Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формы расселения населения. Урбанизация – феномен XX века. Конспект урока

Формы расселения населения. Урбанизация – феномен XX века. Конспект урока

Пояснительная записка.

Одной из задач современной школы является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе повышения педагогического мастерства учителей и применения новых методов и форм их решения.

Проблему качества обучения эффективно помогают решить коммуникативные и информационные технологии, которые позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию в любой предметной области.

Одним из методов современного преподавания географии является создание мультимедийных проектов (презентаций), сочетающих в себе как глубокую проработку географического материала, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.

Именно такой метод и представлен на уроке, где решается педагогическая задача по формированию и развитию коммуникативной и информационной культуры учащихся. Они не только выполняют совместную работу, но и учатся деловому творческому общению. Учащиеся приобретают знания, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения, системное мышление.

Изучение нового материала строится на основе мультимедийной презентации и информации сети Интернет.

В презентациях учащихся представлены темы:

1. « Как живёт современное село».

2. «Современный западноевропейский город».

3. «Крупнейшие города США».

4. «Токио – крупнейшая агломерация мира».

Ребята, участвуя на уроке в различных видах деятельности, приобретают организационные, информационные, проектировочные, коммуникативные навыки, что способствует их интеллектуальному развитию.

Интерактивный урок уникален (ориентирован на достижение целей самих учащихся), незаменим (даёт необходимый учащимся опыт деятельности), эффективен (формирует большое количество умений и навыков).

Тема урока: Формы расселения населения.

Урбанизация – феномен ХХ века.

Цели:

1. Образовательные:

– способствовать у ребят целостного представления об урбанизации как всемирном процессе;

– организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «урбанизация», «субурбанизация», «городская агломерация, (конурбанизация)», «ложная урбанизация», «городской взрыв», «мегаполис», «мегалополис»; системы фактов, отображающих специфику городских и сельских населенных пунктов, городов различных типов, масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

2. Развивающие:

– содействовать формированию общеучебных умений и навыков;

– продолжить обучение применения источников географической информации;

– обеспечить развитие коммуникативной и информационной культуры учащихся.

3. Воспитательные:

– содействовать воспитанию чувства ответственности за происходящее в своем городе;

– прививать чувство любви к родному городу, родной стране, уважение к ее жителям.

Задачи:

1. Систематизировать знания учащихся по основным формам расселения населения.

2. Сформировать целостное представление об урбанизации как всемирном процессе через развитие коммуникативной и информационной компетенций учащихся при помощи мультимедийных проектов и обработки статистического материала (из источников географической информации).

Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Формы расселения населения. Урбанизация – феномен XX века» (Приложение 1), карты мира: «Размещение населения мира», «Крупнейшие агломерации мира», «Политическая карта мира»; атласы, учебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» Москва, издательство «Просвещение», 2008 год; телевизор с DVD – плеером, компьютер, мультимедийный проектор, стенд-выставка «Великие города мира», Раздаточный материал ( к/к, контрольные листы), статистические данные.

Тип урока: интерактивный урок изучения и первичного закрепления нового материала.

На доске записана тема, эпиграф, план урока.

Ход урока.

I. Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

Учащиеся распределены в четыре группы. Каждая группа занимает место за своим столом. На столах лежат комплекты статистических данных по изучаемой теме. Каждая группа получила опережающее задание: подготовить выступления по типам городов в сопровождении презентаций.

II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

– На предыдущих уроках мы изучали население Земли. Какие вопросы нами уже рассмотрены? (Ответы ребят)

– Что на ваш взгляд нам осталось рассмотреть? (Ответы ребят. Учащиеся самостоятельно выходят на тему урока. )

Слайд 1. Тема урока.

Цели урока (определяются и озвучиваются ребятами самостоятельно).

Перед учащимися ставятся конкретные задачи.

Слайд 2. Задачи урока.

Озвучивается порядок работы на уроке.

III. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Слайд 3. Эпиграф:

Поля кончают жизнь

под страшной колесницей,

Которую на них дух века ополчил,

И тянут щупальца столица за столицей,

Чтоб высосать из них остатки прежних сил.

Э. Верхарн.

– Почему я взяла эти слова Эмиля Верхарна эпиграфом к нашему уроку? Как вы их понимаете. (Ребята, высказывая свои точки зрения, плавно переходят к изучению новой темы).

Слайд 4. По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское.

Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время чуть более половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается около 15-20 млн.

Они различаются по: – величине;

– форме;

– специализации хозяйства.

Слайд 5. Современные формы сельского расселения. Групповая (деревенская), наиболее распространена в странах Центральной и Южной Европы, России, Японии, во многих развивающихся странах.

Рассеянная (ферма). Наиболее распространена в США, Канаде, Австралии, странах Северной Европы. В странах, где до сих пор сохранилось кочевое скотоводство, постоянные поселения отсутствуют.

( Далее презентация группы учащихся по современным формам сельского расселения, в которой показана жизнь русской деревни и американской фермы. – 3 мин. )

Задание 1. – Ребята, вспомните, у нас в России при какой численности населения поселение считается городом? Какой показатель, кроме численности населения, еще учитывается? ( Ответы ребят).

Слайд 6. Это интересно!

Определение города в разных странах различно. Например, в Швеции, Дании, Финляндии городом считается поселение более 200 человек. В Канаде, Австралии – свыше 1 тыс. человек. В ФРГ, Франции – свыше 2 тыс. человек.

В США, Мексике – свыше 2,5 тыс. человек. В Индии, Иране – свыше 5 тыс. человек; в Швейцарии, Малайзии – свыше 10 тыс. человек; в Нидерландах, Нигерии – свыше 20 тыс. человек; в Японии – 30 тыс. человек.

Слайд 7. Городское расселение. Города возникли в древности как центры административной власти, торговли и ремесла. С развитием индустрии в них концентрировалось промышленное производство, формировалась инфраструктура, развивались транспортные связи. В городах проживает 49,6% населения Земли.

Функции современных городов:

– промышленные;

– культурные;

– научные;

– административные;

– транспортные.

Большинство городов – многофункциональны.

Слайды 8-9. Примеры городов, несущие в себе определенные функции. Например:

город-государство – Сан – Марино, промышленный центр – Норильск, город развлечений – Лас – Вегас, культурный центр – Санкт – Петербург, порт и административный центр – Аделаида, город-курорт – Рио-де-Жанейро, транспортный центр – Марсель.

Слайд 10. Типы городов.

Города характеризуются региональными различиями. Принято выделять западноевропейский, арабский, африканский, латиноамериканский и североамериканский типы городов. Они складывались под влиянием разных факторов: исторических, экономических, географических, религиозных и т. д.

Слайд 11. Западноевропейский город.

Западноевропейский город: корнями уходит к временам Римской империи. В центре – рыночная площадь, ратуша, собор. От центра радиально расходятся узкие улицы старого города.

( Далее презентация группы ребят по теме «Современный западноевропейский город». – 3мин. )

Слайд 12. Арабский город.

Арабский город: делится на новую и старую части. Ядром старой части обычно служит укрепление (цитадель). Ее тесным кольцом окружают кварталы старого города. Главное украшение – красочные базары.

Слайд 13. Африканский город.

Африканский город: складывался под влиянием европейской колонизации, привнесенной ею религии – христианства, а также позднее – мусульманства. Сочетаются постройки европейского типа с восточными базарами, мечетями и нищими кварталами.

Слайд 14. Латиноамериканский город.

Латиноамериканский город: создавался как колониальный город по единому плану, который Испания и Португалия разработали для своих владений. Центральная часть похожа на центр европейского города. На окраинах образовались пояса нищеты, в которых проживает 30-50% населения города.

Слайд 15. Североамериканский город.

Североамериканский город: отличается специфическими чертами, прежде всего своей молодостью. Характерна четкая прямоугольная планировка с Деловым центром (Даунтаун), в остальных частях города – малоэтажные дома индивидуальной застройки.

(Слайд 16–23: презентация группы ребят на тему «Крупнейшие города США». – 3 мин)

Слайд 24. Урбанизация – процесс роста городов и городского населения, распространения городского образа жизни, повышение экономической роли города.

Задание 2. Проанализируйте диаграммы «Динамика мирового процесса урбанизации» и сделайте выводы:

– в каких годах (каком веке) произошел резкий скачок численности городского населения, так называемый « городской бум»?

– какова доля городского населения в населении мира, % ?

Слайд 25. Урбанизация – важнейший социально – экономический процесс современности. В его развитии выделяют три этапа:

Начальный этап XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке.

Первая половина XX века. Ускоряется рост городского населения и урбанизация распространяется почти на все регионы мира

Вторая половина XX века начало XXI века. Ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации, а также формирование мегалополисов, что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность.

Слайд 26. В настоящее время соотношение городского и сельского населения меняется.

Задание 3. Проанализируйте график « Динамика доли городского населения и числа городов-миллионеров» и сделайте вывод о том, как изменялась динамика доли городского населения с 1800 по 2005 с прогнозом на 2015 год.

Слайд 27. Особенности урбанизации.

Субурбанизация (рурбанизация) – переезд части городского населения в пригороды и в сельскую местность. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

Ложная или трущобная урбанизация – резкое увеличение доли городского населения в развивающихся странах за счет притока сельского населения и образования вокруг крупных городов стихийных поселений, лишенных инфраструктуры.

Сюжет о городских трущобах на окраинах Кении ( бидонвили) и Бразилии (фавелы). – 2 мин.

Слайд 28. Уровни урбанизации.

Высоко урбанизированные страны. Доля городского населения более 50%. Примеры: Великобритания, Венесуэла, Кувейт, Швеция, Австралия, Япония.

– Средне урбанизированные страны. Доля городского населения 20-50%.

Примеры: Алжир, Боливия, Нигерия, Индия, Конго, Египет.

– Слабо урбанизированные страны. Доля городского населения менее 20%.

Примеры стран: Чад, Эфиопия, Сомали, Нигер, Мали, Замбия.

Слайд 29. Темпы роста урбанизации.

По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название «городской взрыв». Он сопровождается ростом числа больших городов и городов-миллионеров.

Слайд 30. Черты урбанизации:

– быстрые темпы роста городского населения, особенно в менее развитых странах;

– концентрация населения в основном в крупных городах;

– «расползание» городов вширь. Города превращаются в агломерации, агломерации в мегалополисы.

Слайд 31. Агломерация – компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную систему с производственными, транспортными и культурными связями.

Задание 4. Проанализируйте диаграмму и определите:

– какие агломерации в разный период являлись лидерами;

– какие страны, развитые или развивающие, лидируют в разные годы по числу агломераций?

Слайд 32. Крупнейшие агломерации на Земле с численностью жителей более 10 млн. человек. (По состоянию на 1 января 2009 года)

Задание 5. Проанализируйте таблицу. Назовите пятерку лидеров среди крупнейших агломераций на планете и запишите их в тетрадь.

( Слайд 33 – 42: презентация группы учащихся на тему «Токио – крупнейшая агломерация мира» – 3мин. )

Какое место в таблице занимает Московская агломерация? Увеличивается ли ее численность?

Слайд 43. Возвращаемся к таблице. Какое место в данной таблице занимает Москва?

Слайд 44 Крупнейшая агломерация в России – Московская (14,5 млн. чел. )

Примеры крупных агломераций в России.

Города-агломерации – Мехико, Нью-Йорк.

Слайд 45

Задание 6. Найдите на карте «Крупнейшие города мира» агломерации, входящие в число 20 лидеров. Нанесите их на контурную карту.

Слияние двух – трех агломераций носит название «Мегаполис».

Слайд 46. Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций.

Всего в мире насчитывается шесть мегалополисов:

США – 3 (Сан-Сан, Чипитс, Босваш), Япония (Токайдо),

Европа (Английский, Прирейнский).

США.

Крупнейшие мегалополисы:

1. Северо-Восточный или Босваш включает 40 агломераций (50 млн. чел. ).

2. Приозерный или Чипитс включает 35 агломераций (35 млн. чел. ).

3. Калифорнийский или Сан-Сан включает 18 агломераций (25 млн. чел. ). Задание 7. Найдите эти мегалополисы на карте.

Слайд 47. Япония.

Крупнейший мегалополис – Токайдо. В нем проживает более 70 млн. человек, или 56% населения Японии. Крупнейшие агломерации: Токио, Иокогама, Тиба, Осака, Кобе, Киото, Нагоя.

Задание 8. Найдите этот мегалополис на карте. Нанеси его на контурную карту.

Слайд 48. Диаграмма: «Роль городов в современном мире».

Задание 9. Проанализируйте данную диаграмму и сделайте выводы:

– какой % суши занимают города от общей площади Земли;

– какой % населения мира проживает в этих городах;

– какой % ВВП приходится на городское население мира;

– сколько % составляют выбросы (в атмосферу) промышленных городов мира?

Слайд 49. Экологические проблемы городов.

– Города дают 81% всех выбросов в атмосферу.

– Все города мира ежегодно «выбрасывают» в окружающую среду до 3 млрд. тонн твердых отходов, свыше 500 куб. м промышленных и бытовых стоков, около 1 млрд. тонн аэрозолей.

– Изменяют естественные ландшафты.

– Из выше сказанного следует, что «грязных» городов на планете очень много. Мы с вами обозначили лишь малую долю экологических проблем городов мира. Подробное изучение данной темы требует дополнительного урока, поэтому сегодня мне бы хотелось назвать не самые «грязные», а самые «чистые» города мира.

Слайд 50. Самые чистые города мира: Калгари – Канада, Гонолулу – США, Хельсинки – Финляндия, Оттава – Канада, Осло – Норвегия.

Задание 10. Найдите города в атласе и нанесите их на к/к.

IV. Итоги урока.

Слайд 51. Подводим итоги, возвращаясь к началу урока, и выясняем: все ли задачи, поставленные в начале урока, выполнены. Вспоминаем основные понятия и определения.

Рефлексия: Составление синквейна:

1 группа слово «Урбанизация»

2 группа слово «Агломерация»

3 группа слово «Мегаполис»

4 группа слово «Мегалополис»

Слайд 52.

Задание 11. Проверочный тест.

(Ответы учащиеся вписывают в контрольный лист и сдают учителю. )

V. Задание на дом.

Слайд 53. Творческое:

1 группа – Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»?

2 группа – Урбанизация – это триумф или деградация природы?

3 группа – Можно и нужно ли управлять процессом урбанизации?

4 группа – «Если бы я был мэр, то…». Предложите свои пожелания по улучшению нашего города. Выскажи свою точку зрения. Практическое. Закончить на к/к задание 6 (крупнейшие агломерации мира), 10 (самые «чистые» города мира). Теоретическое: тема 3, § 4 (стр. 74-81).

Е. В. Астахова, МОУ "СОШ №10", г. Печора, Республика Коми

Метки: География