Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-дискуссия по роману Е. Замятина "Мы"

Урок-дискуссия по роману Е. Замятина "Мы"

Направленность

литература

Количество

20-25

Возраст детей

16-17

Тип

Урок-дискуссия

Место проведения

класс

Задачи

Подвести детей к размышлению о счастье в нашей жизни через знакомство с проблематикой романа Е. Замятина «Мы»

Результат

На уроках литературы мы стараемся почувствовать мироощущение, которым проникнуто произведение, соотнести его со своим, согласиться с ним или нет. Сопереживая, соглашаясь или возражая, сравнивая со своими мыслями авторскую позицию, ученик учится оценивать прекрасное, у него постепенно формируется эстетический вкус, появляется свой идеал. Он начинает понимать, к чему он стремится, задумываться: нужно ли ему это?

Ресурсы

Текст романа, подготовка детей

Второй урок по роману: «Счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано?»

Подготовка к уроку: учащиеся должны знать содержание произведения Е. Замятина «Мы».

Подготовка домашнего задания в группах:

1 группа – журналисты (подготовка вопросов по роману Е. Замятина, по подготовке групп к уроку (большую часть вопросов они задают до или после урока), художники готовят иллюстрации к роману);

2 группа – эксперты (их задача сложнее – по ходу выступления команд находить их «слабые места» и задавать вопросы);

3 группа – сторонники «идеальной несвободы»;

4 группа – противники «идеальной несвободы» (участники 3 и 4 групп должны убедить в своей позиции окружающих, показав знание текста романа «Мы» и умение привести в помощники тексты других авторов);

5 группа – ведущие (определяют временные рамки выступлений, следят за ходом выступлений, регулируя очередность, предоставляют возможность высказаться журналистам и экспертам).

Ход урока.

I. Вступительное слово ведущих, знакомящих с каждой группой, объясняющих их функции. Они знакомят и с условиями выступления групп. Напоминают главное правило урока – слушать других, уважать чужое мнение.

II. Выступления групп.

1 группа: в Едином Государстве решены все проблемы – все сыты, одеты, обуты, есть жилье, у всех работа, природные стихии подчинены. Государство избавило человека от необходимости принимать решения, делать выбор (цель их выступления – убедить, что такая жизнь – счастье).

2 группа: жизнь в подобном государстве ведет к утрате личности, отказу от отцовства и материнства, природа изгнана за пределы города.

Нужно заметить, что учащиеся обеих групп получили задание: для доказательства своих мыслей привлекать материал ранее изученных произведений.

III. Слово экспертам, задающим вопросы группам, стараясь найти «слабые места» их выступлений. Журналисты задают появившиеся у них вопросы.

IV. Диспут: согласились бы вы принять 100% счастье?

V. Каждая группа знакомит со своей формулой 100% счастья.

VI. Слово учителя.

Можно обсудить с детьми следующие вопросы:

1. Герой напишет: «Их Бог не дал им ничего, кроме мучительных исканий». Жизнь этих людей, их счастье в вечном поиске, стремлении к идеалу». В Едином государстве идеал достигнут. Что дальше?

2. В романе упоминается Благодетель. Кто такой Благодетель? Почему ему, как и культу «мы», поклоняются? Попробуйте нарисовать схему управления Единого государства и докажите, что оно тоталитарное.

3. Кто кого породил: обезличенное общество создало культ Благодетеля или тираническая власть привела к обезличиванию общества?

Счастье насаждается «сверху» аппаратом управления во главе с Благодетелем и помощниками – Хранителями плюс добровольные доносчики. С другой стороны: человеку свойственны боязнь принимать на себя ответственность за выбор, решения и ненависть к ярким проявлениям человеческой индивидуальности, нетерпимость к инакомыслию. Это вызывает появление Благодетелей.

4. Достоевский писал: «каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносить, каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны…первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высокий уровень науки, талантов доступен только высшим способностям, не надо высших способностей… их изгоняют или казнят. Цицерону отрезывается язык, Копернику выкалываются глаза, Шекспир побивается каменьями… мы всякого гения потушим в младенчестве. Все к одному знаменателю, полное равенство… полное послушание, полная безличность…»

Почему не нужны гении? (это личности, у них есть свое мнение). Механизмом легче управлять; человека трудно заставить подчиняться, механизм же основан на управлении. Возникает опасность обезличивания: винтики легко заменить

Домашнее задание: письменное размышление над вопросом – счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано? Журналисты выпускают газету.

1. Темы и некоторые вопросы взяты из учебно-методических материалов Л. Д Страховой, опубликованных в серии книг “Школа классики” (Замятин Е. И. Уездное. Мы: Романы. Платонов А. П. Котлован. Ювенильное море: Романы. – М. : Олимп; ТКО АСТ, 1996).

Метки: Литература