Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Рабочая программа по литературе; 10 класс. Ч. 2

Рабочая программа по литературе; 10 класс. Ч. 2 Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1 час)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н. Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Н. А. НЕКРАСОВ (6+1 р. р. )

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом. . . », «Блажен незлобивый поэт. . . », «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А. Н. Еракову)», «О Муза! я у двери гроба. . . », «Мы с тобой бестолковые люди. . . » и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н. А. Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А. С. Пуш­кина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др. ; жанр песни в лирике Н. А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Н. С. ЛЕСКОВ (3 часа)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений Н. С. Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги­на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож­ник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 часов)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др. ).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

А. К. ТОЛСТОЙ (4+1 р. р. )

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно. . . », «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре. . . », «Когда природа вся трепещет и сияет,. . », «Прозрачных облаков спокойное движенье. . . », «Государь ты наш, батюшка. . . », «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А. К. Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А. К. Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А. К. Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А. К. Толстого.

Внутрипредметные связи: А. К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А. К. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А. К. Толстого; романсы П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Проверочная работа по творчеству А. К. Толстого

Л. Н. Толстой (16+2 р. р. +1 п. р. )

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы. . Изображение войны 1805-1807гг. в романе. . Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе. . Решение главной мысли: предназначении человека(т. 2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Внутрипредметные связи: Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев; стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л. Толстого (И. Н. Крам­ской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (7+1 р. р. +1 п. р. )

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф. М. Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л. Н. Толсто­го и Ф. М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф. М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др. ).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др. ).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

А. П. ЧЕХОВ (6+1р. р. )

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А. П. Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А. П. Чехов и Л. Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К. С. Станиславского, Ю. И. Пименова, В. Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др. ).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Учебно-методическое обеспечение

Литература для учителя

И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. В 2-х частях. – М. : «Вако», 2003

Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя. – М. : Дрофа, 1997

Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» («Литература»)

Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе ХIХ века: 11 класс. В 2-х частях. – М. : Вако, 2007.

ЕГЭ-2009: Литература: сборник экзаменационных заданий / Авт. -сост. С. А. Зинин. – М. : Эксмо, 2009. (ФИПИ)

ЕГЭ-2009: Литература: реальные задания / С. А. Зинин, О. Б. Марьина, Н. А. Попова. – М. : АСТ: Астрель, 2009. (ФИПИ)

Литература для учащихся

Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ю. В. Лебедев – М. : Просвещение, 2005

О. Монахова, М. Стишова Русская литература Х1Х века. – М. : «Олма-Пресс»,1999

Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1. – М. : Аванта, 2002

П. Э. Лион, Н. М. Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М. : Дрофа, 2002

Коровин В. И. Лелеющая душу гуманность. – М. , 1982.

Лотман Ю. М. А. С. Пушкин. Исследования и статьи. – М. , 1996.

Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М. , 1976.

Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. – М. , 1983.

Михаил Лермонтов: proetcontra. – СПб. , 2002.

М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. – Л. , 1979.

Лермонтовская энциклопедия. —Л. , 1981.

Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе: проб­лемы поэтики. – М. , 2002.

Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – М. , 1973.

Коровине. И. Поэтом рожденное слово//Лермон­тов М. Ю. Стихотворения и поэмы. – М. , 2002.

Коровин В. И. Драматург и романист//Лермонтов М. Ю. Проза и драматургия. – М. , 2002.

Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. – М. , 1985.

Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М. , 1988.

Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. – М. , 1995.

Манн Ю. В. В поисках живой души. – М. , 1987.

Маркович В. М. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. – Л. , 1989.

Николаев Д. П. Сатира Гоголя. – М. , 1984.

Осповат А. Л. «Как слово наше отзовется. . . ». – М. , 1980.

Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. – М. , 1962.

Толстогузов П. Н. Лирика Ф. И. Тютчева: поэтика жан­ра. – М. , 2003.

Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. – М. , 1971.

1. Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета// Боткин В. П. Ли­тературная критика, публицистика, письма. – М. , 1984.

2. Бух штаб Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. – Л. , 1990.

3. Дружинин А. В. Стихотворения А. А. Фета//Дружи­нин А. В. Литературная критика. – М. , 1983.

4. Илюшин А. А. Стихотворения и поэмы А. К. Толстого. – М. , 1999.

5. Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. – М. , 1996.

6. Журавлева А. И. , Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. – М. , 1997.

7. Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. – Л. , 1982.

8. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». —М. , 1982.

9. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. —Л. , 1975.

10. Аникин В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М. , 1973.

11. Бойко М. Лирика Некрасова. – М. , 1977.

12. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880—1900-е годы. – М. , 2000.

13. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». – М. , 1987.

14. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М. , 1970.

15. Кожинов В. В. «Преступление и наказание» Ф. М. Досто­евского. – М. , 1971.

16. Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. – М. , 1980.

17. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. —Л. , 1987.

18. Тихомиров. В. Творчество как исповедь бессозна­тельного: Чехов и другие. – М. , 2002.

Метки: Литература