Рабочая программа по литературе; 10 класс. Ч. 2
Рабочая программа по литературе; 10 класс. Ч. 2 Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1 час)
Роман «Что делать? » (обзор).
Злободневное и вечное в романе «Что делать».
Внутрипредметные связи: Н. Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Н. А. НЕКРАСОВ (6+1 р. р. )
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом. . . », «Блажен незлобивый поэт. . . », «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А. Н. Еракову)», «О Муза! я у двери гроба. . . », «Мы с тобой бестолковые люди. . . » и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н. А. Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др. ; жанр песни в лирике Н. А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Знать опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Н. С. ЛЕСКОВ (3 часа)
Повесть «Очарованный странник».
Художественный мир произведений Н. С. Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (5 часов)
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д. И. Фонвизина и Н. В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др. ).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
А. К. ТОЛСТОЙ (4+1 р. р. )
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно. . . », «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре. . . », «Когда природа вся трепещет и сияет,. . », «Прозрачных облаков спокойное движенье. . . », «Государь ты наш, батюшка. . . », «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Жанрово-тематическое богатство творчества А. К. Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А. К. Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А. К. Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А. К. Толстого.
Внутрипредметные связи: А. К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А. К. Толстого и М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А. К. Толстого; романсы П. И. Чайковского на стихи А. К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Проверочная работа по творчеству А. К. Толстого
Л. Н. Толстой (16+2 р. р. +1 п. р. )
Роман «Война и мир».
По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы. . Изображение войны 1805-1807гг. в романе. . Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе. . Решение главной мысли: предназначении человека(т. 2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.
Внутрипредметные связи: Л. Н. Толстой и И. С. Тургенев; стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л. Толстого (И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, М. В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ (7+1 р. р. +1 п. р. )
Роман «Преступление и наказание».
Художественный мир Ф. М. Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф. М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др. ).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др. ).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
А. П. ЧЕХОВ (6+1р. р. )
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Тайна личности А. П. Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Внутрипредметные связи: А. П. Чехов и Л. Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К. С. Станиславского, Ю. И. Пименова, В. Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др. ).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова Поурочные разработки по русской литературе 10 класс. В 2-х частях. – М. : «Вако», 2003
Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя. – М. : Дрофа, 1997
Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября» («Литература»)
Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе ХIХ века: 11 класс. В 2-х частях. – М. : Вако, 2007.
ЕГЭ-2009: Литература: сборник экзаменационных заданий / Авт. -сост. С. А. Зинин. – М. : Эксмо, 2009. (ФИПИ)
ЕГЭ-2009: Литература: реальные задания / С. А. Зинин, О. Б. Марьина, Н. А. Попова. – М. : АСТ: Астрель, 2009. (ФИПИ)
Литература для учащихся
Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ю. В. Лебедев – М. : Просвещение, 2005
О. Монахова, М. Стишова Русская литература Х1Х века. – М. : «Олма-Пресс»,1999
Энциклопедия для детей. Аванта + Русская литература том 9, часть 1. – М. : Аванта, 2002
П. Э. Лион, Н. М. Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М. : Дрофа, 2002
Коровин В. И. Лелеющая душу гуманность. – М. , 1982.
Лотман Ю. М. А. С. Пушкин. Исследования и статьи. – М. , 1996.
Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М. , 1976.
Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. – М. , 1983.
Михаил Лермонтов: proetcontra. – СПб. , 2002.
М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. – Л. , 1979.
Лермонтовская энциклопедия. —Л. , 1981.
Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики. – М. , 2002.
Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – М. , 1973.
Коровине. И. Поэтом рожденное слово//Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. – М. , 2002.
Коровин В. И. Драматург и романист//Лермонтов М. Ю. Проза и драматургия. – М. , 2002.
Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. – М. , 1985.
Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М. , 1988.
Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. – М. , 1995.
Манн Ю. В. В поисках живой души. – М. , 1987.
Маркович В. М. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. – Л. , 1989.
Николаев Д. П. Сатира Гоголя. – М. , 1984.
Осповат А. Л. «Как слово наше отзовется. . . ». – М. , 1980.
Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. – М. , 1962.
Толстогузов П. Н. Лирика Ф. И. Тютчева: поэтика жанра. – М. , 2003.
Тынянов Ю. Н. Вопрос о Тютчеве // Ю. Н. Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. – М. , 1971.
1. Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета// Боткин В. П. Литературная критика, публицистика, письма. – М. , 1984.
2. Бух штаб Б. Я. А. А. Фет: Очерк жизни и творчества. – Л. , 1990.
3. Дружинин А. В. Стихотворения А. А. Фета//Дружинин А. В. Литературная критика. – М. , 1983.
4. Илюшин А. А. Стихотворения и поэмы А. К. Толстого. – М. , 1999.
5. Недзвецкий В. А. Романы И. А. Гончарова. – М. , 1996.
6. Журавлева А. И. , Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. – М. , 1997.
7. Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. – Л. , 1982.
8. Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». —М. , 1982.
9. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. —Л. , 1975.
10. Аникин В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М. , 1973.
11. Бойко М. Лирика Некрасова. – М. , 1977.
12. Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880—1900-е годы. – М. , 2000.
13. Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». – М. , 1987.
14. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М. , 1970.
15. Кожинов В. В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. – М. , 1971.
16. Дыханова Б. С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. – М. , 1980.
17. Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. —Л. , 1987.
18. Тихомиров. В. Творчество как исповедь бессознательного: Чехов и другие. – М. , 2002.
Метки: Литература