велика моя страна!

Как широки её просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы. .

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час

Встаёт, встречая солнце.

42. Н. Забила.

Вопросы:

  1. Какие особенности природы описал М. Пляцковский в стихотворении?
  2. Что можно сказать о величине территории России по стихотворению. Забила?
  3. Определите протяжённость России с севера на юг и с запада на восток.

43. «Старинная Сибирская песнь»

Непроглядна, темна,

Бесконечна – тайга

Ты сибирская!

Средь долин и средь гор

Заняла ты простор,

Богатырская!

По горам, по хребтам.

По глубоким падям

Ты раскинулась!

Над широкой стеной

Понадвинулась!

Твоя чаша темна,

Там стоит тишина

Благодатная!

И никто не пройдёт

Через топи болот

Бесконечные!

Нет дорог, нет пути

Через чащи твои

Вековечные!

Вопросы:

  1. Какой вы представили тайгу?
  2. Какие характерные черты природы тайги народ отразил в песне?

44. «Степь». И. З. Суриков.

Едешь, едешь – степь да небо,

Точно нет им края.

И стоит вверху над степью,

Тишина немая.

Нестерпимою жарою

Воздух так и пышет:

Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь – как шальные

Кони мчатся степью.

Вдаль курганы, зеленея,

Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами

Две-три старых ивы–

И опять в траве волнами

Ветры-переливы.

Едешь, едешь – степь да небо

Степь, всё степь, как море…

И взгрустнётся поневоле

На таком просторе.

Вопросы:

  1. Какой Вы представили степь, сделайте словесное описание.
  2. Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?
  3. Используя строки стихотворений, опишите рельеф и климат степей.

*****

45. М. Ю. Лермонтов «Дары Терека»:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад.

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

Вопрос:1. Дайте краткую характеристику реке Терек.

46. И. Омулёвского-Фёдорова «Сибирь»

В венке брильянтовом мороза,

В блестящей тунике снегов

Ни на кого ты не похожа,

Стоишь невестою пригожей.

Внутри хором твоих приветных

Весь пол из камней самоцветных!

Там груды всякого добра.

Медведи, соболи, куницы

Лежат у ног твоих взамен ковра.

ТЕМА 8 Экологии

47. «Будь милосерден человек» И. И. Ландо.

У всех людей одна планета:

И ветрам нет на ней границ,

Как нет границ потокам света

И перелётам диких птиц.

И нам беречь планету надо

Для тех, кто будет после нас,

А мы бездумно сыплем яды

И дом свой травим не скупясь.

Уже всё тоньше слой озона,

А он – щит жизни на Земле;

Уже растут, как язвы, зоны,

Где смерть таится в дымной мгле;

Текут отравленные воды

По руслам рек и подземлей,

Дожди спадают с небосвода

Сернокислотною водой;

Леса свою теряют силу,

Уходит нежный запах лип,

Озёра, ставшие могилой,

В себе хоронят стаи рыб.

Вопросы:

1. Какие три глобальные экологические проблемы описывает автор?

2. К чему приводит вмешательство человека в природу?

3. Чем особенно взволновало стихотворение?

48. С. Викулов.

Три клада у природы есть:

Вода, Земля и Воздух–

И три её основы–

Какая бы ни грянула беда–

Всё возродится снова.

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век

Понятно всем,

Что «если» значит?

О, человек!

Природа-мать ни рек

И ни морей от глаз твоих не прячет.

Ни росных трав. Ни голубых озёр…

Цени её доверие. Природы!

Не обмани его!

И в тёмный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.

Вопросы:

  1. Поясните, что тревожит автора стихотворения?
  2. Какие компоненты природы автор называет «кладом», основой природы? Почему?

49. Н. Старшинов. «Давайте сохраним»

Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая

Участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях-осетра,

Касатку – в небесах,

В таёжных дебрях тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним.

Тогда мы на земле

И сами сохранимся!!!

Вопросы:

  1. Объясните, почему необходимо охранять все природные компоненты?
  2. Приведите примеры того, что люди множеством нитей связаны с природными компонентами.
  3. Почему автор призывает людей объединиться для охраны природы?

50. Э. Огнецвет. «Охрана водных ресурсов»

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою!

Вопросы:

  1. Предложите основные направления по охране рек.
  2. Составьте правила поведения у реки.

51. С. Викулов.

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая…

Но мы любили, дети,

Её-она ведь первою была

Для нас и, значит

Лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зелёная, и хвощ болотный вылез. .

Как будто люди целью задались

Убить её и своего добились.

Вопросы:

  1. Перечислите основные виды хозяйственной деятельности человека по загрязнению рек.
  2. Какую помощь могут оказать школьники в охране рек?

52. В. Боков. «Охрана растительного мира».

И спешите, спешите, спешите

Лесом, ландышем подышать.

Вот он-чистый, как совесть младенца.

Образец простоты, красоты.

Не сорву и не стану владельцем

Этой ландышевой красоты.

Даже прутика не сломаю,

Пусть красуется каждая ветвь.

Я не маленький, понимаю:

«Лес губить – и себя не жалеть».

Вопросы:

  1. Какова роль леса в биосфере?
  2. Почему автор утверждает, что лес губить – и себя не жалеть? Объясните данное выражение.

53. С. Орлов.

Леса уходят.

Жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и берёзы,

Рябины гасят пламенные гроздья.

Осинников смолкают голоса.

Когда-то жили в них дубы,

И ясени, и золотые клёны.

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают-океан зелёный.

Вопросы:

  1. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на природный комплекс лесов?

54. Р. Рождественский.

Кромсая лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать не охота,

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и пироны.

Леса без птиц, и земли без воды….

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

55. К. Бальмонт.

Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотила луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство.

И до звёзд прикоснулась вдали,

Затенив мировое убранство

Многотомной печалью земли.

И далёкие звёзды застыли

В беспредельности мёртвых небес,

Как огни бриллиантовой пыли

На лазури предвечных небес.

И в просторе пустыни бесплодной,

Где недвижен кошмар мировой,

Только носится ветер холодный.

Шевеля пожелтевшей травой.

56. Тема 9 «Религия»

Если ты врагам не хочешь от души обид простить,

То и сам напрасно будешь у Творца того просить.

Только тот получит милость, отпущение грехов,

Кто с любовию прощает, молит Бога за врагов.

Помня заповедь Христову, братья будем же всегда.

В мире жить, любить друг друга, зла не делать никогда.

57. А. П. Чехов.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.

58. Неизвестного.

Гений человечества должен служить, только людям, их процветанию, зелёный свет всему, что сберегает ресурсы жизни. «Стоп» любому, кто их транжирит.

59. Б. Франклин.

Видеть легко: трудно предвидеть.

60. М. Волошин.

Всё видеть, все понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цветы вобрать в себя глазами,

Пройти по всей Земле горящими ступнями,

Всё воскресить – и снова воплотить.

61. В. Н. Андреев.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую–

Нас много, а она одна.

62. Уильям Пети английский экономист

«Труд есть отец богатства, а земля его мать».

63. Р. Рождественский.

До теперешней нашей Земли,

До её снегов и метелей

Бронтозавры не доползли.

Птеродактили не долетели.

Это личная их беда,

За неё никто не в ответе.

Заблудились, пошли не туда.

Смерть нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь направо и ветвь налево.

«Человек разумный» сидит

На вершине этого древа.

А над ним проносится век.

Повороты. Круговороты.

Да неужто и человек –

Тупиковая ветвь природы?

64. С. Викулов.

Палим во что попало-жаден глаз!

И рубим. И взрываем, и корежим…

Природа – мать ждёт милости от нас,

Взять их у нас она, увы, не может!

65. А. Фет.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек.

То, что вечно,– человечно.

Метки: География