Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Урок литературы по проектной методике. 10 класс. «Онегин – хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Урок литературы по проектной методике. 10 класс. «Онегин – хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Урок литературы по проектной методике. 10 класс. «Онегин – хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Цели: 1) продолжение работы над романом, анализ 6 главы;

2) расширение общекультурного кругозора, совершенствование навыков самостоятельной работы с информацией, развитие монологической речи;

3) воспитание любви к классической литературе, интереса к проектной деятельности, формирование нравственных основ личности старшеклассника.

Оборудование: иллюстрации к 6 главе романа, список рекомендуемой критической литературы о романе, оборудование для просмотра слайдов, созданных учащимися, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с комментарием к 6 главе доктора филологических наук профессора Марковича, аудиозапись отрывков из оперы «Евгений Онегин», романса «Пушкину».

План урока:

I. Слово учителя.

II. Представление и защита проектов .

1. Честь дороже жизни.

2. И вот общественное мненье.

3. «В дуэлях классик и педант» – Зарецкий.

4. К барьеру!

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

Сочинение на тему: «Роль дуэли в раскрытии характера главного героя романа – Евгения Онегина».

Приложение:

Слово учителя.

– В русской классической литературе дуэль часто становится средством характеристики героя. Вспомним повести «Выстрел» и «Капитанская дочка». Это не случайно. Дуэль была весьма характерным явлением в жизни русского дворянства.

В 1837 году на Черной речке прозвучал выстрел. На дуэли от пули Дантеса погиб А. С. Пушкин. Горячим откликом на эту трагедию стало стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Обличая убийц поэта, Лермонтов вспоминает о гибели пушкинского героя – Владимира Ленского, сраженного, как и Пушкин, «безжалостной рукой»:

И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою дивной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Мы видим, что даже современники Пушкина не были единодушны в оценке главного героя романа – Евгения Онегина. Был ли в действительности герой безжалостным, эгоистичным, хладнокровным убийцей «неведомого, но милого певца»? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, тема которого – «Онегин – хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

Для того чтобы понять замысел автора, необходимо глубже разобраться в художественном мире романа, понять его текст и в нетекстовый компонент, открыть еще одну страницу «энциклопедии русской жизни». Поэтому и возникла идея работы над проектами. Материал, собранный вами, я думаю, поможет вам в работе над сочинением «Родь дуэли в раскрытии характера главного героя романа «Евгений Онегин».

1 группа.

Проект «Честь дороже жизни».

Дуэль – поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам. Цель дуэли – восстановление чести, снятие с обиженного человека позорного пятна, нанесенного оскорблением. Само слово дуэль переводится с латинского как война.

Идеалом российского дворянства 18 – нач. 19 вв. было полное изгнание страха и установление чести как основы поведения дворянина. Конечно, храбрость можно было проявить и на войне, но война была не каждый день, и в повседневности храбрость проявляли на дуэли. Опасность столкновения лицом к лицу со смертью снимала с обиженного оскорбление.

Дуэль проходила по определенным правилам, расскажите о них.

Правила были неписаные, т. к. по закону дуэль была запрещена. Их хранили живые носители традиций, знатоки дуэли.

Слайд «Ход дуэли»:

1. Столкновение.

2. Обсуждение предстоящей дуэли с секундантом.

3. Вызов (картель).

4. Переговоры секундантов.

Какова же была роль секундантов?

Секунданты должны были приложить максимальные усилия к примирению противников.

Что оскорбленный обычно обсуждал со своим секундантом?

Насколько значительное оскорбление было нанесено. При незначительном оскорблении нужно было продемонстрировать бесстрашие, готовность к бою. Более серьезное оскорбление должно быть смыто кровью, дуэль заканчивалась после первого ранения, чьего, не имело значения. Наконец оскорбленный мог оценить обиду как смертельную, в этом случае дуэль могла закончиться лишь смертью одного из ее участников.

Каким образом определялась степень оскорбления?

Все определяли неписаные законы и общественное мнение, например, мнение полка. Человек, легко идущий на примирение, мог прослыть трусом, слишком кровожадный – бретером.

Слайд «Дуэльная лексика».

Дуэль – поединок, способ защиты личной чести – вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов.

Картель – письмо с вызовом на дуэль.

Секундант – посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

Бретёр – человек, готовый драться на дуэли по любому поводу, скандалист и забияка.

Барьер – минимальное расстояние между противниками, к которому они сходятся.

2 группа.

Проект «И вот общественное мненье».

На именинах Татьяны Онегин, увидев ее смятение, только озлобился: ведь слезы влюбленной девушки могли нарушить его спокойствие! Герой озабочен только своими чувствами. Перед нами холодный, эгоистичный человек. Он ищет виновного: «. . . надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить». Ведь именно Ленский пригласил его к Лариным. Взбесить Ленского особого труда не составило. Ольга кокетка, ветреный ребенок, охотно принимает знаки внимания.

Обиженный Ленский покидает дом Лариных, теперь только дуэль:

«Пистолетов пара, две пули – больше ничего – вдруг разрешат судьбу его. »

Кстати, современники Пушкина считали, что оснований для вызова у

Ленского не было.

Утром, увидев Ольгу, Владимир понял, что все еще любим! «Он счастлив, он почти здоров. »

Ольга не почувствовала душевного состояния своего возлюбленного, не увидела тоски и беспокойства в его глазах. Вот если бы о предстоящей дуэли узнала Татьяна. . .

Юноша понимает, что погорячился, но назад пути нет. Поэт-романтик старается убедить себя в том, что должен защитить Ольгу от коварного искусителя – Онегина.

Выразительное чтение наизусть XVII (гл. 6)

Прослушивание арии Ленского из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»

Заметив, что Владимир скрылся, Евгений вполне доволен мщением своим и вновь скучает. Наутро Зарецкий с запиской от поэта. Это был вызов, картель. Ответ Онегина лаконичен: «Всегда готов!» Но что происходит в душе героя! В душе Онегина смятение. Может быть, впервые в жизни он задумывается об ответственности за свои поступки, о чувствах окружающих.

Выразительное чтение наизусть X (гл. 6)

Мог ли Онегин сделать шаг к примирению или отказаться от дуэли?

Нет, теперь уж поздно! Время улетело. Употребление глаголов совершенного вида подчеркивает, что события приобрели фатальный характер. Механизм был запущен. Дуэль, как мы уже слышали, представляла целостное театральное действие и разыгрывалась по определенному сценарию. Как всякий жесткий ритуал, она лишала участников индивидуальной воли.

Выразительное чтение наизусть XI (гл. 6)

Онегин, презирая общественные предрассудки, становится их рабом.

3 группа.

Проект «В дуэлях классик и педант» – Зарецкий».

Не последнюю роль в дуэли сыграл Зарецкий, «в дуэлях классик и педант». Он вел дело с большими упущениями.

Слайд «Упущения Зарецкого»:

– НЕ предпринял попытки к примирению при передаче картеля.

– НЕ встретился со вторым секундантом накануне поединка.

– НЕ объявил Онегина неявившимся, хотя тот опоздал на 2 часа.

– НЕ отреагировал на то, что второй секундант – слуга Онегина.

– НЕ предпринял попытки к примирению противников перед началом дуэли.

Таким образом, мы видим, что Зарецкий заинтересован в максимально скандальном исходе дуэли.

Можно ли считать Зарецкого кровожадным?

Нет, для Зарецкого дуэль – это возможность развеять скуку, оказаться в центре сплетен и пересудов.

Условия дуэли были очень жестокими. Они странным мистическим образом предвосхищали дуэль самого Пушкина с Дантесом.

Прослушивание романса «Пушкину».

Стихи Леонида Филатова

Музыка Владимира Качана

Тает желтый воск свечи,

Стынет крепкий чай в стакане,

Где-то там, в седой ночи,

Едут пьяные цыгане

Полно, что ты, в самом деле?!

Самый белый в мире снег

Выпал в день твоей дуэли.

Знаешь, где-то там вдали,

В светлом серпантинном зале

Молча встала Натали

С удивленными глазами.

В этой пляшущей толпе,

В центре праздничного зала,

Будто свечка по тебе,

Эта, женщина стояла.

Встала и белым-бела

Разом руки уронила,

Значит, все-таки была,

Значит, все-таки любила!

Друг мой, вот вам старый плед!

Друг мой, вот вам чаша с пуншем!

Пушкин, Вам за тридцать лет,

Вы совсем мальчишка, Пушкин!

Тает желтый воск свечи,

Стынет крепкий чай в стакане,

Где-то там, в седой ночи,

Едут пьяные цыгане. . .

4 группа.

Проект «К барьеру!»

Мы попытались провести собственное расследование обстоятельств дуэли и причин гибели юного поэта-романтика.

Предлагаем две основные версии.

Первая версия: Онегин – хладнокровный убийца, эгоист, жаждущий смерти Ленского. В этом случае он, скорее всего, должен был отказаться от выстрела с ходу, с дальней дистанции под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета. Далее Онегин дает по себе выстрелить, пусть даже идя на риск. Следующий этап – потребовать противника к барьеру и расстрелять как неподвижную мишень с короткой дистанции.

Почему Онегин стреляет в Ленского, а не мимо?

Дело в том, что демонстративный выстрел в сторону являлся новым оскорблением и не вел к примирению.

Итак, Зарецкий 32 шага отмерил с точностью отменной. Мы видим, что противники внешне хладнокровны (этого требовал ритуал). Каждый делает четыре, а потом пять шагов. Таким образом, расстояние между ними примерно четырнадцать шагов. Онегин на ходу, не дойдя до барьера, поднимает пистолет. То же делает и Ленский. Именно в этот момент Онегин выстрелил. Причем Пушкин не употребляет слово «целиться».

Но почему все-таки Онегин выстрелил первым?

Мы тоже искали ответ на этот вопрос в тексте, искали «смягчающие вину Онегина обстоятельства». Но нашли ответ в воспоминаниях А. С. Грибоедова об известной дуэли «четверых». Стрелялись Завадовский и Шереметьев, оба скончались от полученных ран. Через два года стрелялись секунданты – Якубович и Грибоедов.

Грибоедов и Якубович не испытывали личной вражды друг к другу и тем более знаменательно, что, встав с мирными намерениями к барьеру, Грибоедов по ходу дуэли почувствовал желание убить Якубовича. Он признавался, что даже целился Якубовичу в голову. И в результате все-таки ранил противника. «Общественное мненье» вину за случившееся возложило на Грибоедова.

Вернемся к сцене дуэли. Почему враги стоят, потупя взор?

Вчерашние приятели избегают смотреть в глаза друг другу. Глаза бы выдали их собственные чувства. Ведь совсем недавно «меж ними все рождало споры и к размышлениям вело».

Выразительное чтение наизусть XXVIII (гл. 6)

Версия вторая: гибель Ленского – трагическая случайность. Аргумент первый – опоздание. Онегин «постель покинул, когда солнце катилось высоко», и прибыл к месту дуэли с опозданием на два часа. Что это? Небрежность денди? Нет, скорее он не придавал дуэли серьезного значения и совершенно был лишен кровожадных намерений.

Евгений напрасно ожидал примирительных шагов со стороны Зарецкого. Показательно, что со словами: «Что ж начинать?» он обращается, вопреки всем правилам, прямо к Ленскому, демонстративно игнорируя опытного дуэлиста. Автор показывает, как Онегин, не уважая Зарецкого, в противоречии с самим собой действует по навязанному ему Зарецким сценарию.

Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами к Ленскому и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив нормы поведения у барьера.

Это особенность дуэли, втягивая людей, лишать их собственной воли и превращать в игрушки, в автоматы, очень важна. Онегин против собственной воли изменяет себе: признает диктат норм поведения, навязанных Зарецким, и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли.

Выразительное чтение наизусть XXX (гл. 6)

А я думаю, что Онегин мог выстрелить от волнения и случайно нажать на спусковой крючок. Такие случаи тоже были. Ведь под дулом пистолета противника, пред лицом смерти поведение человека становится непредсказуемым.

И все же «часы урочные пробили». . .

Выразительное чтение наизусть XXXI (гл. 6)

С помощью каких средств художественной выразительности и с какими чувствами Пушкин пишет о смерти Ленского?

В этих строках, с одной стороны читатель видит предметное точное описание смерти Ленского, а с другой – высокую лексику, развернутые сравнения, метафоры, характерные для поэтической практики романтизма.

Пушкин с нескрываемым сожалением пишет о гибели Ленского. Для поэта – гуманиста нет ничего более страшного – погиб человек.

Выразительное чтение наизусть XXXIII (гл. 6) или мелодекламация.

Реакция Онегина на смерть Ленского также очень показательна. Здесь нет чувства злобного удовлетворения. Обычно Онегин, следуя своей манере казаться безразличным, не обнаруживал чувств. Видя поверженного приятеля, герой не владеет собой. Его невозмутимость и хладнокровие оборачиваются смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой.

Какая же из двух версий кажется вам наиболее вероятной?

Мы считаем, что автор хотел показать Онегина «убийцей поневоле».

Выводы.

Значительность гибели Ленского подчеркивается и структурой произведения. Шестая глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий драматический перелом в судьбах героев и самой тональности произведения. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, которое было основой его жизни, оказалось мнимым. И этим открытием он сражен. Убив на дуэли друга , «пусть и непреднамеренно», он нарушил , по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Пушкин знал, что презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно.

Примерный план сочинения.

1. Честь дороже жизни.

2. «И вот общественное мненье. »

3. «В дуэлях классик и педант» – Зарецкий.

4. К барьеру!

5. Реакция Онегина.

Литературная гостиная «Суд над Онегиным»

Т. А. Клипа, МОУ СОШ №3, г. Южноуральск, Челябинская область

Метки: Литература