Урок– театрализация Творчество А. С. Пушкина
Урок– театрализация Творчество А. С. Пушкина
Направленность | Литературное чтение | Количество | 25 | Возраст детей | 9-11 | |
Тип | Урок– театрализация
|
Место проведения | Класс | |||
Задачи | Сформировать и закрепить имеющиеся знания об А. С. Пушкине и его творчестве, формировать специальные читательские навыки, понятие о литературных сказках. Развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А. С. Пушкина, интерес к самостоятельному чтению. Развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие, речь. Развивать навыки работы в группе. |
|||||
Результат | Воспитание у детей чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений, способность к сопереживанию | |||||
Ресурсы | писателя, выставка книг, иллюстрации к сказкам, рисунки. | |||||
Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен гениальному человеку, поэту, творчество которого известно каждому с раннего детства. Попробуйте угадать, о ком идет речь?( ответы детей) Прав оказался тот из вас, кто назвал имя А. С. Пушкина. Сегодня мы познакомимся с биографией писателя, вспомним его произведения. 2 Работа по учебнику стр. 94 « Весь мир знает имя Александра Сергеевича Пушкина, читает его произведения. А. С. Пушкин – слава и гордость нашей Родины»Как вы понимаете это? А что мы знаем о нем?(сообщения детей) 1 группа: 1 ученик: Александр Сергеевич Пушкин родился в нашем городе, в Москве, в 1799 г. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Александр Сергеевич рос вместе со старшим братом Левушкой. 2 ученик: Мы хотим добавить, что Александра Сергеевича обучали всему и воспитывали дома. К семи годам он уже знал и французский язык. В его семье все любили читать, и эта любовь передалась и ему. 2 группа 1 ученик: Мы хотели бы рассказать о няне Пушкина. У Александра Сергеевича была няня Арина Родионовна. Он ее очень любил. Арина Родионовна знала много народных песен, прибауток, сказок, которые с удовольствием слушал и запоминал маленький Саша,а когда вырос, стал их записывать, собирать, изучать. 3 группа 1 ученик: Мы узнали, что когда Александру Сергеевичу исполнилось 12 лет, его отдали учиться в лицей в Царское село, это недалеко от Петербурга. В этом лицее учились только способные дети знаменитых семей. В лицее он проучился 6 лет. Там у него появилось много друзей. 2 ученик: В лицее он начал писать стихи, которые были посвящены друзьям, близким, много стихов написано о природе. Здесь же в лицее он начал писать и другие стихи, вольнолюбивые, против царя и крепостных помещиков. За это его ненавидел и преследовал царь, и Пушкин был сослан в ссылку. 4 группа 1 ученик: Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую жизнь. Зимой в 1837 году состоялась дуэль между Пушкиным и французом Дантесом, который служил в русской армии. Александр Сергеевич защищал честь своей семьи. Он был тяжело ранен, и через несколько дней он умер. 2 ученик: Хочется добавить, что Пушкин прожил короткую жизнь, но сделал очень много. Его имя известно всему миру. Его произведения любят читать и дети и взрослые. Он пишет понятно, простыми словами, выразительными фразами. Он учит нас добру, справедливости. Александр Сергеевич любил русскую землю и русский народ, и этому учит нас. Слово учителя Спасибо вам за сообщения. Вы правильно сказали, что это великий талантливый человек. Творчество его не тускнеет с годами, не остывает тепло его нежной лирики, и именно поэтому спустя многие десятилетия Пушкин нам близок, дорог, понятен. Мы с детства знаем о синем лукоморье, о таинственной золотой рыбке. Строчки стихов, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, и белую царевну Лебедь, и чародея Черномора, и славного Руслана. И сегодня мы отправимся с вами в сказочную страну, придуманную Александром Сергеевичем для вас, называется она « Лукоморье». В этой стране будем не только все больше и больше узнавать о великих творениях гениального человека, но и пробовать сами создавать ее. – Вам хочется попасть в эту страну? – Каким вы представляете Лукоморье? (ответы детей) -Транспорт тоже волшебный. А какой волшебный транспорт вы знаете? ( ступа, ковер-самолет, бочка, конь…) Нам остается выбрать транспорт, вспомнить все правила поведения в транспорте, в незнакомых местах, мы готовимся к полету. Готовы? Итак, закрываем глаза, считаем:5, 4, 3, 2, 1– в Лукоморье мы летим! Кот: Здравствуйте, дети, здравствуйте. Давно у нас гостей тут не было. Не боитесь? Ведь страна волшебная, и герои всякие: и добрые и злые. Если меня не подводит мой кошачий нюх – вы толковые ребята. Я за вас спокоен. Счастливого пути! Муррр… Иду налево песнь…. Нет, не это. Иду направо сказку говорю… А вы ступайте за мной. (слышится ветер, колдун хватает одного ученика) Кот: Ой,ой , ой…. Промурлыкал, проворонил, колдун за моря самого лучшего ученика утащил. Ну, ничего, ребята, какая сказка без приключений. А вот и неведомая дорожка ,на ней следы неведомых зверей. (на поляне видят Лещего, он поливает мухоморы) Леший (бормочет): Ну и задала задачу Русалка. Ну, кто же это, кто?(видит приближающихся) – Кого к лешему несет? Кот: Это мы, Леший Лешакович. Выручи нас! Леший: Ну что у вас стряслось? Кот: Колдун унес Васю Пятеркина. Не у тебя ли в лесу спрятал? Леший: Видал, видал, проносил колдун через наши леса вашего богатыря. Расскажу куда, коль вы мне поможете! Учитель: Ребята, поможем деду? Леший: Какой я дед? Я на русалке хочу жениться, и она почти согласна при условии, если я отвечу на все ее вопросы. Учитель: Не кипятись, не со зла мы. Ну, какие вопросы? Вопросы: (отвечают дети) 1. Кто и где из героев сказок Пушкина прожил 30 лет и 3 года? 2. Какой был лоб у попа? 3. Как старуха обзывала мужа? 4. Как звали пса в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? 5. В какой сказке яблоко явилось причиной смерти? 6. С каким неодушевленным предметом разговаривала царица? Леший: Спасибо, ребята! Вот удружили! А я уже какой год над этими вопросами бьюсь, теперь я женюсь. Ура!– Вон туда колдун пролетел, кажись к Бабе– Яге. Баба-Яга: Фу-Фу. Русским духом пахнет, раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет. Кот: Здравствуй, бабуля – красатуля Баба-Яга: Здравствуйте, коли не шутите! Зачем пожаловали? Дело пытаете, аль от дела лытаете? Дети: Дело пытаем! Баба– Яга: Ну, коль дело ладно! Терпеть не могу лодырей-бездельников! На питание только и годятся. Кот: Не видала ли ты, куда колдун пронес Васю Пятеркина? Баба-Яга: Видала, видала, и клубочек волшебный дам. Путь вам покажет. Только услуга за услугу. Стара я стала, ничегошеньки не помню. Недавно открыла я «Третьяковку» с картинами по сказкам Пушкина, а которая по какой, забыла, склероз старческий. Может ребята помогут? Учитель: Поможем, ребята? Нам нужно узнать название сказки по иллюстрциям. Баба-Яга: Спасибо вам, мои милые! А клубочек возьмите в камере у Дядьки – Черномора. Кот: А вот и Дядька-Черномор! Дядька-Черномор: Вот и славно, что вы пришли, а то заждались меня 33 богатыря. Пора нам в море, отлив скоро, а вещи оставить не на кого. Вот вам клубочек. А остальное раздайте хозяевам. Вижу, ребята вы умные, разберетесь, чье где. Ну, успехов вам! Учитель: Угадаем, из какой сказки, чья вещь? ( яблоко, зеркало, орехи, пряник, петушок, рыбка) Кот: Уф, управились наконец-то. Ну, клубочек, куда нам идти, подскажи, путь дорогу покажи. ( катится клубочек к царице) Царица: Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее… Зеркало: Спору нет. Ты на свете всех милее, Всех румяней и белее. Царица (смеясь): Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи. Я ль на свете всех умнее?. . Зеркало: Ах ты, мерзкое стекло. Это врешь ты мне назло. Пусть докажут это мне. Я хочу, чтобы читали, И о чем там говорится, мне сказали. Учитель: Ну что, ребята, царица хочет, чтобы мы читали. В учебнике дан отрывок. Определим, из какой он сказки? ( читает учитель) – О чем здесь говорится? – С кем беседовал жених? (читают ученики, отвечают на следующие вопросы. ) -Как жених величает Месяц? -Что можно сказать о культуре общения? ( вежливы, уважительны друг к другу ) – Найдите в тексте доказательство ваших слов. – А как вы думаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать этот отрывок по ролям? (ответы детей, чтение по ролям) Кот: Уф, ты. Наконец-то с царицей распрощались. Ну, клубочек, показывай, куда дальше следовать. (катится клубочек в кощеево царство) Таблица «Лесная налоговая инспекция» На пне сидит кощей, считает деньги на счетах. Кощей: Мало! Ох, мало! Укрывают добро от меня, не делятся! Совсем разорили! ( видит приближающихся) – Не дам! Никому ничего не дам! Все мое! Кот: Не надо нам ничего. Не за этим мы пришли. Скажи лучше, где твой брат-колдун? Кощей: Скажу, коль добро по сказкам собрать поможете, а то все от налогов уклоняются. Слыхал я, остров есть богатый в океане недалеко от царства Салтана. Как он называется? Какие орешки грызет белка?(А орешки не простые,Все скорлупки золотые Ядра – чистый изумруд) Кощей: Выведу я их на чистую воду. Всех выведу! Ух, грабители! (поет)– Во саду ли, в огороде (2 раза) Все до скорлупки соберу. – А вот как эта сказка называется, забыл. Напомните, ребята. Вот мудрец перед Додоном Встал и вынул из мешка…(ответы детей) – Ну, спасибо, ребята. Выручили, а то все добро растащили. Вбегает бесенок Бесенок: Дедушка, давай поиграем в игру, которую меня Балда учил. Кощей: А, это ты, внучок. Нет, милый, староват я. Да и не солидно мне при моей должности играть. Ребята, поиграйте вы. ( Игра-физкультминутка) Кощей: Что-то задержался мой брат. А вот и он! Колдун: Знаю, знаю, зачем пожаловали. Отдам, если мои задания выполните. Страна наша Пушкинская «Лукоморье», и все должны знать стихи Пушкина. Учитель: Ребята, какие стихи Пушкина вы могли бы сейчас прочесть наизусть? ( ученики читают стихи А. С. Пушкина, которые учили ранее) Колдун: Вижу, вы и стихи знаете. А я вам все равно ничего не скажу. Нашли добренького! (пытается убежать, его останавливают) Кот: Ну, где его слабое место? Ребята, не знаете, как лишить его силы? (в бороде, отрезать) Колдун: Отпустите. Все расскажу. Он в бочке. А бочка по морю плывет. Заклинание вспоминайте, а не то будет ваш Вася еще 100 лет плавать. Учитель: Ребята, вы помните, в какой сказке бочка по морю плывет? А заклинание? Кощей: Кажется, я помню…Ты, волна, моя волна! Ты гульлива и вольна… ( дети повторяют хором, появляется Вася) Вася: Спасибо вам, ребята! Ох, и натерпелся я страху. Кот: Да, видите, ребята, как знание сказок пригодилось! Пора бы и домой. Кощей: Ну, до свидания, ребята. До новых встреч на страницах книг. Кот: Да и мне пора на свое дежурство. Без меня дуб сирота. Прощайте друзья! Мур-р-р… Учитель: Ну что ж, ребята, пора и нам возвращаться. Закрываем глаза, считаем: 5 , 4 , 3, 2, 1– снова в школу мы летим! Итог урока – Понравилось вам наше путешествие? – Что вы нового для себя узнали? Заключительное слово учителя: Произведения Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Александр Сергеевич первым из русских поэтов стал писать простым народным языком. Он умел видеть прекрасное и необычное во всем. Мы не прощаемся с этим гениальным человеком. Мы будем идти по тропинкам стихов поэта, и как сказочные богатыри, расти не по дням, а по часам. А Пушкин будет с нами всегда, всю жизнь. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного командора. Улыбнется нам, своим потомкам, и скажет: «Здравствуй, племя молодое, незнакомое!» « Здравствуй, Пушкин!»– скажем мы вместе с вами. |
Метки: Литература