Понятие художественной культуры
Понятие художественной культуры
Множество веков и множество раз человек не устает задавать себе четыре главных вопроса: «Что есть мироздание?», «В чем смысл жизни?», «Каков мир, окружающий меня?», «Каков я сам, живущий в этом мире?».
Естественно-математические науки, исследующие внешние проявления вещей, не смогли разгадать самую сложную загадку природы – загадку человека. Гуманитарные науки, а также религия тоже не оценили человека со всей определенностью. И вообще, возможна ли разгадка человека? Возможно на наших уроках, изучая памятники мировой художественной культуры; имена выдающихся мастеров изобразительного искусства, писателей и архитекторов; основные направления и течения (романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, модерн и т. д. ) у нас получится понять ход человеческой мысли на пути познания и самопознания.
Прежде чем приступить к изучению конкретных тем, мы должны дать определение понятию «культура» и «художественная культура».
Сейчас по одним оценкам, существует уже более 500 определений культуры. С незапамятных времен оно (понятие «культура») восходило к слову «культ», т. е. «поклонение, почитание», и было связано с религиозными представлениями наших предков. Человек понимал, что за видимыми явлениями стоит таинственный и непостижимый мир, которым управляют высшие силы. Вот почему в человеческом обществе начали складываться обряды и ритуалы служения и поклонения богам, которых надо было чем-то задобрить. Культовые вещи, приносимые им в жертву, выделяли из множества обычных, бытовых предметов: их украшали гравировкой, рисунками и т. д. Появление ритуальных, культовых предметов послужило одной из причин возникновения искусства.
Со временем понятие «культура» претерпело значительные изменения. В переводе с латинского слово «cultura» означало «возделывание, обрабатывание почвы», т. е. культивирование, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности. Здесь важно понять особенность – единство культуры человека и его деятельности. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано природой.
Потом этот термин был перенесен римлянами на человека: он стал обозначать образование и воспитание души. Цицерон – римский общественный деятель и оратор – слово «культура» употреблял в значении умственной деятельности человека в противоположность невежеству и бескультурью варваров.
В XVIII в. у французских просветителей оно означало «разумность» в устройстве общественных порядков, политических учреждений, измерялись достижениями в области науки и искусства.
Таким образом, «культура» – понятие сложное, имеющее несколько толкований:
1) Уровень, степень развития какой-либо сферы хозяйственной или умственной деятельности.
2) Наличие условий жизни, соответствующх потребностям просвещеного человека.
3) Просвещенность, образованность, начитанность.
4) Выращивание, культивирование какого-либо растения.
Из-за сложности самого понятия «культура» существует множество его определений. Мы остановимся на следующем:
Культура – это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
Понятие «культура» употребляется и в узком смысле. Вы часто слышите – «духовная культура», «нравственная культура», «художественная культура» и т. д.
Необходимо понимать, что существуют материальная культура и духовная культура. Материальная культура создается в процессе материального производства. Ее продуктами являются станки, оборудование, здания и т. д. Духовная культура возникает в процессе духовного творчества и являет себя в духовных ценностях: музыке, изобразительном искусстве, архитектуре, научных открытиях, религиозных учениях и т. д.
Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связано между собой. Например, наши знания об электронной относятся к духовной культуре, а сами компьютеры, телевизоры, телефоны относятся к материальной культуре.
Культура – существенная характеристика жизни общества, она неотделима от человека. Биологически человеку дается только организм. А в процессе жизнедеятельности он формируется как культурно-историческое существо. Ваши человеческие качества являются результатом усвоения вами языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям. Роль художественной культуры в духовном развитии человека огромна.
М. Ю. Бондаренко, ГБОУ СОШ № 2044, Москва
Метки: Искусствоведение