Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Понятие художественной культуры

Понятие художественной культуры

Множество веков и множество раз человек не устает задавать себе четыре главных вопроса: «Что есть мироздание?», «В чем смысл жизни?», «Каков мир, окружающий меня?», «Каков я сам, живущий в этом мире?».

Естественно-математические науки, исследующие внешние проявления вещей, не смогли разгадать самую сложную загадку природы – загадку человека. Гуманитарные науки, а также религия тоже не оценили человека со всей определенностью. И вообще, возможна ли разгадка человека? Возможно на наших уроках, изучая памятники мировой художественной культуры; имена выдающихся мастеров изобразительного искусства, писателей и архитекторов; основные направления и течения (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, модерн и т. д. ) у нас получится понять ход человеческой мысли на пути познания и самопознания.

Прежде чем приступить к изучению конкретных тем, мы должны дать определение понятию «культура» и «художественная культура».

Сейчас по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры. С незапамятных времен оно (понятие «культура») восходило к слову «культ», т. е. «поклонение, почитание», и было связано с религиозными представлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непостижимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом обществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задобрить. Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т. д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства.

Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово «cultura» означало «возделывание, обрабатывание почвы», т. е. культивирование, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности. Здесь важно понять особенность – единство культуры человека и его деятельности. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано природой.

Потом этот термин был перенесен римлянами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души. Цицерон – римский общественный деятель и оратор – слово «культура» употреблял в значении умственной деятельности человека в противоположность невежеству и бескультурью варваров.

В XVIII в. у французских просветителей оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялись достижениями в области науки и искусства.

Таким образом, «культура» – понятие сложное, имеющее несколько толкований:

1) Уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности.

2) Наличие условий жизни, соответствующх потребностям просвещеного человека.

3) Просвещенность, образованность, начитанность.

4) Выращивание, культивирование какого-либо растения.

Из-за сложности самого понятия «культура» существует множество его определений. Мы остановимся на следующем:

Культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Понятие «культура» употребляется и в узком смысле. Вы часто слышите – «духовная культура», «нравственная культура», «художественная культура» и т. д.

Необходимо понимать, что существуют материальная культура и духовная культура. Материальная культура создается в процессе материального производства. Ее продуктами являются станки, оборудование, здания и т. д. Духовная культура возникает в процессе духовного творчества и являет себя в духовных ценностях: музыке, изобразительном искусстве, архитектуре, научных открытиях, религиозных учениях и т. д.

Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связано между собой. Например, наши знания об электронной относятся к духовной культуре, а сами компьютеры, телевизоры, телефоны относятся к материальной культуре.

Культура – существенная характеристика жизни общества, она неотделима от человека. Биологически человеку дается только организм. А в процессе жизнедеятельности он формируется как культурно-историческое существо. Ваши человеческие качества являются результатом усвоения вами языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям. Роль художественной культуры в духовном развитии человека огромна.

М. Ю. Бондаренко, ГБОУ СОШ № 2044, Москва

Метки: Искусствоведение