Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Островский и искусство Палеха

Островский и искусство Палеха Являясь источниками эстетического переживания человека, разные виды искусства не существуют изолированно друг от друга. На специфику их взаимопроникновения и взаимообогащения указывает У. А. Гуральник в статье «Идеи и образы литературы на языке других искусств». Исследователь отмечает, что «творческое претворение есть не поиск адекватных, равнозначных образов на языке других искусств, а нахождение эквивалента, т. е. равноценного соответствия поэтической мысли, выраженной в литературной первооснове посредством слова. Естественно, что утраты здесь неизбежны. Но бесплодна, а подчас и опасна погоня за абсолютным, “дословным” соответствием – оно иллюзорно. Новая форма живёт, подчиняясь своим законам». [1]

Жизнь такой новой формы учёный метафорически обозначает «как “инобытие” литературы»[2] и высказывает мысль об эффективности взаимодействия изобразительного искусства и искусства слова, утверждая следующее: «Новое произведение, воспроизводящее эстетическое содержание литературного прототипа на своеобразном языке данного искусства, способно не только расширить наши представления о внешнем облике действующих лиц и среде, в которой они живут, но и углубить понимание сущности литературной первоосновы, обострить восприятие её идей». [3]

Предваряя рассмотрение инобытия пьес Островского в искусстве Палеха, несколько слов необходимо сказать об особенностях лаковой миниатюры.

История палехского искусства насчитывает не одно столетие. Основано оно «на многовековых традициях древнерусской живописи, творчески переработанной в росписи лаковых изделий…»[4]

Искусствоведы отмечают неразрывную идейно-образную связь лаковой миниатюры и литературных произведений, обретших своё инобытие благодаря таланту палехских художников. По словам исследователя Л. Пироговой, «жизнь палехских живописцев веками была тесно связана с бытом крестьян, их мировоззрением. А само мировоззрение неразрывно связано с мифом, обрядом и культом… С самого начала палешане широко используют фольклорные мотивы. Песенная, сказочная, былинная тематика – одно из основных направлений в творчестве палешан». [5]

Как отмечает М. А. Некрасова, «кроме фольклора, палешане часто обращаются к литературным произведениям, особенно охотно к тем, которые дают простор воображению, проявлению песенного ритма… Для старейших художников никогда не было главным сюжетное воспроизведение текста. Их внимание было направлено на поэтическое истолкование литературного образа». [6]

В лаковой миниатюре обрели своё второе рождение творения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Максима Горького, П. П. Бажова и других писателей.

М. А. Некрасова определяет также закономерности создания образа и особенности развития сюжета в палехской миниатюре. Так, например, образ в палехской миниатюре условен и не может обладать индивидуальной неповторимостью живого человека. Напротив, «неповторимость, художественная индивидуализация проявляются, в основном, в плане той эмоции, настроения, которые выражает миниатюра». [7] «Эпическая обобщённость образа вырастает до его “символического значения”». [8]

Говоря об особенностях развития сюжета в миниатюре Палеха, М. А. Некрасова отмечает следующее: «… Свободное сопоставление разновременных событий… является важной особенностью палехского искусства, которая также определяет условность изобразительной формы. Но своеобразие сюжета здесь заключается в том, что действие имеет такую последовательность и характер, которые мотивируются не столько объективной жизненной взаимосвязью, сколько выражением определённого настроения». [9]

После этих нескольких предварительных замечаний перейдём к рассмотрению проблемы, обозначенной в заголовке данной статьи.

Нужно отметить, что творчество драматурга А. Н. Островского представлено не так широко в интерпретации художников-палешан, как творчество А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Максима Горького и других писателей. И всё же можно говорить о палехском осмыслении творчества драматурга. Своё художественное воплощение творения А. Н. Островского нашли в лаковой миниатюре, монументальной росписи и в искусстве театральной декорации.

Как уже отмечалось выше, сказочная тематика характерна для творчества художников Палеха. Неслучайно многие из них создали лаковые миниатюры по мотивам сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Т. И. Зубкова расписала пластину и декоративную тарелку «Снегурочка»; Н. П. Богачёва и В. К. Капранова тоже обратились к сказке драматурга: каждая из художниц расписала ларец. Весенняя сказка А. Н. Островского вдохновила на создание миниатюр художников А. П. Хохлову, Р. Л. Белоусова, Д. Н. Буторина, Г. Н. Лятову, О. В. Колыгину (Малееву).

Центральное место в композиции пластины Т. И. Зубковой занимает изображение Леля и Снегурочки, Купавы и Мизгиря. В нижнем правом углу нарисованы Бобыль и Бобылиха, приютившие Снегурочку, в левом нижнем – молодые девушки, подружки Купавы.

Мы видим задумчивую, немного грустную Снегурочку, сидящую под плакучей берёзой. Рядом с ней – Лель. Повороты их фигур образуют замкнутое пространство. О душевной чистоте героев говорит не только кроткое выражение их лиц, но и одежда, раскрашенная художницей в белый и золотистый нежный цвет.

В интенсивном движении изображён Мизгирь, хвастающий перед Купавой своими подарками. Среди персонажей, нарисованных на пластине, он выделяется яркой красной одеждой.

Фоном всей композиции является пейзаж. Это и замысловатый, пышный кустарник, плакучая берёза, нежно склонённая над подружками Купавы сосна, а также знаменитые палехские горки.

Краски, используемые Т. И. Зубковой, яркие, сочные.

Всё это завораживает зрителя красотой, создает в его душе эмоциональное, поэтическое, незабываемое настроение.

Финальные сцены сказки изобразила на ларце Н. П. Богачёва: перед восходящим Солнцем (Ярилой) в душевном трепете предстают Лель и Купава, Снегурочка и Мизгирь, царь Берендей.

О. В. Колыгина (Малеева) выбрала для лаковой миниатюры сцены пролога: Весна и Снегурочка просят Мороза отпустить Снегурочку к людям. Преобладающие краски этой миниатюры – зелёная, голубая, золотая. Интенсивность цвета спокойная. Фоном композиции служат диковинные растения, птицы и звери.

Мотивы сказки «Снегурочка» использовал Д. Н. Буторин, расписывая шкатулку, посвящённую композитору Н. А. Римскому-Корсакову. В центре – портрет самого композитора, в верхней части шкатулки – клеймо, изображающее героев сказки: Купава, Лель и Снегурочка на фоне дворца царя Берендея.

Кроме лаковой миниатюры, палешане активно осваивали искусство монументальной росписи, оформляя дома пионеров, детские сады, санатории. В 1937 году палехские художники расписали Дворец пионеров в Иванове. Н. М. Зиновьев исполнил композиции на сюжеты народных сказок. Он же написал и «Снегурочку». С 1979 по 1982 годы палешане оформляли комнату сказок для Детского музыкального театра в Москве. Художник Р. Л. Белоусов объединил в своей работе впечатления от пьесы А. Н. Островского и оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

И ещё одна область искусства, где художники Палеха оставили свой след, – это театр.

Первым в области театральной декорации начал работать И. И. Голиков. Вот что об этом пишет А. И. Навозов: «В музее М. В. Фрунзе (г. Шуя) хранится интересная фотография, присланная из Москвы заслуженной артисткой РСФСР Екатериной Яковлевной Мазуровой. На снимке – группа молодых людей – выпуск драматической студии 1920 года. В центре фотографии Мазурова, тогда работница местной шляпной фабрики. А слева вверху с самого края, облокотившись на этажерку, стоит Иван Иванович Голиков. Уже тогда он творил удивительное – писал декорации на рогожах (другого материала не было). “ Да так нарисует, что из зрительного зала не узнаешь, – рассказывала Мазурова. – Впечатление такое, что висят ламбрекены. ” Год спустя Голиков оказался в Кинешме (там ему предложили нарисовать декорации к драме А. Н. Островского «Гроза» – В. П. ). Голиков действительно сразу приступил к делу. Где-то раздобыл старые горшки, развёл в них краски и начал рисовать. К вечеру уже были готовы волжский задник, ворота, забор, два приставных дерева, падуги… Художник мог работать целыми сутками. Напишет кулису, покурит малость – и снова рисует. Распрямится в свой небольшой рост, отойдёт от картины, посмотрит издали, зайдёт справа, слева – и опять за кисть. Через двое суток оформление всех актов «Грозы» было готово, и Голиков вместе с рабочими сцены развешивал декорации, делал последние поправки. Декорации к спектаклю «Гроза», написанные так быстро, выглядели необычно. В них было нечто такое, что говорило об их авторе как о незаурядном живописце». [10]

В 30-е годы ХХ века в Шуйском театре оформлял постановку драмы «Гроза» художник-палешанин А. В. Чикурин. Н. Шутова приводит описание его работы: «… пышная приволжская природа, кудрявые облака в начале спектакля и буйство чёрных и красных пятен в изображении усадьбы Кабанихи в финале». [11] Как видим из воспоминаний, декорации были эмоционально-поэтичными, экспрессивными.

Уже в наше недавнее время, в 1971 году, Ленинградская балетная труппа «Хореографические миниатюры» под руководством Л. Якобсона в Ленинградском Государственном Академическом малом театре оперы и балета показала 3 миниатюры. Газета п. Палех «Призыв» от 26 марта 2003 года писала по этому поводу следующее: «И вот наше родное – русские сказки. На премьере были показаны 3 миниатюры: «Снегурочка» – художник В. Ходов, «Баба Яга» – художник А. Песков, «Жар-птица» – художник А. Климов. Режиссёр дал возможность зрителям обратить внимание на работу палешан. Открывали занавес, цветовым светом в паузе «выставка» декорации. После аплодисментов танцевальная сказка».

Итак, мы видим, что литературное творчество А. Н. Островского продолжило своё инобытие в творчестве художников Палеха. Но, на наш взгляд, палешане ещё не до конца открыли для себя творчество русского драматурга. Ведь поэтичность, эмоциональность и экспрессия присущи не только сказке «Снегурочка» и драме «Гроза». Другие творения русского драматурга ждут своего открытия в интерпретации художников Палеха.



[1] Гуральник У. А. Идеи и образы литературы на языке других искусств//Русская литература в историко-функциональном освещении. М. , изд. «Наука», 1979. С. 45 – 46.

[2] Там же. С. 43.

[3] Там же. С. 64.

[4] Курников А. , Евмененко К. Путь нового Палеха//Палех. Ивановское кн. изд. , 1954. С. 5.

[5] Пирогова Людмила. Палех (история и современность). М. , Искусство, Роскнига, 1994. С. 9.

[6] Некрасова М. А. Палехская миниатюра. Ленинград, «Художник РСФСР», 1978. С. 273.

[7] Некрасова М. А. Палехская миниатюра. Ленинград, «Художник РСФСР», 1978. С. 260.

[8] Там же. С. 260.

[9] Там же. С. 262.

[10] Навозов А. И. Палехское чудо. М. , Советская Россия, 1976. С. 42 – 44.

[11] Шутова Н. Театральная сказка из Палеха// Призыв. 2004. 31 августа.

Метки: Литература