Урок-дискуссия по роману Е. Замятина "Мы"
Урок-дискуссия по роману Е. Замятина "Мы"
Направленность | литература | Количество | 20-25 | Возраст детей | 16-17 | |
Тип | Урок-дискуссия | Место проведения | класс | |||
Задачи | Подвести детей к размышлению о счастье в нашей жизни через знакомство с проблематикой романа Е. Замятина «Мы» | |||||
Результат | На уроках литературы мы стараемся почувствовать мироощущение, которым проникнуто произведение, соотнести его со своим, согласиться с ним или нет. Сопереживая, соглашаясь или возражая, сравнивая со своими мыслями авторскую позицию, ученик учится оценивать прекрасное, у него постепенно формируется эстетический вкус, появляется свой идеал. Он начинает понимать, к чему он стремится, задумываться: нужно ли ему это?
|
|||||
Ресурсы | Текст романа, подготовка детей | |||||
Второй урок по роману: «Счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано?» Подготовка к уроку: учащиеся должны знать содержание произведения Е. Замятина «Мы». Подготовка домашнего задания в группах: 1 группа – журналисты (подготовка вопросов по роману Е. Замятина, по подготовке групп к уроку (большую часть вопросов они задают до или после урока), художники готовят иллюстрации к роману); 2 группа – эксперты (их задача сложнее – по ходу выступления команд находить их «слабые места» и задавать вопросы); 3 группа – сторонники «идеальной несвободы»; 4 группа – противники «идеальной несвободы» (участники 3 и 4 групп должны убедить в своей позиции окружающих, показав знание текста романа «Мы» и умение привести в помощники тексты других авторов); 5 группа – ведущие (определяют временные рамки выступлений, следят за ходом выступлений, регулируя очередность, предоставляют возможность высказаться журналистам и экспертам). Ход урока. I. Вступительное слово ведущих, знакомящих с каждой группой, объясняющих их функции. Они знакомят и с условиями выступления групп. Напоминают главное правило урока – слушать других, уважать чужое мнение. II. Выступления групп. 1 группа: в Едином Государстве решены все проблемы – все сыты, одеты, обуты, есть жилье, у всех работа, природные стихии подчинены. Государство избавило человека от необходимости принимать решения, делать выбор (цель их выступления – убедить, что такая жизнь – счастье). 2 группа: жизнь в подобном государстве ведет к утрате личности, отказу от отцовства и материнства, природа изгнана за пределы города. Нужно заметить, что учащиеся обеих групп получили задание: для доказательства своих мыслей привлекать материал ранее изученных произведений. III. Слово экспертам, задающим вопросы группам, стараясь найти «слабые места» их выступлений. Журналисты задают появившиеся у них вопросы. IV. Диспут: согласились бы вы принять 100% счастье? V. Каждая группа знакомит со своей формулой 100% счастья. VI. Слово учителя. Можно обсудить с детьми следующие вопросы: 1. Герой напишет: «Их Бог не дал им ничего, кроме мучительных исканий». Жизнь этих людей, их счастье в вечном поиске, стремлении к идеалу». В Едином государстве идеал достигнут. Что дальше? 2. В романе упоминается Благодетель. Кто такой Благодетель? Почему ему, как и культу «мы», поклоняются? Попробуйте нарисовать схему управления Единого государства и докажите, что оно тоталитарное. 3. Кто кого породил: обезличенное общество создало культ Благодетеля или тираническая власть привела к обезличиванию общества? Счастье насаждается «сверху» аппаратом управления во главе с Благодетелем и помощниками – Хранителями плюс добровольные доносчики. С другой стороны: человеку свойственны боязнь принимать на себя ответственность за выбор, решения и ненависть к ярким проявлениям человеческой индивидуальности, нетерпимость к инакомыслию. Это вызывает появление Благодетелей. 4. Достоевский писал: «каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносить, каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны…первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень науки, талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей… их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалываются глаза, Шекспир побивается каменьями… мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство… полное послушание, полная безличность…» Почему не нужны гении? (это личности, у них есть свое мнение). Механизмом легче управлять; человека трудно заставить подчиняться, механизм же основан на управлении. Возникает опасность обезличивания: винтики легко заменить Домашнее задание: письменное размышление над вопросом – счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано? Журналисты выпускают газету.
1. Темы и некоторые вопросы взяты из учебно-методических материалов Л. Д Страховой, опубликованных в серии книг “Школа классики” (Замятин Е. И. Уездное. Мы: Романы. Платонов А. П. Котлован. Ювенильное море: Романы. – М. : Олимп; ТКО АСТ, 1996).
|
||||||
Метки: Литература