Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства
Содержание и формы практического воплощения типов и жанров уроков мировой художественной культуры, как неотъемлемой части создания урока искусства средствами самого искусства
На первом уроке из раздела "Изобразительное искусство XX века" в 11 классе по теме "Сюрреализм" был определен тип урока вводный в тему. Наиболее эффективным на этом уроке оказался жанр урок-панорама в форме лекции учителя. Был составлен иллюстрационно-музыкальный ряд в сочетании со словом учителя, который помог учащимся более полно усвоить материал урока (причины возникновения и психологическое обоснование теории сюрреализма).
Второй урок из этого же раздела по теме "Особенности сюрреализма" имел тип расширения и углубления темы. Жанр выбран более сложный: урок-репортаж из музея в форме диалога. Этот тип и жанр урока был воплощен при помощи художественно-педагогической драматургии с использованием погружения учащихся в воспоминания об атмосфере музея древности и современности, выполнение разных ролей, разных заданий с переключением на разные виды искусства (изобразительного, литературы, музыки). Такое построение урока помогло учащимся расширить и углубить знания о связях искусства древности и современности на уровне видов искусств, психологии, философии.
Первые два урока послужили основанием для осуществления третьего урока заключительного по теме: "Сальвадор Дали", после личностного осмысления учениками сути сюрреализма. Для этого типа урока обобщающего выбран жанр урок-интервью в форме урока-зачета. На уроке была создана поисковая ситуация, учащиеся, работая с разными видами информации (листы с текстами, отрывок из фильма, репродукции, музыка, фотографии) высказывали свое личное впечатление о творчестве сюрреалистов, подбирали музыку к картинам.
Ученики отметили, что несколько картин Сальвадора Дали нужно воспринимать без предыдущих сведений, в полной тишине, или же размышляя об изменении устоявшегося характера творчества художника, после кризиса, потрясения в жизни человека и человечества. Можно третий урок заменить внеурочным мероприятием.
Тип занятия: обобщающий по разделу программы.
Жанр: деловая игра в форме КВН между несколькими командами одного класса или разных классов, с определением победителей.
Таким образом, урок мировой художественной культуры, используя основные принципы дидактики усвоения знаний (первоначального восприятия и усвоения материала, углубления и обобщения), выступает не уроком об искусстве, а уроком, строящимся средствами самого искусства. Это воплощается через художественно-педагогическую драматургию и жанровость.
Осознание учителем искусства целей и задач курса, роли каждого конкретного урока в общей системе дает возможность каждому учителю разрабатывать на их основе свои планы и сценарии. И это будет естественно, ведь урок искусства – творчество учителя, а метод художественно-педагогической драматургии создаст условия для творческой деятельности.
И. Н. Жарова, ГБОУ СОШ № 1909, Москва
Метки: Искусствоведение