Тема урока: Натюрморт в графике
Тема урока: Натюрморт в графике
Цели урока.
Образовательные:
- Расширение знаний о важнейших выразительных средствах изобразительного искусства.
- Ознакомление с видами печатной графики.
Развивающие:
- Развитие познавательного интереса, межпредметные связи.
- Развитие творческой фантазии, умений и навыков владения графическими приемами изобразительного искусства.
Воспитательная:
- Приобщение детей к культурному наследию человечества.
- Формирование навыков передачи настроения в гравюре.
Основные практические задачи:
- Научить работать в технике линогравюры.
Оборудование урока: интерактивная доска с презентацией, белая бумага, линолеум, штихели, типографская краска, ложка.
Тип урока: изучение нового материала и его первичное закрепление.
Технологическая карта урока
Методическая составляющая урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайды | Описание инструментария работы на интерактивной доске |
Активизация учебно-познавательной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Занимайте свои места. | Входят в класс и рассаживаются по местам | демонстрация слайда в полноэкранном режиме (для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст). | |
Мотивация. Актуализация. | – Сегодня мы более подробно поговорим о видах графики. Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты – все это графика. Как мы уже говорили, слово «графика» происходит от греческого «пишу», «рисую». Произведения графического искусства мы видим не только на выставках – постоянно сталкиваемся с ними в жизни. Рисунки художников в книгах – книжная графика. Еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку, и марку нарисовал художник. И более простые вещи, на которые многие из нас не обращали внимания, этикетки на коробках, бутылках, пакетах – все это рисовали художники. И все это прикладная или промышленная графика. Все разновидности технических приемов рисунка, дошедшие до нашего времени, в основном сложились в эпоху Возрождения в Италии. Уже тогда в рисунке применялись свинцовые, серебряные и другие металлические грифели, графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы – бистр, тушь, разноцветные чернила, акварель, белила. Рисовали гусиными и тростниковыми перьями, кистями на белой бумаге и бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Все это привело к богатству художественных и технических приемов. Есть художники, выбравшие для своего творчества особую технику графики – гравюру. |
слушание |
|
демонстрация слайда в полноэкранном режиме (для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст, фигура со свойством прозрачности). |
Сообщение новых знаний. | Гравюра – это оттиск с доски, на которой вырезан рисунок. Если оттиск выполняется с доски, то гравюру называют ксилография. Название следующего вида гравюры – литография – пришло из греческого языка и переводится как «камень». Гравирование делается на особом известковом камне, так называемом литографском. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом и тушью. Затем камень обрабатывается специальным составом и рисунком на камне как бы «закрепляется». В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, она остается ровной, когда рисунок на камне готов. На него валиком наносят типографскую краску, кладут бумагу и под прессом делают оттиск – эстамп. Наверное, самая знаменитая техника гравюры – гравюра на металле – офорт. Эта техника изобретена в XVI вере. Рембрандт, создавший около двухсот таких гравюр, был замечательным мастером офорта. Для офорта медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Название «офорт» и произошло от французского слова «крепкая вода». Кислота выедает процарапанные места и образуются углубления. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск. В гравюрах на дереве, линолеуме углубленные места остаются на оттисках белыми. В офорте наоборот: углубленные места – черные. |
Анализ полученных сведений. |
|
демонстрация слайда в полноэкранном режиме, (для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст, фигура со свойством прозрачности). |
Физминутка | Просмотр видеофильма и выполнение простейших физических упражнений | (вложения) | ||
Сообщение новых знаний, закрепление при помощи практической работы.
|
Как же создают гравюры? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева – самшита или пальмы, Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами-штихелями. Гравюры создавали на различных материалах. Мягким и пластичным, доступным материалом для этого искусства является линолеум. Гравюра на линолеуме появляется так же, как и на дереве. Когда весь рисунок вырезан, на него валиком наносят типографскую краску, затем кладут лист бумаги, и прессом прижимаю его к гравировальной доске. Давайте попробуем сделать простейшую линогравюру «Ветка с яблоками». |
Практическая работа |
|
демонстрация слайда в полноэкранном режиме, (для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст, фигура со свойством прозрачности, маркер). |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Д. З. : Читать учебник стр. 76-77. |
|
демонстрация слайда в полноэкранном режиме, (для создания слайда использовались панель захвата изображения и текст, фигура со свойством прозрачности). |
Литература:
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека, 6 класс, Москва, Просвещение, 2009 г.
- Порохневская М. А. , Изобразительное искусство. 6 класс. «Учитель-АСТ», Волгоград, 2005.
Использованные ресурсы:
- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства, АО Коминфо.
- Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
- Фильм «Buddha-bar», Allain Bougrain Dubourg.
А. Г. Избасова, ГБОУ ЦО №1468, Москва
Метки: Искусствоведение