Краеведческий подход как средство формирования географической картины мира у подростков
Краеведческий подход как средство формирования географической картины мира у подростков
Технология семинарского занятия по географии на тему: «Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере тайги»
Тема семинара «Связь размещения хозяйства с природными условиями на примере тайги». Выбор природной зоны обусловлен тем, что она хорошо иллюстрирует тему семинара.
Семинар проводится в 9 классе в апреле. Проведение семинара запланировано после изучения темы «Уральский экономический район» и уроков по географии Свердловской области. Цель его: систематизация знаний о своем регионе, развитие образного представления о географическом пространстве на основе знаний о закономерностях размещения природных ресурсов, развитие гибкости мышления и поведения, необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств, формирование у учащихся навыков самостоятельной работы с учебными пособиями.
1. Опережающие задания в виде сообщений и презентаций выдаются ученикам перед каникулами.
Ученикам1и2 подготовить презентацию на тему «Образ тайги в произведениях русской живописи, поэзии и литературе». Такое задание выполняется в паре, так как оно требует применения творческих и технических возможностей. Это задание выполняется особенно удачно. Можно порекомендовать подобрать картины И. И. Шишкина «Лес», «Утро в сосновом бору», «Бугры», «Бурелом», «В еловом лесу», «В лесу», «Валежник», «Верхушки сосен», «Дорожка среди сосен». На них можно наложить стихи Н. Заболоцкого, А. Балтина, Э. Асадова и песни «Звезды над тайгой» и «Геологи» А. Пахмутовой . Образ простраства создается очень удачно.
Ученик 3 подготовит сообщение «Визитная карточка тайги» по инструктивной карточке, предложенной учителем:
1. ГП тайги в России.
2. Климатические, почвенные условия тайги, полезные ископаемые.
3. Флора и фауна тайги.
4. Типы тайги.
Учащиеся на занятии вносят сведения о тайге в заготовленные таблички и работают с картами атласа по географии России (Омской КФ) №№ 25, 17, 19, 24.
Ученик 4 подготовит сообщение об отраслях хозяйства, развивающихся в зоне тайги. Учащиеся работают с картами атласа № 28. Обсуждая сообщения, отыскивают промышленные центры таежной зоны, определяют их специализацию, записывают их в тетрадь. Далее совместно делаем выводы об особенностях размещения отраслей промышленности.
Ученик 5 подготовит сообщение об отраслях хозяйства, развивающихся в зоне тайги на территории Свердловской области и охране лесов в нашем регионе.
Ученик 6 подготовит информацию об интернет – ресурсах, которые помогают россиянам получать информацию о лесном хозяйстве в России. Знакомимся с сайтами. Наиболее интересен, на взгляд моих учеников, сайт Федерального Агентства лесного хозяйства России http://www. rosleshoz. gov. ru/
4. Обсуждая сообщения товарищей, используя личный социальный опыт, ученики 9 класса поднимают вопросы охраны таёжных лесов.
Молодым людям хорошо известно, что тайгу Евразии, главным образом массивы сибирской тайги, называют зелёными «лёгкими» планеты, так как от состояния этих лесов зависит кислородный и углеродный баланс приземного слоя атмосферы. Для охраны и изучения типичных и уникальных природных ландшафтов тайги в России создан ряд заповедников. Выясняем каких, используя карту № 25. Баргузинский заповедник, Печоро – Илычский, Малая Сосьва, Дарвинский…Карта позволяет получить много информации.
5. Учащиеся остро воспринимают информацию о вырубке тайги в Свердловской области и других лесных регионах России. Они ставят вопросы, на которые приходится давать обдуманные ответы. Например, если Россия одна из первых в мире по запасам древесины, почему множество школьных тетрадей, дорогих журналов и обоев импортного производства. Почему зимняя меховая одежда сшита из импортных шкур, ведь моим ученикам прекрасно известно, что первые русские пришедшие на Урал, соболей ловили столько, что ходила «соболиная казна»; а искусство охоты на норок и ласк, каким владели уральские охотники, известно далеко за пределами нашего края. Куда делись эти ценные пушные звери? Почему не развивается звероводство в наших лесных регионах?
6. Общие выводы учеников таковы, что отрасли промышленности тесно связаны с географическими ресурсами территории. Целлюлозно – бумажная, деревообрабатывающая промышленность в нашей стране переживает некоторый кризис, который закончится после технического переоснащения отраслей. Лес – это наше богатство и его следует рационально использовать. В стране должны интенсивно проводиться лесовосстановительные работы.
7. Некоторые методические наблюдения.
успех проведения семинара в 9 классе зависит от качества подготовки и организации;
семинар требует большого временного ресурса от учителя (предварительная работа с учениками, которые готовят опережающие задания, проверка и консультации);
ля качественного проведения семинара необходимо использовать 2 урока подряд.
Основные шаги подготовки данного семинарского занятия:
Составление плана проведения семинара.
Выбор выступающих и ведущих, которые будут участвовать в проведении семинара.
Подготовка и печать раздаточных материалов.
Оформление помещения для проведения семинара.
Метки: География