Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок географии. "Охрана воды и здоровья человека"

Урок географии. "Охрана воды и здоровья человека"

Предмет (направленность): география

Возраст детей: 6 класс

Место проведения: класс

Цели урока: Рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; обозначить экологические проблемы и способы охраны воды; развивать речь, внимание; воспитывать бережное отношение к воде, к водоёмам, желание экономить пресную воду.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приёмы:

– словесный (рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа);

– наглядный (телевизионный, компьютерный);

– частично-поисковый и исследовательский;

– работа в группах.

Оборудование урока: карта мира, глобус, компьютер, мультимедийная презентация, стаканы с водопроводной водой, одноразовые чайные ложки, морская соль.

Продолжительность урока: 45 минут.

Форма урока: Урок с использованием ИКТ.

ПЛАН УРОКА

Ход урока:

I. Организационный момент.

– Здравствуйте. Садитесь.

– Здравствуйте,

– Слово, какое чудесное,

– Красивое, доброе, чуточку нежное.

– Здравствуйте!

– Скажем мы новому дню!

– Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!

– Здоровья желаем всем и всему!

– Давайте мысленно вы пожелайте друг другу хорошего настроения,

удачи, отличных оценок!

(Вода на Земле)

– Сели прямо, держим спинку.

– Чтобы уложиться в срок,

– Начинаем наш урок.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня отгадать тему урока Вам помогут строки из стихотворения

Повсюду, где бежит она,

Цветет земля, цветет страна,

Из дальних мест,

От горных рек

Ее проводит человек.

Чтоб хлопок вдоволь напоить,

Чтоб цветники с утра полить,

Чтоб трактор шел по целине,

Чтоб не было пустынь в стране.

– О чем это стихотворение? (Ответ учащихся. О воде. )

– Правильно ребята.

Сегодня мы поговорим о богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы – о её величестве ВОДЕ, о её значении для человека, как надо охранять и беречь воду.

Ведь беречь воду – значит беречь жизнь.

Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите сегодняшнее число и тему нашего урока «Охрана воды и здоровья человека».

III. Изучение нового материала.

1). Вступительное слово учителя.

" Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете" Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Они станут эпиграфом нашего урока.

Исходя из темы, цели нашего урока следующие:

Цели урока:

1. Обозначить экологические проблемы и способы охраны воды;

2. Рассмотреть значение воды в жизни человека.

Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при её участии.

Вода – самый удивительный минерал на земле. Есть много пословиц о воде, например, « где вода – там и жизнь», « земля умирает, если ушла вода» эти восточные пословицы известны каждому.

Как вы думаете, почему люди ещё в древности придавали столь большое значение воде? (Примерные ответы учащихся. Без воды не могут жить ни звери, ни птицы, ни человек, они умрут от жажды. )

Посмотрите на фото нашей планеты из космоса.

Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте.

– Почему планета Земля голубая? (Примерные ответы учащихся. Вода занимает большую часть земного шара. )

2/3 поверхности Земли занимает вода.

схема «Соотношение воды и суши»

– Посмотрим на схему соотношения воды и суши на Земном шаре.

Около 71% поверхности Земли покрыто Мировым океаном. На долю суши приходится 29%.

Что же называется Мировым океаном? (Ответ учащихся. Океанов на земном шаре четыре. Сливаясь все вместе, они образуют единый Мировой океан.

Работа с картой.

Назовите и покажите океаны на карте мира в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

А какой части океана говорится в этой загадке?

Здесь – куда не кинем взор -

Водный голубой простор.

В нем волна встает стеной,

Белый гребень над волной.

А порой тут тишь да гладь.

Все смогли его узнать?

(Море)

Но воды Земли сосредоточены не только в Мировом океане, но и содержатся на поверхности суши. Назвать воды суши вам помогут

подсказки – слайды.

Река

Озеро

Родник

Болото

Ледники

Все моря, океаны, реки и озера на нашей планете – это все водные запасы Земли.

Почему, имея такие большие запасы воды на планете , человек испытывает её недостаток для своих нужд?

Давайте попробуем ответить свами на этот вопрос.

Проведем небольшой опыт .

IV. Лабораторный опыт. «Сравнение соленой и пресной воды. »

Цель: опытным путем доказать, что соленая вода непригодна для питья.

Опыт.

Перед вами 2 стакана воды, одноразовая чайная ложка и морская соль.

– Я предлагаю вам сейчас из кипячёной водопроводной воды сделать морскую воду.

Возьмем стакан с цифрой два, положим две чайной ложки морской соли. Помешивая ложкой, растворим соль в воде.

– Проведём дегустацию воды .

– Сделайте не большой глоток из первого и второго стакана.

-Какая на вкус вода в первом стакане?

+ Она без вкуса

Как называют такую воду?

+Пресная

– Где встречается пресная вода?

+ В реках, озёрах, родниках

Какая на вкус вода во втором стакане?

+Горько-Соленая.

– Почему она стала солёной? Что мы сделали?

+ Мы растворили морскую соль в пресной воде.

– Где встречается солёная вода?

+В морях и океанах

– Можно ли пить морскую воду?

+ Нельзя

– Почему?

+ Пить много солёный воды человек просто не сможет. Она неприятная на вкус

-Какая же вода нужна человеку?

+Пресная

-Исходя, из выше сказанного, давайте сделаем вывод.

Вывод: Человек испытывает недостаток в питьевой воде, так как соленая вода – горько-соленая, неприятна на вкус, её нельзя пить. Это мы смогли доказать в ходе лабораторного опыта.

Запишите вывод в тетрадь. (Учащиеся записывают вывод в тетрадь. )

– А много ли пресной воды на Земле?

схема «Соотношение пресной и солёной воды»

– Посмотрим на схему соотношения пресной и солёной воды на Земном шаре.

Запасы пресной воды в мире – около 3%. Большое количество пресной воды находится в недоступном состоянии для человека (ледники,снега)в них сосредоточено 2% всей пресной воды.

Таким образом, только 1 % воды на планете пригоден для питья.

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока.

Почему, имея такие большие запасы воды, человек испытывает её недостаток?

– Мало пресной воды

Запасы пресной воды на нашей Земле незначительны. Это 1% пресных вод и использует наше человечество для всех своих нужд.

Как и где человек использует пресную воду?

Источник питья

Для бытовых нужд

Для приведения в движение машин, вырабатывающих электрический ток

Словарная работа: Гидроэлектростанция – сложное слово. Прочтите это слово прочитать это слово. Гидро – (от греческого -вода), электро – электричество, станция. Гидроэлектростанция – это электростанция, вырабатывающая электричество с помощью воды.

Вода используется во многих отраслях промышленности (читают дети)

Вода – дорога, путь передвижения и перевозки грузов (читают дети)

Это место отдыха (читают дети)

Пришло время для весёлой физминутки.

V. /ФИЗКУЛЬТМИНУТКА/

Отдохнули вы, друзья.

Продолжать урок пора.

Стихотворение.

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить: без неё нам не прожить!

Человек, как и все живое, создан из того же вещества, в котором зародилась

жизнь на Земле – из воды.

На протяжении всей жизни в организме человека содержится вода. Перед вами схема «Количество воды в организме человека». Большую часть организма человека занимает вода. Давайте посмотрим, сколько воды занимает в организме человека на разном этапе развития человека

(читают дети)

В теле 3-месячного плода – 95%

5– месячного -86%

Новорождённого -70%

Взрослого – 55-65%

Если сдать кровь и поместить её в колбу, то через несколько минут она будет выглядеть именно так, как это показана на схеме. Это составные части крови. Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу морей и океанов.

К старости наш организм содержит уже 60-65%, то есть с потерей воды мы начинаем болеть, стареть, мы просто высыхаем.

Давайте рассмотрим, сколько воды необходимо человеку для его нужд?

Воду потребляют на орошение тысячи гектаров полей. Чтобы вырастить килограмм растительной пищи, необходимо около 2 тысяч литров воды.

Много воды потребляют фабрики и заводы по всему миру. На получение 1 т стали расходуется 150 т воды, бумаги – 250 т, синтетических волокон – 4000 т.

Посмотрите, сколько воды тратит в сутки один житель (городской житель – 150 л. , сельский житель – 55л. )

На этой таблице указано, сколько воды тратит человек на конкретные операции с водой.

Давайте разберем эту таблицу.

Душ, ванна и уход за телом – 46 л

Пользование туалетом – 34 л

Стирка в стиральной машине – 15 л

Уборка мойка автомобиля – 8 л

Мойка посуды – 8 л

Приготовление еды, питьё – 5л

Прочее– 11л

ПОМНИ, ЧЕЛОВЕК!

114-230 литров воды уходит во время приема 5-минутного душа

На чистку зубов уходит 9 литров воды, на мытьё посуды – 91 литр

При неисправности крана с самой тоненькой струйкой воды за сутки может уйти в канализацию до 150 литров чистейшей питьевой воды После 10-минутного душа уходит столько воды, сколько нужно 200 детям каждый день

СБЕРЕЖЁМ ВОДУ ВМЕСТЕ!

При таком отношении человечества к использованию воды неизбежно придёт время, когда на нашей планете будет не хватать пресной воды.

Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. Целая страна Алжир живёт на привозной воде. Около 3 миллиардов человек Земного шара испытывают недостаток в чистой питьевой воде.

Предположим крайнюю ситуацию, вода исчезнет, к чему это приведет? (Ответ учащихся. Исчезнет все живое).

Остаться без воды, возможно, самое страшное, что может случиться с человеком и с человечеством в целом.

Существует немало случаев, когда загрязнённые источники воды стали причиной

эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии, которые передаются человеку в результате загрязнения водных бассейнов болезнетворными микроорганизмами, вирусами. Врачи считают, что 80% всех болезней в мире связано с неудовлетворительным качеством питьевой воды.

В результате хозяйственной деятельности человека в мире наблюдается уменьшение запасов пресной воды, обмеление и загрязнение многих водоемов. Важнейшая проблема воды – это загрязнение источников воды промышленными, хозяйственно-бытовыми, сточными водами.

Опасность для водоемов представляют стоки с полей. Заводы и фабрики сливают в реки и озёра грязную воду, в которой содержится много вредных веществ.

Сплав леса по реке, осушение болот.

Кроме этого, на качество воды оказывает влияние транспортные перевозки. Они засоряют воды бытовыми отходами, мусором, сливают масла, отходы горючего.

Особенно загрязнёнными бывают открытые источники воды: реки, озёра, пруды.

Конечно, существуют очистительные станции, но и мы должны заботиться о чистоте воды в наших водоемах и реках, экономно использовать пресную воду.

Вода бесценна, поэтому мы должны беречь каждую её капельку, ведь мы – хозяева природы. И охранять её – наша главная задача.

VI. Закрепление.

Сейчас я представлю вашему вниманию видео ролик. Он заставит ещё раз задуматься каждого из нас об использования воды в своей жизни.

Что такое вода?

Минерал, не имеющий цвета,

Не имеющий запаха, формы,

Но ты оглянись-

Это главное таинство,

Главное чудо Планеты,

Это главный исток,

Из которого вылилась Жизнь.

Без воды на Планете

Немыслимо что-то живое.

И вода вездесуща – и в недрах,

И над землёй.

И планету Земля,

Во Вселенной зерно голубое,

Было б много точнее назвать

Не Землёй, а Водой.

Океаны и реки,

Озёра и вечные льдины,

Сок деревьев и трав,

Кровь живущих зверей и людей

Это только вода,

Это жизни сомой сердцевина,

Это плазма Планеты,

А может Галактики всей.

Мы не ценим её,

Мы, как дети с игрушкой играем,

С этим главным сокровищем,

Таинством Жизни, Водой

Загрязняем её,

Отравляем её, убиваем…

Ну, а если когда-то игра

Обернётся бедой?

Палит солнце пустыни,

На тысячи вёрст ни колодца,

И ни капли воды,

И от зноя спекаются рты,

И от белого Солнца

Готова Земля расколоться…

Дайте счастья глоток,

Дайте каплю бесценной воды!

Кто такое узнал,

Кто однажды прошёл через это

Тот с водою на «Вы»,

Тот её от беды бережёт…

Неужели людей,

Чтоб надёжней хранили Планету,

Через пекло пустыни

Когда-то судьба проведёт

Очень хочется верить,

Что люди ещё повзрослеют,

Что источник всей Жизни

На этой Земле сохранят.

И в бездонном пространстве

Планета Земля голубая

Будет так же сиять,

Как и тысячелетья назад.

Много интересного, удивительного и полезного мы сегодня узнали о воде. О способах охраны воды. Рассмотрели значение воды в жизни человека.

Для того чтобы вы не забывали как нужно бережно относиться к пресной воде, я вам сейчас раздам «Капельку-памятку», «Берегите воду!». Вы можете их разместить у себя в классном уголке или подарить своему товарищу. Никогда не забывайте, что воду тоже нужно беречь и сохранять!

Берегите воду!

Не загрязняйте реки и озёра!

Не бросайте мусор в реки!

Не оставляйте отходы на берегу!

Закрывайте краны!

VII. Итог урока.

1. Закрепление

– Скажите, что нового вы узнали на уроке?

(Ответ учащихся. Мы получили новые знания о воде. )

– Какую воду человек чаще всего использует в своей жизни?

(Ответ учащихся. Пресную. )

– Почему воду нужно беречь и охранять?

(Ответ учащихся. Для здоровья человека)

-Что можете сделать вы для защиты водных источников? (Ответ учащихся. Закрывать кран водопровода. Не засорять реки, берега мусор и. т. д. )

– Что понравилось больше всего на уроке?

(Ответ учащихся. )

VIII. Домашнее задание.

Прочитать параграф на стр. 59-60, ответить на вопросы на стр. 60.

Нарисуйте рисунок "Берегите воду!"

IX. Рефлексия.

Ребята все вы сегодня молодцы, активно работали на уроке, и получили следующие оценки: (Саша не допустил ни одной ошибки при ответах, был внимателен на протяжении всего урока, (оценка «5»).

Урок окончен.

Спасибо за внимание. До новых встреч.

Метки: География