Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Образ Петра I в поэме А,С. Пушкина "Полтава"

Образ Петра I в поэме А,С. Пушкина "Полтава"

Направленность

литература

Количество

32

Возраст детей

14 лет

Тип

Сопоставительный анализ текста

Место проведения

Класс

Задачи

Цели урока:

1. Организовать исследовательскую деятельность учащихся для аналитического чтения литературного текста.

2. Подготовить учащихся к написанию творческой работы «Образ Петра I в поэме А. С. Пушкина».

3. Выявить возможности мобильного класса для решения литературоведческих задач, показать возможности использования Internet-ресурсов при анализе литературного текста.

4. Показать способы раскрытия образа героя в художественном произведении.

5. Повторить различные средства поэтической выразительности: эпитеты, сравнения; познакомить с литературоведческими понятиями: антитеза, перенос, оксюморон

6. Закрепить навык лексической работы с толковым словарём.

7. Вызвать у учащихся познавательный интерес к исследованию с использованием ИКТ.

Результат

Написание творческой работы

Ресурсы

Оснащение урока: проекционное оборудование, мобильный класс, доступ к интернет-ресурсы

Урок – демонстрация презентации «Образ Петра I в поэме А. С. Пушкина «Полтава» – 1час

Цель урока: Дать представление о двух императорах – Петре I и Карле XII, показать живописные портреты императоров; выявить восприятие учащихся; эмоционально подготовить их к выполнению самостоятельной работы в мобильном классе.

Урок с использованием мобильного класса – 1 час

В гражданстве северной державы,

В её воинственной судьбе,

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,

Огромный памятник себе.

А. С. Пушкин «Полтава»

Цель: организовать поисковую деятельность учащихся, выявить возможности использования Internet-ресурсов при выполнении заданий.

Задания для мобильного класса.

1. Прочитайте поэтические портреты двух императоров и выделите слова, которые использует Пушкин для характеристики героев.

2. Найдите в толковых словарях значения слов, которые вам непонятны или кажутся неуместными

3. Познакомьтесь с определениями литературоведческих терминов: антитеза, перенос, оксюморон. Найдите примеры этих поэтических приёмов в предложенных вам фрагментах.

4. Напишите небольшой текст, отвечая на вопрос, каким предстаёт Пётр I в поэме Пушкина «Полтава». Озаглавьте своё сочинение.

1. Прочитайте поэтические портреты двух императоров и выделите слова, которые использует Пушкин для характеристики героев.

Петр

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Карл

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье. . .

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

2. Найдите в толковых словарях значения слов, которые вам непонятны или кажутся неуместными

Результаты работы учащихся с толковыми словарями.

ЛИК

Лик – внешний вид, образ человека

Лик – образ святого в православии

Лик – то же, что икона

Лик – изображение лица святого на иконе

Лик – имя ряда мифологических персонажей

Лик святости – разряд категории православных святых, объединённых общими заслугами

Лик святых или лик ангелов – сонм (собрание) всех святых или всех ангелов Божиих

Лики (множественное число) – радостные крики, пение, ликование

ВДОХНОВЕННЫЙ – высшее духовное состояние и настроение; восторженность, сосредоточенье и необычайное проявление умственных сил. | Наитие, внушение, ниспосланное свыше.

ВДЫХАТЬ – вбирать в себя дыханьем, духом, передавать другому духом, посредством дыханья.

Внушать, передавать духовным путем мысли и чувства; воодушевлять кого, вдохновлять, оживлять, восхищать, воспламенять, пробуждать духом и делать способным к высшим проявлениям духовных сил.

РОКУстар. срок, урочное время, пора, | Ныне: судьба, предопределенье, участь, неминучее, суженое. Роковой – срочный, урочный, когда должно что-либо свершиться, решиться; когда судьба решает участь либо важное событие.

Судьба – совокупность событий и обстоятельств, влияющих на бытие; предопределённость событий, поступков; высшая сила.

РЕТИВЫЙ – усердный, горячий, пылкий на дело, старательный, ревностный. Ретив в бою. Ретивый конь. Арх. вспыльчивый, сердитый.

УЖАСАТЬустрашить, сильно напугать, застращать, привести в страх, в ужас, в трепет, заставить содрогнуться, оробеть. Ужасный; в высшей степени страшный. Чрезвычайный или изумительный, поражающий странностью, либо величиною.

МОГА – могута, мочь; сила, власть; достаток, богатство. Могач – сильный, богатый человек. Могутный, могучий, могущий, мощный, сильный; дюжий, крепкий, здоровый; богатый; знатный, властный. Могущественный государь. Могущество , могучесть или могущность. могута, сила, крепость, власть. Царское могущество. Могуществовать, владеть, управлять полновластно.

3. Познакомьтесь с определениями литературоведческих терминов: антитеза, перенос, оксюморон. Найдите примеры этих поэтических приёмов в предложенных вам фрагментах.

Сравнениефигураречи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Оксюморон (греч. – остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание слов с противоположным значением, образующее новое смысловое целое.

Перенос (переброс) (франц. Enjambement – перескок) – несовпадение синтаксической и ритмической единиц стиха, когда конец фразы не совпадает с концом стиха.

Антите́за (риторическое противопоставление; др. -греч. ἀντίθεσις – противоположение) – стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний

4. Напишите небольшой текст, отвечая на вопрос, каким предстаёт Пётр I в поэме Пушкина «Полтава». Озаглавьте своё сочинение.

Из работ учеников 7"В" класса.

Могущественный Пётр

В «Полтаве» А. С. Пушкин показывает Петра как вдохновенного могущественного героя.

В поэме кажется неуместной фраза «лик его ужасен»: это оксюморон, так как лик относится к святым, ужасным лик не может быть.

На фоне Петра Карл слабый, недвижимый, испуганный полководец – и это перед предстоящей битвой! Карл показан как антитеза Петру. Пушкин использует этот приём, для того чтобы сравнить двух императоров, показать, как они различаются.

Слово могущественный от слова мога, мочь, т. е. Пётр смог победить Карла.

Гущина М. , Ковалёва К.

Могущественный Пётр

Пушкин изображает Петра прекрасным, могущественным, великим, ниспосланным Богом и поэтому богоподобным, карающим.

Решительный, стремительный, свыше вдохновенный – таков Пётр I в поэме «Полтава».

Кудаев К. , Рабыченко И.

Божия гроза

Поэт представляет Петра в поэме «Полтава» воинственным и борющимся за свой народ, за Россию. Уверенный в своей победе, он гордо ведёт в атаку своё войско на врага и не боится его. Он выглядит сильным, воодушевлённым, «его глаза сияют…». «Он прекрасен», «как божия гроза».

Но в то же время поэт представляет суровую сторону императора с помощью антитезы: «…Его глаза сияют. Лик его ужасен…». Пётр непреклонен и непобедим.

Оксюморон – «…Ретив и смирен верный конь…»

Перенос – «…Его глаза

сияют…»

Сравнение – «…Он весь, как божия гроза…»

Попова В. , Прозорова Т.

Могучий Пётр I

Пушкин представляет Петра I в поэме грозным, величественным, могущественным, почитаемым в народе божеством. Русский император резок, быстр, ловок, его любят. Он – гордость народа! Поэт сравнивает Петра с божией грозой.

Гордый, смелый Пётр – воплощение храбрости и мужества.

Петр наделен божественным вдохновением.

С помощью переноса “Его глаза сияют” Пушкин заставляет нас вглядеться в глаза Петра, почувствовать, как он рвётся в бой, к победе.

Как жалок и беспомощен Карл в сравнении с Петром:

«И слабым манием руки на русских двинул он полки».

Он понимает свою обречённость, знает, что русские победят.

Захарова В. , Гаврилова Л.

Всевластный Пётр

Поэт представляет Петра I любимым народом, сияющим, всевластным.

«Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!»

Мужественный Лик святого. Пётр – бог. Пётр – воинственный и грозный полководец, наделённый божественной силой. Могущественный император.

Пушкин создаёт такой облик Петра, что враги трепещут перед ним.

Полозов С. , Ермолаев А.

Великий Пётр

Пушкин показывает Петра в поэме “Полтава” как могущественную, грозную, великую, воинственную, устрашающую, правящую над всеми личность. Он «свыше вдохновенный, он весь, «как божия гроза». Но в поэме есть еще один герой Карл, который на фоне Петра выглядит испуганно, смущенно и растерянно. И это противопоставление ещё больше возвышает Петра.

Антитеза – «смирен» «лик его ужасен»

Сравнение – «Он весь, как божия гроза».

Оксюморон – «слабым манием». Перенос – «Выходит Петр. Его глаза Сияют.

Нестеров А. , Кравчук К.

А.

Богоизбранный герой

Петр – богоизбранный герой, он властен, могуч, наделен божественной силой.

Тогда—то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!»

Поэт представляет Карла полной противоположностью Петру.

Карл смирен, тих, слаб, смушён:

«Карла приводил желанный бой

в недоуменье».

Он безмолвствует, погружённый вдуму, он предчувствует своёпоражение.

Полярус С. , Кудреватый Г.

Свыше вдохновенный

«Толпой любимцев окруженный» – Петра любил народ,

«его глаза сияют, лик его ужасен, движенья быстры,

он весь, как божия гроза».

На фоне неподвижности Карла («в качалке, бледен, недвижим» «он в думу тихо погрузился», «смущенный взор»).

Петр выглядит величественным правителем, грозным ,стремительным рассудительным. Пушкин называет Петра «свыше вдохновенным»,

он возвышает его.

Минина Л. , Зельцер С.

Божественный Пётр

Пушкин описал Петра как могучего, сильного, властного правителя. Даже конь Петра дрожит и гордится своим «могущим» седоком!

«Свыше вдохновенный», «Роковой огонь», «Божия гроза» – с помощью этих эпитетов Пушкин обожествляет Петра.

«Звучный глас», «движения быстры» – все эти определения показывают Петра стремительным, решительным, властным, могущественным.

Чукавина К. , Нестеров А.

Анализ урока литературы с использованием ИКТ

1. Достоинство презентации – наглядность, возможность использовать богатый иллюстративный материал, что вызывает у детей живой эмоциональный отклик, привлекает их внимание, пробуждает интерес к теме урока.

И на данном уроке презентация решала прежде всего эти задачи: дать представление о двух императорах – Петре I и Карле XII, подготовить учащихся к восприятию текста пушкинской "Полтавы", героями которой являются и Пётр, и Карл. На живописных полотнах императоры предстают в ореоле славы, величия, могущества, с атрибутами монаршей власти. Парадным портретам императоров всегда присуща идеализация, приподнятость, торжественность, стремление художника возвысить своего героя. Дети много общего в изображении Петра I и Карла XII. Удачным оказалось сопоставление живописных портретов с поэтическими строчками Пушкина. Например, в произведении шведского мастера Августа Толяндера, много лет жившего и работавшего в Москве, предстает образ молодого царя – основателя российского флота. Петр I представлен энергичным, обаятельным, элегантным. Одухотворенное лицо, устремленный вдаль взор, цветовые и светотеневые контрасты помогают создать образ романтический, возвышенный. Детали композиции, топор в руках Петра словно иллюстрируют стихи Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Большой интерес вызвало задание найти в тексте поэмы "Полтава" строки, соответствующие иллюстрациям В. Серова и И. Таннауэра. Выполнение этих заданий помогает создать особую эмоциональную атмосферу, ощущение погружённости в другую историческую эпоху, готовит учеников к самостоятельной работе в мобильном классе.

2. Преимущества работы мобильного класса:

– удобство: оставаясь в кабинете литературы в привычной обстановке, работать за компьютером самостоятельно или в парах;

– наглядность; иллюстративность;

– доступ к Internet-ресурсам;

– расширенное информационное пространство, возможность использования словарей, энциклопедий, литературных текстов;

– скорость выполнения заданий;

– разнообразие форм работы;

– повышенный интерес детей к выполнению заданий;

– расширение словарного запаса, что нашло отражение в детских работах;

– возможность учителя видеть, что делают ученики, корректировать их деятельность, направлять её, помогать ученикам, редактировать тексты, созданные учениками;

– быстрота, динамичность решения задач, поставленных на уроке;

– возможность сохранить результаты исследовательской деятельности учащихся в электронном виде и использовать их последующего анализа.

3. Проделанная в мобильном классе работа и созданные тексты были включены в новую презентацию и представлены вниманию учеников. Дети с огромным интересом читали и свои работы, и сочинения одноклассников, отмечали наиболее удачные заголовки, делали замечания, если видели неточности, выделяли самые интересные и глубокие наблюдения.

Метки: Литература