Применение технологии исследовательского подхода в обучении
Применение технологии исследовательского подхода в обучении
Развитие индивидуальных способностей и творческих качеств личности, воспитание стремления к самосовершенствованию и самореализации возможно на основе сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся. | ||||||
Направленность | Литература | Количество | 25 | Возраст детей | 16-17 | |
Тип | Применение технологии исследовательского подхода в обучении. | Место проведения | кабинет литературы | |||
Задачи | – совершенствование методов и способов учебно-научного познания в процессе сотрудничества, – развитие познавательных и информационных навыков, а также коммуникативной культуры личности, – адаптация выпускников к современным информационно-техническим средствам. |
|||||
Результат | Восприятие обучения как процесса субъективных открытий, отбор личностно-значимого содержания учебного материала, готовность учащихся к информационно-коммуникативной деятельности. | |||||
Ресурсы | Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; пособия: литературная энциклопедия, художественные произведения и методические пособия. | |||||
Цель:включить учащихся в поисково-творческую деятельность через сотрудничество и сотворчество. Гипотеза: создание проблемных и поисковых ситуаций позволит развить интеллектуальную сферу и коммуникативную культуру личности, её стремление к самосовершенствованию и самореализации. Новизна состоит в проведении творческого поиска и в личностной оценке учащимся исследуемого материала. Технологические приемы реализации идеи: – создание позитивной внутренней мотивации; – учет психологических закономерностей усвоения содержания учебного материала; – использование учителем компонентов социального опыта учащихся: знаний и умений, системы ценностей; – обучение методам, способам и приемам интеллектуальной деятельности, в том числе рефлексии; – развитие способности к самоорганизации, самосовершенствованию и самореализации. Критерии оценки результатов: – осмысленный выбор вида чтения (просмотр, ознакомительное, изучающее, реферативное); – использование информационного обеспечения при решении конкретных задач; – подчинение композиции текста коммуникативному замыслу; – передача содержания информации адекватно поставленной цели; – владение методами, способами и приемами познавательной деятельности. Практическое воплощение идеи: Создание учащимся исследовательской работы «Современный человек» в романах «Евгений Онегин»А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Цель работы: раскрытие мастерства авторов в создании образа «современного человека». Ключевые понятия: ведущие проблемы; авторский замысел и композиция романа; художественный прием психологизма; авторская позиция; раскрытие духовности личности, развитие характера; средства художественной образности. Проблема исследования Многим героям М. Ю. Лермонтова, по мнению исследователей таланта писателя, свойственна двойственность внутреннего мира: демоническое начало сочетается с чистотой ангела. Несмотря на противоречивое восприятие образа Печорина читателями разных эпох, мне интересно было разобраться, кем для меня является Печорин: «незаурядной личностью» или «нравственным калекой»? Каковы основные черты «современного человека» в романах А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова? В чем непреходящая ценность понятия «современный человек»? Методы: исследование художественного текста, наблюдение, сравнение, классификация фактов, обобщение. Планирование деятельности: 1. Постановка проблемы исследования. 2. Выбор инструментария для литературоведческого анализа художественного текста. 3. Проверка гипотезы исследования. 4. Исследование текстов художественных произведений («Дума» и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина): оригинальность композиции; художественный прием психологизма; раскрытие духовности личности. Ведущая проблема: избранность героя, его одиночество, желание взаимной любви, противопоставление лирического «я» героя миру, духовный рост героя? 5. Выписывание необходимых цитат; составление плана раскрытия характера «современного человека» (сложный, противоречивый характер, «неподражательная странность», парадоксы личности). 6. Структурирование материала. 7. Оформление материала и выводов. Результативность: исследовательская работа «Современный человек» в романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» является дипломантом Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (учащийся Пятков Игорь). |
||||||
Литература для учителя:
1. Энциклопедия литературных героев. Русская литература первой половины XIX века. – М. : Олимп, 1997. – 768 2. Литература. 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением литературы. / Авторы-сост. А. Б. Есин, М. Б. Ладыгин, Н. А. Нефедова, Т. Г. Тренина. – 5-е изд. , стереотипное. – М. : Дрофа, 2009. – 491с. 3. «ЛИТЕРАТУРА. 9-11 класс. Экспресс-подготовка к экзамену. М. : «Новый ДИСК», 2006г. (Мультимедийный тренажер ЕГЭ). 4. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М. : Дрофа, 2002. – 490 с. |
Метки: Литература