Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Искусствоведение
  • Конкурсный урок в 11 классе «Сквозь магический кристалл» (Многогранность художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок»)

Конкурсный урок в 11 классе «Сквозь магический кристалл» (Многогранность художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок»)

Конкурсный урок в 11 классе «Сквозь магический кристалл» (Многогранность художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок»)

Форма урока

урок-исследование

Художественное пространство урока:

– репродукция картины Ван Гога «Пара ботинок»;

– фонограмма симфонии №40 В. Моцарта;

– фрагменты из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни»;

Учебное пространство урока:

– терминологический словарь урока;

– алгоритм анализа художественного образа;

Цель урока:

развитие способности к интерпретации художественного образа; к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания искусствоведческого характера;

Художественно-педагогическая идея урока:

– выяснить, в чём суть творчества художника – в демократическом реализме или особой эстетике?

Эпиграфы к уроку:

Нет ничего более художественного, как любить

людей.

Ван Гог

. . . они (картины Ван Гога[2]) оцарапают вам сердце.

Лев Толстой

I. Завязка-интрига урока.

(Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками)

Учитель:

Скажите, пожалуйста, стакан полный?

(Ученики отвечают утвердительно. Учитель берет емкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан).

Учитель:

Значит, стакан был неполный?

(Ученики соглашаются с этим)

Учитель:

А теперь сосуд полный?

(Некоторые отвечают утвердительно, некоторые, чувствуя интригу происходящего, молчат, а некоторые отвечают: «Нет». Учитель берет сосуд с водой и начинает выливать ее в стакан. Вода заполняет емкость стакана).

II. Погружение в тему урока

Учитель:

Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу, содержание которого также многогранно, как и пример со стаканом. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубинные тайны «магического кристалла».

Я предлагаю рассмотреть одно из свойств художественного образа – многогранность интерпретации[3] – на творчестве Ван Гога, а точнее, понять, принять или (в идеале) воспринять авторское послание на примере одной картины – «Пара ботинок»[4]. Это произведение и станет предметом и целью нашего исследования, осмысления многогранности художественного образа. Перенесите, пожалуйста, тему урока в свои тетради, выделите ключевые слова (учениками подчёркиваются слова «кристалл», «магический», «многогранность»).

Существует множество методик постижения ХО[5], но так или иначе все они определяют два направления исследования: от автора, т. е. от его мировоззрения, эстетики, смысла жизни и смысла творчества, и от произведения как от культурного текста.

Предлагаю поработать сразу в двух ракурсах. Кто желает исследовать личность творца?

(Сразу же учитель выдаёт раздаточный материал (фрагменты романа Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», цитаты из писем Поля Гогена и писем Ван Гога своему брату Тео).

Остальные учащиеся работают с произведением и получают пакет с заданием-алгоритмом первоначального восприятия ХО.

(1. Зафиксируйте письменно свои первые впечатления от картины. 2. Определите, какую функцию выполняет ХО в этой картине:

– является элементом сюжета?

– является символом?

– является средством выражения авторского замысла?

3. Вспомните произведения искусства, в которых в качестве ХО фигурирует обувь).

Итак, ваша задача – составить представление о личности творца (1 группа) и составить первичное восприятие картины «Пара ботинок».

(Время работы групп – 2 минуты; звучит фонограмма симфонии №40 В. Моцарта для создания творческой атмосферы на уроке)

III. Творческая лаборатория «Портрет художника»

Учитель:

Ван Гог. . . Винсент Ван Гог. . . Кто-то, услышав это имя, восхищенно скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?»

Ван Гог. . . Художник, страстно любивший жизнь. Он жил жадно, неистово, испепеляя себя. Его судьба для многих кажется трагической, а он считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в получении диплома. Он был счастлив, когда полюбил ее, единственную, но она лишь кокетничала с ним, а потом вышла замуж за другого. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была продана только одна картина – «Красные виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея: «Несчастный». Но он считал себя счастливым человеком.

А каким представляете вы себе этого художника?

Отчёты группы, работавшей с литературным материалом. В результате наблюдения вырисовываются следующие штрихи портрета Ван Гога:

– отверженный, гонимый человек, отщепенец;

– романтик, влюблённый в жизнь;

– космический художник, художник стихии;

– неутомимый труженик;

– духовно и творчески богатый человек[6]

Вторая группа делится первыми впечатлениями и определяет роль ХО. В результате появляются следующие записи:

(картина вызывает противоречивые чувства; произведение адресовано больше нашему сознанию; автор заставляет задуматься над жизнью, над смыслом жизни; ХО является средством выражения авторского замысла).

IY. Герменевтический анализ художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок».

Учитель:

Лев Николаевич Толстой достаточно критично относился к творчеству импрессионистов (Ван Гог, как известно, относится к течению постимпрессионизма), высказывался категорично по поводу их творчества, но, познакомившись с произведениями Ван Гога, сказал: «Они оцарапают вам сердце». Именно эти слова писателя стали одним из эпиграфов урока.

– А какой силой воздействия должны обладать произведения, чтобы они «оцарапали» сердце? (Отражать насущные проблемы бытия; должны тревожить, волновать; обращены к сердцу, а не к разуму; нести правду).

– А у вас есть такие произведения, которые «оцарапали» ваше сердце?[7]

– Можно ли отнести картину «Пара ботинок» к числу таких произведений? Чтобы ответить на этот вопрос осмыслим все грани художественного образа.

1 грань. Наблюдение.

Учитель:

Внимательно посмотрите на картину и определите, сколько миров включает художественное пространство полотна.

(Два: центр картины – это мир человека; вокруг – другое пространство)

В каких отношениях они находятся?

(Враждебны друг другу; использован приём контраста как светового, так и цветового)

Вывод (делают учащиеся):

В картине передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку.

2 грань. Сопоставление.

Учитель:

«Нет ничего более художественного, как любить людей». Сопоставьте это высказывание художника с его произведением и докажите, что эта мысль нашла отражение в картине.

(Осмысление заголовка «Пара ботинок»; роли художественной детали – переплетённые, словно обнявшиеся шнурки).

Вывод (делают учащиеся):

Художник передаёт свою любовь к простому человеку.

3 грань. Эксперимент.

Представьте, что вы в музее художников-импрессионистов.

(Демонстрация видеоряда репродукций художников-импрессионистов: О. Ренуар , П. Сезанн ).

Скажите, пожалуйста, какое место в рейтинге этих картин займёт произведение Ван Гога с точки зрения эстетического восприятия? (Предположительные ответы учеников).

Учитель:

У каждого художника своё представление о красоте. Шарль Бодлер, говорил. что «красота – это бесстрастная вечность». Ван Гог не приемлет красивость, не стремится к эстетической привлекательности, считая, что смысл настоящей красоты в другом. В чём, по вашему мнению, красота по Ван Гогу?

Вывод (делают ученики):

4 грань. Умозаключения.

Учитель:

Творчество Ван Гога экзистенциально: он страстно любил жизнь, любил людей, любил живопись, НО. . . не стал «мэтром с Больших Бульваров», не достиг материального благополучия, не испытал семейного счастья.

В результате работы на уроке в тетрадях учащихся будет оформлена такая таблица:

портрет художника

произведение художника

– отверженный, гонимый человек, отщепенец;

– романтик, влюблённый в жизнь;

– космический художник, художник стихии;

– неутомимый труженик;

– духовно и творчески богатый человек[8]

– передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку;

– передаёт любовь к простому человеку;

– это гимн человеку-труженику;

Л. М. Белякова, МОУ СОШ №35, г. Рыбинск, Ярославская область



[1] Употребляя на уроке слово «картина», учитель и учащиеся предварительно договариваются, что, конечно, речь идет о репродукции.

[2] Примечание наше – Л. Б.

[3] В случае затруднения с определением дефиниции какого-либо понятия ученики обращаются к словарю урока.

[4] Проекция произведения на экран и работа с иллюстрацией (репродукция выдана каждому ученику).

[5] Условное обозначение художественного образа по первым буквам дефиниции.

[6] Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог Ван Гог «Пара ботинок».

[7] Это деликатный вопрос, поэтому учитель оговаривает, что ученики называют произведения исключительно по желанию

[8] Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог; Ван Гог «Пара ботинок».

Метки: Искусствоведение