Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий

Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий

Музыка, подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его. Роллан Р.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Аристотель

Основная задача учителя музыки – создать на уроке бесстрессовую среду, поднять настроение детей, снять эмоцио­нальный дискомфорт. Увлечённость детей, их внутренний комфорт, раскованность, почти сразу пропадающий комп­лекс «я не умею» – это удивляет и привлекает. Возможность быть приня­тым окружающими без всяких условий позволяет ребёнку быть самим со­бой, проявлять свою индивидуальность.

Поэтому урок следует начинать с музыки, кото­рая отвечает эмоциональному состоянию детей, не противоречит их настро­ению. Главное и самое важное – это атмосфера урока. Именно активное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом урока. Важно петь, играть, двигаться, придумывать, изме­нять, слушать своё исполнение и исполнение других. Коллективный харак­тер уроков музыки подключает к оздоровительному процессу.

Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Речь идёт о вос­становлении здоровья человека при помощи занятий музыкой Задача учителя музыки – овладеть этими технологиями и применять их св системе на каждом уроке.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идёт нa пользу здоровью учащихся, и которые не наносят прямого или косвенного вреда. Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Хочется сказать об этих методах, так они нашли положительные результаты среди младших школьников на уроках музыки.

Вокалотерапия. Этим термином принято называть не только пение, но и дыхание и набор голосовых упражнений. Правильно выполняя упражнения, дыхание ребенка становится более экономным, а, по утверждению учёных, от этого напрямую зависит работоспособность человека. При глубоком вдохе и задержанном выдохе мозг ребенка обогащается кислородом, а вистибюлярный аппарат укрепляется. Дыхательные голосовые упражнения обеспечивают и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, посколь­ку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. Вокалотерапия является «методом активации неспецифической резис­тентности (устойчивости) организма».

Музыкотерапия – это игра на воображаемых инструментах ( виолончели, скрипке, арфе), создание поэтических образов (волнующегося моря, расцветающей розы, скачущего коня), дирижирование воображаемым оркестром (осознание собственной значимости и незаменимости), пластическое интонирование («лепка» руками задуманных музыкальных образов). Эти упражнения помогают ребенку раскрыть свое «я», убрать дискомфорт в коллективе.

Логоритмика – это упражнения, объединенные в комплексы общеразвивающих упражнений, кото­рые выполняются в положении стоя и сидя. В них задействованы все груп­пы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса.

«Двигательные» песенки направлены на то, чтобы младший школь­ник не только радовался движениям, но и получил пользу для позвоночни­ка и всех мышц своего ещё неокрепшего тела. Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наи­более благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двига­тельные паузы просто жизненно необходимы для детей младшего школьного возраста. Кратковременные физические упражнения под му­зыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообраще­ние и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбуждённых отде­лов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Ритмотерапия – музыкально-ритмические упражнения, которые выполняют релаксационную функцию,помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших спосо­бов выражения чувств и переживаний. Ритм, который дикту­ет музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем са­мым речь ребёнка. Музыкально-ритмические упражнения помогают младшему школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, научат комфортно чувствовать себя в социуме.

Сказкотерапия играет огромную роль в поддержании душевного мира детей. Сказка – любимый детьми жанр. Она не­сёт в себе важное психологическое содержание, накопленный опыт, переходящий от одного по­коления к другому и не утрачивающее со временем свое значение.

Музыкальная сказка помогает детям в решении своих психологических проблем, устраняет скованность и нерешительность, а главное – открывает перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты. Хорошее предощущение будущего становится неким духовным оберегом детства. В постановке музыкальных сказок всегда есть элементы музыкотерапии, логоритмики, вокалотерапии, а значит положительный эффект для неокрепшей детской психики множественно усиливается.

Улыбкотерапия – наверное, самая главная составляющая в системе музыкальных занятий. На уроке очень важна ребёнка. Если маленький человек поёт и улыбается, то за счёт этого звук становится светлым, чистым и свобод­ным. Постепенно эти качества переходят и на личность ребёнка, и вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней. А что может быть прекраснее, чем смотреть с улыбкой на мир и на людей.

А еще медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улы­бок учителей. В программу оздоровления подрастающего поколения вхо­дит пункт о хорошем настроении педагога Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят дру­га, и учиться им нравится больше.

В современной образовательной среде проблема применения здоровьесберегающих технологий приобретает всё большее значение. Все эти технологии играют в моделировании эмоций важную роль. Исходя из этого, можно определить основные задачи работы с младшими школьниками на уроках музыки:

– пробудить у ребёнка чувства радости бытия, защищённости, соприча­стности;

– научить распознавать богатство и разнообразие палитры речи, музы­ки, движения и эмоционально на них откликаться;

– осуществлять первые опыты импровизации;

– дать каждому почувствовать, услышать самого себя и других.

В. А. Сухомлинский писал: «Человек овладевает музыкальной культурой, спосособностью переживать красоту мелодии – только в годы детства. Если донести до сердца маленького человека всю красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранность собственных чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты мелодии открывает перед ребенком собственную красоту, и человек начинает осознавать свое достоинство».

Важно учитывать, что начальный этап вхождения ребёнка в мир музыки является наиболее значимым для его эмоционально-личностного становления. Вовлечение младших школьников в творческую деятельность в рамках учебной программы, когда ребёнку предоставляются неограниченные воз­можности для творческого самовыражения, благотворно влияет на его психическое, эмо­циональное и познавательное развитие.

Придя в школу, ребенок впервые начинает самостоятельно учиться, творить, мыслить. Пусть он ошибается и думает не так, как все, но это его решение, его собственный путь. Главное – поддержать это желание и интерес к самостоятельному поиску. Существует несколько правил, которых, на мой взгляд, должен придерживаться учитель:

Не сковывать, а освобождать

Не сдерживать, а поддерживать

Не сгибать, а распрямлять.

Литература:

Овчинникова Т. Музыка для здоровья. – С-Пб. : Союз художников, 2004.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М. : Владос, 2000.

Сухомлинский. В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1973.

И. И. Соломина, МОУ гимназия № 24 г Люберцы, Московская область