Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

«Творчество В. И. Сурикова». Урок МХК в 10 классе

«Творчество В. И. Сурикова». Урок МХК в 10 классе

Цель урока: познакомить учащихся с исторической трилогией великого русского художника.

Задачи образовательные: познакомить с историей создания картин Сурикова В. И. «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове».

Задачи развивающие: развить умение учащихся самостоятельно добывать информацию, научить коротко излагать свои мысли (создание синквейна).

Задачи воспитательные: научить слушать и слышать друг друга; закрепить интерес к русскому искусству.

Оборудование: презентация, компьютер, музыка Мусоргского «Прогулка» из «Картиной с выставки», запись колокольных звонов, листы – задания для групп и листы – задания индивидуальные.

План урока:

1. Орг. момент – 1 минута

2. Историческая справка о биографии художника – 4 минуты.

3. Выступление 1 группы – 8 минут.

4. Выступление 2 группы – 8 минут.

5. Выступление 3 группы – 8 минут.

6. Синквейн – 8 минут.

7. Заключение – 3 минуты

Ход урока:

1. Орг. момент

Учитель: «Здравствуйте ребята! Мы продолжаем знакомиться с творчеством художников-передвижников. Сегодня мы поговорим об исторической трилогии великого художника Сурикова Василия Ивановича».

2. Историческая справка о биографии художника

1слайд. Учитель: «Суриков родился в 1848 году в г. Красноярске в казачьей семье и очень гордился своим происхождением. Его родители вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Суриков говорил: «Со всех сторон я природный казак». Василий Иванович, благодаря сибирскому укладу жизни, смог сохранить трепетное отношение к русской старине и в своих произведениях донести до нас самобытность русской культуры.

Много лет спустя внучка Сурикова – Наталья Кончаловская напишет книгу о своём деде и назовёт её «Дар бесценный». Нашему уроку, посвящённому творчеству художника, мы тоже дадим название «Дар бесценный». Запишите тему урока в тетрадь».

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь

Учитель: «Творчество художника – всегда загадка. Сегодня на уроке мы поймём, почему художник выбирает именно этот сюжет для своей работы. Как созревает композиционный замысел художника. Откуда приходят образы на полотно художника?

Группы ваших учащихся подготовили выступление. Выслушав три сообщения, выполнив записи в тетради, в конце урока вы сочините синквейн, который будет посвящён любому из трёх исторических полотен».

2 слайд. Учитель: «Источником формирования понятий Сурикова о красоте, была Сибирь, с ее суровостью, подчас жестокими нравами, с мужеством людей, удалью народных игр. Он вспоминал: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства». Страсть к рисованию проявилась очень рано. Первым, кто заметил мальчика, был Н. В. Гребнев – учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков закончил в 1861 г. « Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною» – вспоминал Суриков о своем наставнике. Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина, и по его ходатайству Сурикова соглашаются принять в Академию художеств, но без денежного содержания. И тут на помощь пришел золотопромышленник П. И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы на содержание молодого художника. Спустя 2 месяца после выхода из дома Суриков добрался до Москвы. 28 авг. 1868 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены Академию. Учился Суриков успешно, особенно блестяще шла у него композиция, за что его иногда называли «композитором».

Учитель: «После окончания учёбы уехал в Москву. «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь» – вспоминал он впоследствии. Сразу приступил к работе над историческим полотном.

В 1881 году Суриков становится членом Товарищества. На 9-ой Передвижной выставке было представлено полотно «Утро стрелецкой казни».

Учитель: «Творческие группы получили задание. Они должны изложить исторический аспект каждой из картин, сделать анализ произведения и ответить на проблемные вопросы.

Задания группам были выданы заранее».

Задания для групп

1. Группа. Картина «Утро стрелецкой казни»

– Каковы тема, идея, колористическое решение картины, как они притворяются в жизнь.

– Кто главный герой картины?

– Психологические характеристики действующих лиц.

Проблемные вопросы

– Какой композиционный приём вторит названию картины?

– Как Суриков расставляет исторические акценты по отношению к своим героям?

2. Группа. Картина «Меншиков в Берёзове»

– Каковы тема, идея, колористические особенности картины.

– Как относится мастер к своим героям?

– Есть ли морализирование в картине?

Проблемные вопросы

– Какой композиционный приём острее даёт почувствовать психологическое состояние героев?

– Какие евангельские строки помогают раскрыть смысл и идею картины?

3. Группа. Картина «Боярыня Морозова»

– Чем привлекла Сурикова история раскольницы Морозовой?

– Каковы тема, смысл картины, характер образов?

– Как проявилось мастерство Сурикова в композиционном и колористическом решении картины?

Проблемные вопросы

– С какой целью художник строит композицию картины по диагонали?

– Почему картина не вызывает у зрителя ощущение трагедии?

3. Выступление 1 группы

Учитель: «Эта картина вызвала восторг зрителей. Именно с неё началась слава художника. Две Руси, два мира, две правды».

Учащиеся записывают в тетради краткое содержание выступления.

«Утро стрелецкой казни», 1881

Тема: трагедия безымянных стрельцов.

Идея: противоборство «старого» и «нового» мира.

Движение свечи – очередь к смерти.

Национальный характер в одежде, архитектуре, деталях.

Дорога.

4. Выступление 2 группы

Учитель: «"Меншиков" из всех суриковских драм – наиболее "шекспировская" по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим", – писал М. В. Нестеров».

Учащиеся записывают в тетради краткое содержание выступления.

«Меншиков в Берёзове», 1883

Тема: драма исторической личности.

Идея: тленность земного величия и богатства.

Увеличение масштаба фигур. Дорога воплощена в изображении окна. Погасшая свеча-угасание рода. Трогательность образов.

5. Выступление 3 группы

Учитель: «Ещё в детские годы Суриков слышал о раскольниках, о неистовой боярыне Морозовой. Эти впечатления пронёс через всю жизнь и воплотил на полотне».

Учащиеся записывают в тетради краткое содержание выступления.

«Боярыня Морозова», 1887

Тема: драма исторической личности.

Идея: самопожертвование героини, идущей на смерть ради своих убеждений.

Национальный характер в одежде, архитектуре, деталях. Яркость одежд. Живописность морозного утра.

Дорога. Движение. Композиция по диагонали.

6. Синквейн

Учитель: «Сегодня мы познакомились с историческими картинами Сурикова. Каждый из вас сочинит синквейн. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Правила составления дидактического синквейна:

Первая строка – тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи».

7. Заключение

Учитель: «Выслушав сообщения, организовав свои мысли в синквейн, вы сможете ответить на вопросы:

1. Почему я эпиграфом выбрала слова Сурикова «Суть исторической картины – угадывание»?

2. Можем ли мы сказать, что художник в «Боярыне» и «Меншикове» повторяется, обращаясь дважды к теме исторической личности? Одинаково ли отношение художника к этим двум героям?

3. Какие особенности личности Сурикова способствовали тому, что он стал великим историческим живописцем?

Д/З: Подготовить сообщения о картинах к следующему уроку

– «Переход Суворова через Альпы»

– «Взятие снежного городка»

– «Степан Разин»

З. А. Натфуллина, МОУ Уральская СОШ, п. Урал, Кизильский район, Челябинская область

Метки: Искусствоведение