Урок ИЗО в 5-м классе «Народные промыслы. Гжель» по программе Б. М. Неменского в 5 классе
Урок ИЗО в 5-м классе «Народные промыслы. Гжель» по программе Б. М. Неменского в 5 классе
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Форма: фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядный, словесный, поисковый.
Современные образовательные технологии: исследовательские методы в обучении, педагогика сотрудничества.
Цель:
Содержательная:
Дать представление об основных цветах.
Деятельностная:
Формирование художественно-образного мышления, и эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, а также к искусству, как основе развития творческой личности.
Дидактическая:
Усвоить основные цвета и способы получения новых цветов с помощью основных.
Развитие у учащихся творческого подхода при росписи кувшина.
Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, умения работать коллективно в группах.
Задачи урока:
Дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.
Освоение учащимися элементарных приемов кистевого письма – «мазка с тенями» .
Формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
Показать возможности синего цвета (повторение материала из раздела «Цветоведение»).
Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
Оборудование и материалы:
Для учителя:
– Медиапроектор.
– Презентация.
– Плакаты – репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики.
– Мольберт, кисти, краски.
– Изделия гжельской керамики.
Для детей:
· Белая посуда – заготовки.
· Кисти, краски, палитра, вода, тряпочки.
Подготовительная работа:
В начале каждой четверти класс делится на 4 поисковые группы, выбираются руководители групп, которые направляют поисковую работу своих товарищей. Они ведут записи в отдельной тетради: где фиксируют, кто какой материал нашёл и т. д. На уроке дети работают в тех же группах. Парты расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за "круглым" столом. )
Поисковые группы на предыдущем уроке получили задания собрать материал о художественном промысле «Гжель»
Оформить сообщение, указать источник информации и автора Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях. Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий этих промыслов, а также изделия. Создается презентация от группы или общая презентация (сборная)
За неделю до урока члены группы решают кто о чём будет сообщать на уроке по данной теме. Учитывая, что рассказать надо интересно и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели. (учитель до урока просматривает материал и направляет доклад в интересное русло)
(Сообщение поисковых групп могут заслушиваться как на I уроке по данной теме с целью ознакомления с данным промыслом, так и на последующих уроках по данной теме с целью расширения знаний о данном промысле. )
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Определение темы урока и доклад по группам.
3. Объяснение работы.
4. Творческая работа в группах.
5. Выставка детских работ.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов урока и домашнее задание.
8. Список использованной литературы.
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Определение темы урока и доклад по группам.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о ___.
Ответы детей. (Гжель)
Проверка домашнего задания.
Мы заслушаем сообщения и рассмотрим материал, который подготовила поисковые группы о Гжели. Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками и затем дать ответы на вопросы:
Что интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?
Чьё сообщение было самым интересным, увлекательным и почему?
Учитель подытоживает доклады детей и показывает презентацию.
3. Объяснение нового материала
Настало время поработать в творческой мастерской гжельских мастеров.
Учитель демонстрирует «мазок с тенями». ( на мольберте)
: Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик. Делаем мазки, а потом составляем из них цветочек с листочками.
Дети повторяют на пробниках, учитель помогает, советует.
Учитель: А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров на белых вазочках.
Учитель: Как будет расположен ваш узор?
Учащиеся: В центре изделия.
Учитель: с чего вы начнете писать узор?
Учащиеся: с крупных деталей, например, розы.
Учитель: узор может состоять из одного цветка?
Учащиеся: нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья.
Учитель: А зачем нужны бордюры?
Учащиеся: чтобы оформить горлышко, низ изделия, сделать его красочным и выразительным.
4. Творческая работа детей.
Приступайте к работе. Учитель индивидуально помогает детям.
5, 6. Выставка детских работ и рефлексия.
А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне – магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека). Но чтобы приобрести вазу, надо ответить на вопросы (вопросы заранее заготовлены и быстро раскладываются в вазы). Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.
(примерные вопросы)
1. Почему тебе понравилась эта ваза?
2. Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?
3. Как ты думаешь, с любовью мастера украшали своё изделие или нет? Почему?
4. Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?
7. Итог урока и домашнее задание.
Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).
8. Список использованной литературы.
1. В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987год.
2. Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 – 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 год.
3. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 год.
4. Большая советская энциклопедия
5. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н. А Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2010;
6. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт. -сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007;
Г. В. Прынцева, ГБОУ школа 594, Санкт-Петербург
Метки: Искусствоведение