Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок окружающего мира

Урок окружающего мира

Предмет (направленность):

окружающий мир.

Возраст детей: 4 класс.

Место проведения: классная комната.

Тема: Пустыня.

Цель: проверять правильность выполнения заданий по правилу-алгоритму с помощью карточек-инструкций; контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий.

Задачи для учащихся:

Обучающие:

– формировать представление о природной зоне пустынь, о климатических условиях, растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в пустыне.

Развивающие:

– развивать умение работать с географической картой, атласом-определителем, гербарием, дополнительной литературой, алгоритмами;

– развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;

– развивать речь учащихся;

– развивать умение работать в паре, группе.

Воспитывающие:

– воспитывать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родной край, Родину и чувство ответственности за сохранение природы родного края;

– воспитывать чувство ответственности при работе в группе.

Методы:

– частично-поисковый;

– объяснительно-иллюстративный;

– проблемный;

– творческий;

– исследовательский.

Формы:

– фронтальная работа;

– групповая;

– работа в группах;

– индивидуальная.

Формирование учебных универсальных действий:

Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы. Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным кругозором.

Регулятивные: умения организовывать исследовательскую работу: постановка учебной задачи, планирование деятельности, прогнозирование результатов своих действий на основе анализа учебной ситуации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы в собственные действия.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами. Допускать существования различных точек зрения. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями. Осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; ценностное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: видеосюжет «Пустыня», учебный плакат «Пустыня», толковые словари Ожегова, Даля, атлас-определитель, энциклопедии, карта природных зон, карточки с заданиями, карточки-помощники, мультимедийная установка, тесты «степь», «пустыни».

Ход урока:

I. Мотивационно-ориентировочный этап

1. – Сегодня свои тайны раскроет перед вами еще одна природная зона России. Но перед тем как отправиться в следующую природную зону, мы должны убедиться, что особенности предыдущей знаем хорошо.

– О какой природной зоне идет речь в стихотворении?

На все стороны путь,

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

2. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель: вспомнить расположение природной зоны на карте «Природные зоны России» относительно других зон.

А) Рассказать о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания.

Б) Беседа по рисункам детей о степи на тему «Какой я представляю себе степь».

В) Тест «Зона степей» (проверка ответов на доске).

Тест «Зона степей»

1. Зона степей расположена на … нашей страны:

а) севере; б) востоке; в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена…

а) розовым; б) зеленым;

в) желтым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей – это …

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся…

а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;

б) ястребы, кедровки, сойки;

в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений характерны:

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;

в) корни-луковицы, или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы…

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. какая из цепей питания характерна для степи:

а) ежевика – лемминг – песец;

б) водоросли – рачки – сайка – гагарка;

в) растения – заяц беляк – рысь;

г) зерно – суслик – орел беркут

8. Основным занятием населения степей является…

а) земледелие;

б) рыболовство;

в) оленеводство.

3. Мотивация деятельности учащихся

Цель: формулирование темы, цели урока.

– Если вы отгадаете правильно ребус, то определите тему урока (пустыня).

– Исходя из темы урока, определите учебную задачу.

(учебная задача: узнать расположение природной зоны, особенности растений и животных, деятельность людей).

II. Поисковый этап

А) Работа с картой (ученики работают по учебнику на стр. 107, учитель показывает по карте).

– Пустыня расположена на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена желтым цветом. Пустыня находится в умеренном поясе. Это не большая по S природная зона.

Б) Показ видеосюжета «Пустыня».

Цель: выявить климатические особенности данной природной зоны, особенности растений, животных.

Просмотр видеосюжета.

III. Практический этап

Исследовательская работа.

– Вы посмотрели видеосюжет «Пустыня» с целью выявления особенностей климата, растений и животных.

– Сейчас каждая группа получит задание. В каждой группе есть «главный консультант», который отвечает за работу остальных. Он распределит обязанности между членами группы, кто за какой вопрос отвечает.

– Вспомните правила работы в группе.

  • думаю сам;
  • высказываю свое мнение;
  • выслушиваю соседа;
  • приходим к общему мнению.

– В конце вы должны оценить свою работу по критериям:

  • работали сообща;
  • работали все члены группы;
  • мы считаем, что сделали правильно выводы и достигли цели.

– Определитесь, с чего начнете, что будет важным, какие бы вы хотели получить результаты.

А) Работа по группам. Каждая группа получает карточки с заданием.

Карточка №1

1. Рассмотрите карту природных зон России.

2. Найдите на карте зону пустынь.

3. Прочитайте вопросы:

а) Где расположена зона пустынь в России (географическое положение).

б) Много ли пустынных земель в России?

в) Какие два времени года наиболее продолжительны в пустыне? Дайте характеристику.

4. На основе ответов на данные вопросы составьте рассказ о климатических условиях зоны пустынь.

5. Для составления рассказа используй различные источники информации: энциклопедии, справочники, учебники, сведения из видеосюжета «Пустыня».

Если вы затрудняетесь или хотите проверить себя, используйте «Помощь из конверта».

Карточка №2

1. Рассмотрите иллюстрацию.

2. Ответьте кратко на вопросы:

а) Какие растения встречаются в пустыне?

б) Какие животные встречаются в пустыне?

в) Как они приспособились к жизни в пустыне?

г) В какое время суток оживает пустыня? Почему?

3. На основе ответов на данные вопросы составьте рассказ о растениях и животных пустыни (кратко).

4. Для составления рассказа используй различные источники информации: энциклопедии, справочники, учебники, сведения из видеосюжета «Пустыня».

Если вы затрудняетесь или хотите проверить себя, используйте «Помощь из конверта».

Карточка №3

1. Откройте учебник на стр. 156.

2. Рассмотрите иллюстрацию.

3. Прочитайте данные вопросы:

а) Что такое оазис? Найди понятие в энциклопедии, если не знаешь сам.

б) Что является самой большой ценностью для людей в пустыне?

в) Чем занимаются люди в пустыне?

4. На основе ответов на данные вопросы составьте рассказ о жизнедеятельности людей в пустыне.

Если вы затрудняетесь или хотите проверить себя, используйте «Помощь из конверта».

Б) Отчет учащихся о способах и результатах выполнения работы. Далее каждая группа отвечает на вопросы согласно плану характеристики природных зон. План характеристики природной зоны написан на доске.

План.

1. Расположение.

2. Климат (продолжительность зимы и лета; какая зима, какое лето; осадки, ветер и т. д. ).

3. Растения.

4. Животные.

5. Занятия населения.

– Ребята, какой еще пункт плана можно добавить?

6. Экологическая проблема (неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство).

Для ответа они используют дополнительную литературу, атлас-определитель, энциклопедию, карту, иллюстрации, учебник и т. д. Используют «карточки-помощники» для описания особенностей растений, животных, климатических условий.

Карточка-помощница.

1. а) Расположение относительно предыдущей зоны.

б) Географическое положение на карте.

2. Климатические особенности.

А) продолжительность зимы, лета.

Б) температура поверхности земли в пустыне.

В) осадки.

Г) Ветер.

Д) Другое.

Карточка-помощница.

А) общая особенность растений.

Б) индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).

В) значение в природе.

Г) приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.

Д) значения в природе.

Карточка-помощница.

А) причины расселения людей в пустыне.

Б) чем занимаются? Что выращивают? Каких домашних животных выращивают?

В) Экологическая проблема.

Если учащиеся группы считают, что их знаний не достаточно, то могут воспользоваться «помощью из конверта» (конверт на доске). После прочтения текста конверт возвращается на место.

Если у остальных групп есть дополнения к рассказу предыдущих групп – дать высказаться.

IV. Применение усвоенных знаний

А) тест «Пустыня».

Тест «Пустыня»

1. Пустыни занимают…

а) огромную территорию в центральной части России;

б) небольшую территорию по берегам северных морей;

в) небольшую территорию на юго-западе страны

2. В пустыне…

а) жаркое продолжительное лето и суровая короткая зима;

б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима.

3. В пустыне…

а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;

б) выпадает большое количество осадков;

в) чаще всего осадков не бывает.

4) Растения пустыни…

а) высокие, широколиственные;

б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;

в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.

5) Животные пустыни…

а) в основном некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чащи ведут ночной образ жизни;

б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех;

в) в основном низкорослые (грызуны) и птицы.

На выполнение дается 1 минута. Все участники группы проверяют тест в группе, после этого учитель берет любую работу группы, проверяет ее и всей группе выставляется оценка согласно, той, которую получил данный ученик.

Б) Блиц-опрос.

– Что интересного узнали о пустыне?

V. Рефлексивно-оценочный этап

• Чему научились?

• Что узнали нового?

• Что было трудно?

• Что получилось лучше?

• Какие качества помогли справиться с работой?

Ребята оценивают свою работу на уроке. На доске таблица:

Было интересно. Я доволен собой.

Было не интересно. Я не доволен собой

Мне было легко работать с одноклассниками в группе.

Мне было трудноработать с одноклассниками в группе.

Магниты крепятся в соответствующую графу.

«красный» – я безразличен.

«желтый» – не хватило знаний.

«зеленый» – узнал много нового, делал выводы.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Алексеев С. П. Что такое, кто такой – М. :Педагогика – пресс, 1996 г.

2. Дмитриев О. И. , Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу окружающий мир – М. : «ВАКО» 2006 г. 4 класс.

3. Корабельников В. А. Краски природы. – М. :Просвещение, 1989 г.

4. Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику – тетради. Смоленск «Ассоциация XXI века» 2003 г.

5. Цветкова И. Экология для начальной школы. – Я. Академия развития, 1997 г.

6. Храбрый В. Школьный атлас – определитель птиц. – М. : Просвещение, 1988 г.

Метки: География