Дополнительная образовательная программа "Основы изобразительной грамоты и рисование"; от 7 лет. Ч. 2
Дополнительная образовательная программа "Основы изобразительной грамоты и рисование"; от 7 лет. Ч. 2
Ожидаемый результат.
1 год обучения.
По окончании учащийся должен знать и уметь:
– Особенности изобразительной деятельности.
– Признаки предметов, явлений природы и человека.
– Знать отличие основных цветов от составных;
– Иметь представление о переднем и заднем планах;
– Пользоваться доступными материалами и инструментами (кисти, ножницы, бумага, гуашь, мелки, клей);
– Смешивать гуашевые краски и получать задуманные цвета;
– Подбирать цвета в зависимости от настроения, отображаемого в рисунке;
– Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от задуманной композиции.
К концу первого года обучения ребенок:
– Проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире.
– Видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми. Может общаться по поводу искусства, давая эмоционально--эстетическую оценку.
– Обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы.
– Проявляет самостоятельность и творческую инициативу.
– В рисунке ребенок передает несложный образ, его форму, цвет, владеет техникой раскрашивания карандашом, красками.
Методические рекомендации.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате. В процессе обучения воспитанники знакомятся с материально-техническими средствами, с помощью которых выполняются те или иные работы как живописные, так и графические: это бумага, карандаши, уголь, пастель, акварель, гуашь, кисти, палитра и др. материалы. Технические свойства обучения дают необходимые сведения о пространстве, объеме, глубине на плоскости листа. Все это достигается изобразительными средствами, к которым относятся: точка, штрих, линия, тон и цвет. Знакомство с приемами живописной техники – лессировка, Алла прима, гризайль, граттаж, а также работа по сухому гуашью и многое другое. Для воспитания у детей наибольшего интереса к искусству, расширение представления об окружающем мире, проводятся беседы об изобразительном искусстве: о возникновении рисунка, об эпохах, жанрах, течениях, выдающихся художниках разных времен. Во время занятий дети приобретают навыки работы по принципу: от общего к частному и от частного к общему, а также осваивают технические приемы рисунка: плоскостной и объемной формы рисования предмета, умение передавать фактуру предметов, например, керамику, стекло, дерево, пушистую шерстку котенка, листву и т. д. Это достигается разными изобразительными средствами, но без знаний, умений и навыков здесь не обойтись. Для укрепления твердости руки необходимо выполнять ряд упражнений, например, серия заданий «Волшебная линия». Рисование с натуры также способствует развитию у воспитанников объемно-пространственного мышления и чувства формы. Фантазия ребенка развивается когда выполняется ряд заданий на тему «Иллюстрирование любимой книги, сказки». Большим стимулом для творческой активности воспитанников являются выставки, конкурсы разных уровней.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Мольберты.
2. Планшеты.
3. Стулья.
4. Софиты.
5. Доска, мел, указка, тряпка.
6. Таблицы по цветоведению;
7. Наглядное пособие для обучающихся:
8. предметы быта: ваза керамическая, железные кружки, посуда из домашнего обихода, аллюминевая кастрюля, чугунок; муляжи овощей и фруктов;ткани драпировочные разных цветов;гипсовые геометрические фигуры;журналы «Юный художник», книги для начинающих художников;репродукции картин;детские работы.
2 класс.
№ п/п | Наименование темы задания |
Кол-во часов по учеб. плану | Теория |
Практика |
1 | «Летнее впечатление».
|
2 | 1 | 1 |
2 | Клумба из осенних цветов
|
2 | 1 | 1 |
3 | Богатства осени | 2 | 1 | 1 |
4 | Разноцветный полет. | 4 | 1 | 3 |
5 | Лягушка – путешественница | 2 | 1 | 1 |
6 | Мой город родной. | 4 | 1 | 3 |
7 | Наброски и зарисовки фигуры человека. | 2 | - | 1 |
8 | Сказочный мужской образ. | 2 | 1 | 1 |
9 | Женский образ русских сказок. | 2 | 1 | 1 |
10 | «С чего начинается Родина?». | 4 | - | 4 |
11 | «Дерево» . | 2 | - | 2 |
12 | Новогодняя елка | 2 | - | 2 |
13 | Зимний пейзаж. Техника работы гуашью. | 4 | 1 | 3 |
14 | Зимние забавы. | 2 | 1 | 1 |
15 | Этюд чучела птицы. Работа с натуры. | 2 | - | 2 |
16 | «Четвероногий герой». | 2 | - | 2 |
17 | Зарисовка животных. Учебное копирование. | 2 | - | 2 |
18 | «Замок Снежной Королевы». | 4 | 1 | 3 |
19 | Парк Победы | 2 | - | 2 |
20 | Графика. Монотипия (цветная акварель). | 4 | - | 4 |
21 | Техника работы акварелью. Творческие упражнения. | 2 | - | 2 |
22 | Флажки для праздника. | 4 | - | 4 |
23 | Пейзаж. Техника работы акварелью. | 2 | - | 2 |
24 | Сирень. | 2 | - | 2 |
25 | Техника работы акварелью. Пейзаж «Весенний день». | 4 | 1 | 3 |
26 | Подведение итогов. | 2 | - | 2 |
Итого. | 68 | 12 | 54 |
Содержание программы
1. «Летнее впечатление». -2
Развитие навыка композиционного решения изображения на листе, эстетического отношения к действительности. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.
2. Клумба из осенних цветов -2ч.
Передача в рисунке своих впечатлений; создание коллективнуой работы; изображение цветов разной формы, разных цветов и оттенков, используя приёмы примакивания, рисования всей кистью и её концом; расположение рисунков на общем полотне, создавая композицию.
3. Богатства осени-2ч.
Закрепить знакомство с жанром живописи – натюрмортом; рисование овощей и фруктов разными изобразительными материалами: восковыми мелками, фломастерами, маркерами.
4. Разноцветный полет. -4ч.
Декоративная переработка форм. Особенности декоративного рисунка, его зависимость от характера и назначения украшаемого предмета. Закреплять умение вырезать симметричное изображение бабочки из бумаги, сложенной вдвое, симметрично располагать узор на крыльях. Поощрять оригинальный подход к работе.
5. Лягушка – путешественница-2ч.
Вызвать желание нарисовать иллюстрацию к произведению В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Закреплять умение распределять фигуры в композиции с сопровождением познавательного рассказа. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Развивать умение находить место для своей работы. Вызывать радостное настроение от совместного творчества.
6. Мой город родной. -4ч.
Закреплять умение рисовать по замыслу, отражать в рисунке свои впечатления; закреплять композиционные навыки, умение договариваться о том, кто что будет рисовать; воспитывать любовь и уважение к своему городу, его прошлому и настоящему.
7. Наброски и зарисовки фигуры человека. -2ч.
Пропорции человеческого тела. Вид спереди, сзади, сбоку. Изображение человека в движении. Степень подвижности суставов. Устойчивость фигуры. Схематичная передача движения и рисунок человека в этом движении. Рисование фигуры человека с натуры (наброски кистью, силуэт).
8. Сказочный мужской образ. -2ч.
По желанию учителя для всех дальнейших заданий можно использовать сюжет сказки. Например, "Сказка о царе Салтане" А. Пушкина дает богатые возможности связи образных решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.
9. Женский образ русских сказок. -2ч.
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др. ). Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых.
Создание в объеме образов с ярко выраженным характером.
10. «С чего начинается Родина?». -4ч.
Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т. д. ); индивидуально.
11. «Дерево». -2ч.
Закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; учить рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу. Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
12. Новогодняя елка-2ч.
Знакомство с ёлочными украшениями (современными и старинными); закрепить умение рисовать ветку ёлки и украшать её; развивать воображение; соединяя рисунки, получить большую ёлку, вместе дорисовывать её и дополнять украшениями. Формировать понимание того, что от работы каждого зависит общий результат.
13. Зимний пейзаж. Техника работы гуашью. -4ч.
Вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства (цветом, композицией); учить передавать колорит зимы; воспитывать интерес к коллективной работе.
14. Зимние забавы. -2ч.
Зимние забавы“ (акварель, гуашь, цветная бумага). Особенности и закономерности рисования на темы. Компоновка изображения. Линия горизонта. Членение пространства на планы.
15. Этюд чучела птицы. -2ч.
Работа с натуры. Строение тела птицы. Взаиморасположение частей тела. Компоновка изображения. Последовательность выполнения рисунка.
16. «Четвероногий герой». -2ч.
Зарисовка животных. Учебное копирование. Выражение характера изображаемых животных Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. Строение тела изображаемого зверя. Форма и положение туловища, размер и положение головы и конечностей относительно туловища. Последовательность выполнения рисунка. Передача фактуры шерсти.
17. Зарисовка животных. Учебное копирование. -2ч.
Познакомить с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина; учить всматриваться в иллюстрации, замечать средства выразительности, особенности движения, шёрстки животных, выражения глаз и др. ; воспитывать доброе отношение к животным; учить рисовать зверей.
18. «Замок Снежной Королевы». -4ч.
Исполнение нескольких панно, где с помощью аппликации и живописи создается мир нескольких сказочных героев – добрых и злых (например: терем Царевны Лебеди, дом для Бабы Яги, изба Богатыря и т. д. ). На панно создаются дом (наклейками), фон – пейзаж как образная среда этого дома и фигура – образ хозяина дома, выражая эти образы характером постройки, одежды, формой фигуры, характером деревьев, на фоне которых стоит дом.
18. Парк Победы. -2ч.
Закреплять умение отражать в рисунке свои впечатления; обратить внимание на изящество, орнамент оград, на форму фонарей, витражей; воспитывать любовь к родному городу, интерес к его истории; закреплять композиционные навыки.
19. Графика. Монотипия (цветная акварель). -4ч.
Техника работы акварелью. Творческие упражнения. Создание образов насекомых, животных, растений
20. Флажки для праздника. -2ч.
Вызвать интерес к созданию композиции из декоративно оформленных флажков. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать интерес к коллективной работе.
21. Пейзаж. Техника работы акварелью. -4ч.
Изображение на бумаге небольшого формата летнего пейзажа.
Для выполнения работы в технике граттажа (воскографии) нужно осуществить необходимые стадии грунтовки листа бумаги: а) покрыть бумагу легким слоем краски (в холодной или теплой гамме); б) натереть сверху лист бумаги свечой или парафином;в) поверх воска покрыть лист слоем темной гуаши в смеси с тушью;г) легкой линией карандаша наметить рисунок пейзажа; д) процарапать изображение отточенной палочкой.
22. Сирень. -2ч.
Учить видеть красоту натюрморта и разнообразие цветов, общий колорит; передавать цветы в аппликации, подбирать сочетания цвета и его оттенка в изображении сирени.
23. Техника работы акварелью. Пейзаж «Весенний день». -4ч.
Изображение на большом полотнище обоев или склеенных листах ватмана пейзажа с обязательным включением в него архитектуры; можно выполнить работу в технике аппликации.
24. Подведение итогов. -2ч.
Класс оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. На уроки приглашаются (по возможности) родители и другие учителя.
Метки: Искусствоведение