Прием «6 шляп» как способ развития критического мышления на уроках музыки
Прием «6 шляп» как способ развития критического мышления на уроках музыки
Направленность | музыка | Количество | Класс делится на 6 групп | Возраст детей | Подростковый | |
Тип | урок | Место проведения | Класс | |||
Задачи | n формирование различных способов мышления; n освоение способа ценностно-смыслового анализа музыкального произведения; n освоение способа творчески интерпретировать имеющуюся информацию; n формирование направленности на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
|
|||||
Результат | формирование таких личностных универсальных учебных действий, как: n умение вырабатывать своё собственное мнение; n способность анализировать чувственное восприятие музыкального произведения; n способность прийти к определённым умозаключениям; n способность логично выстроить цепь доказательств; n способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.
|
|||||
Ресурсы | Энциклопедия классической музыки КМ, проектор, ноутбук. | |||||
В основе способа развития критического мышления на уроках музыки идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал приемы, обучающие эффективно мыслить и детей, и взрослых. Шесть шляп – это шесть разных способов мышления, которые поэтапно развиваются на уроке музыки. Пример урока по теме 6 класса «В чем сила музыки». Тема урока « А гений ли Моцарт?» 1. Этап. Целеполагание. Ребята, знакомясь с темой, самостоятельно формулируют цели урока. 2. Этап. Актуализация знаний. Ученики делятся на 6 групп, мысленно надевают белую шляпу и изучают факты из жизни В. А. Моцарта (обращение к энциклопедии классической музыки КМ). Обсуждают и называют наиболее значимые, по их мнению, факты. 3. Этап. Эмоциональное восприятие музыки В. А. Моцарта. Ученики мысленно надевают красную шляпу и слушают несколько фрагментов музыкальных произведений В. А. Моцарта (энциклопедия классической музыки КМ). Обсуждают и описывают словами чувства, которые вызвала музыка. 4. Этап. Критическая оценка. Ученики мысленно надевают черную шляпу и высказывают сомнения, по поводу гениальности музыки В. А. Моцарта (приводят аргументы из поэмы А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»). 5. Этап. Защита. Ученики мысленно надевают желтую шляпу и приводят аргументы в защиту гениальности В. А. Моцарта. 6. Этап. Рождение новой гипотезы. Ученики мысленно надевают зеленую шляпу и на листе бумаги рисуют символ, выражающий их понимание музыки В. А. Моцарта. Критерии оценки работы (по Д. Гилфорду): Продуктивность – быстрота, скорость генерирования идей, их количество); Гибкость – способность показать широкое многообразие идей, вариантов выполнения задания; Оригинальность – способность порождать новые, нестандартные идеи, непохожие на идеи других участников; Художественная завершенность – способность совершенствовать или придавать законченный вид " продукту" своей деятельности. 7. Этап. Обобщение. Ученики мысленно надевают синюю шляпу и обобщают то, что узнали на уроке, с помощью синквейна. Последнее слово синквейна будет ответом на вопрос, который был сформулирован в теме урока. Таким образом, цель урока будет достигнута. Литература по теме: Боно Э. «Шесть шляп мышления» (СПб. :Питер Паблишинг, 1997) http://www. twirpx. com/file/112150/
|
||||||
Метки: Искусствоведение