Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рабочая программа по литературе; 10 класс. Ч. 1

Рабочая программа по литературе; 10 класс. Ч. 1

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта ( среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минюстом России 07. 06. 2012, рег. № 24480

2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3. Учебного плана МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска на 2013-2014 учебный год.

3. Авторской программы среднего (полного) общего образования для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, 2009). – М. : Русское слово, 2009 г.

Цели, решаемые при реализации программы:

приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать /понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-класси­ков XIX—XX веков;

основные закономерности историко-литературного про­цесса и черты литературных направлений;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать художественное произ­ведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра­зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле­матикой произведения;

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных про­изведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литератур­ным направлением эпохи;

определять род и жанр произведения;

сопоставлять литературные произведения;

выявлять авторскую позицию;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочине­ния разных жанров на литературные темы.

применять

приобретенные знания и умения в практической деятельности для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

Технологии обучения, формы организации образовательного процесса

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, словарной работы, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно– ориентированного подходов.

В соответствии с этим в 10 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Реализация данной программы обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др. ), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

В рамках классно-урочной формы программа предусматривает проведение уроков-лекций, семинаров, уроков комплексного анализа произведений, уроков-экскурсий, уроков развития речи.

Виды и формы контроля

Основными видами контроля, проводимыми на уроках разных типов, являются:

Литературный диктант

Тестирование

Мини-сочинения

Задания с развернутым ответом

Самостоятельный анализ эпизода

Самостоятельный анализ лирического произведения

Чтение наизусть

Учебно-тематическое планирование по литературе

Классы – 10 а, б

Количество часов

Всего – 103 часа; в неделю – 3 часа

Плановых уроков:

на изучение произведений в классе – 82

развитие речи – 16

уроки контроля – 2

итоговое тестирование – 2

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ (1 ч).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века

А. С. ПУШКИН (5 ч)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило. . . », «Разговор книгопродавца с поэтом», «. . . Вновь я посетил. . . », «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. . . »), «Свободы сеятель пустын­ный. . . », «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал. . . »), «Брожу ли я вдоль улиц шумных. . . » и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М. В. Ломоносова и А. С. Пушкина; традиции романтической лирики В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Анализ стихотворения А. С. Пушкина.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (4+1 р. р. )

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен. . . », «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. . . »), «Я не унижусь пред тобою. . . », «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана. . . »), «Выхожу один я на дорогу. . . » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М. Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М. Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. Рубинштейн и др. )

Н. В. ГОГОЛЬ (3+1 р. р. )

Повести: «Невский проспект», «Нос».

«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др. )

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И. С. Тур­генева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и др. ). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А. Н. ОСТРОВСКИЙ (6+2 р. р. )

Пьесы: «Свои люди – сочтемся!», «Гроза».

«Колумб Замоскворечья» (слово об А. Н. Островском). Нравственные проблемы в комедии А. Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н. А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А. Н. Островского (пьесы Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя).

Межпредметные связи: А. Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А. Н. Островского.

Ф. И. ТЮТЧЕВ (3+1р. р. )

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа. . . », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять. . . », «Я встре­тил вас. . . », «Природа – сфинкс, и тем она верней. . . », «Певу­честь есть в морских волнах. . . », «Еще земли печален вид. . . », «Полдень», «О, как убийственно мы любим!. . », «Нам не дано предугадать. . . » и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф. И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф. И. Тютчева (С. И. Танеев, С. В. Рахманинов и др. ).

А. А. ФЕТ (2 ч. )

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье. . . », «Еще май­ская ночь. . . », «Заря прощается с землею. . . », «Я пришел к те­бе с приветом. . . », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли. . . », «На заре ты ее не буди. . . », «Это утро, радость эта. . . », «Одним толчком согнать ладью живую. . . » и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А. Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А. А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П. И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

И. А. ГОНЧАРОВ (6+1 р. р. )

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Об­ломов» в русской критике (Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И. С. Тургенев и Л. Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

И. С. ТУРГЕНЕВ (7+2 р. р. )

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю. П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова, М. А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И. С. Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И. С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Метки: Литература