Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Поэт-песенник М. И. Ожегов

Поэт-песенник М. И. Ожегов Шуйская земля – частица биографии поэтов, чьи стихи стали романсами и песнями, пополнившими чудесную сокровищницу русских народных песен. В этой связи хочется привести слова Николая Морозова: «Народная» – этим словом мы привыкли определять самые известные, самые любимые песни. Есть в этом и почтение к ним: наверное, поэты отдали бы многое за то, чтобы их строки знали наизусть миллионы людей. Но есть и обидная сторона: получается, что имя человека, сложившего эти слова, просто ушло, осталось в прошлом». (10)

И если биография и творчество Сергея Фёдоровича Рыскина, автора песни «Живёт моя отрада», стали предметом исследования ивановских краеведов (1, 308 – 315; 6, 25 – 28); если шуйскому поэту Николаю Андреевичу Кашинцову, автору стихотворения «Соловей», положенному на музыку композитором А. А. Алябьевым, посвящены газетные публикации Е. Ставровского (4) и Г. Сурина (5), то сведения о Матвее Ивановиче Ожегове скупы и противоречивы.

Г. А. Бородин, автор путеводителя «Шуя», приводит довольно-таки краткие сведения о М. И. Ожегове: «М. И. Ожегов (1860 – 1931[?]). Поэт-песенник, автор песен «Чудный месяц плывёт над рекою», «Меж крутых бережков» и других … поселился в Шуе в 1902 году, работал на железной дороге. Был членом забастовочного комитета железнодорожников, в стычке с полицией был жестоко избит, арестован и отправлен в Ярославскую тюрьму. В августе 1930 года «Литературная газета» отметила его 70-летие. Был знаком с Л. Н. Толстым, оставил интересные воспоминания о встречах с ним». (2, с. 75)

Столь же скудны сведения о поэте и в «Литературной энциклопедии» (том 8), изданной в 1929 – 1939 годах: в статье Н. Захарова-Мэнского сообщается, что М. И. Ожегов «по происхождению крестьянин д. Михино, Нолинского у. , Вятской губ. Образование получил в местной начальной школе. Работал на сибирских приисках, на уральских заводах, бурлачил на Чусовой, служил на жел. дор. … Весь род О. – песенники. В раннем детстве мать научила его слагать песни и петь их под гармонику». Указывая библиографию книг М. И. Ожегова, автор сдержанно отзывается о его творчестве: «В своём творчестве О. весьма подражателен. Стихи О. музыкальны, напевны, но мотивы творчества ограничены узким горизонтом представлений городского мещанства». (7)

На сайте в Интернет, посвящённом образу реки Волги в русской поэзии, уточнены годы жизни М. И. Ожегова: 6(18). 08. 1860 – 19. 02. 1934 гг. Там же даётся более взвешенная оценка особенностей творческой манеры поэта: «В стихах Ожегова в традиционных поэтических формах народной песни горькие раздумья крестьянина, заброшенного в город в поисках заработка, его любовь к земле, крестьянскому труду; некоторые песни написаны в духе городского романса. Мн. песни Ожегова приобрели популярность и распевались задолго до их опубликования…» (8)

Из найденных нами материалов, посвящённых М. И. Ожегову и наиболее полно представляющих биографию поэта-песенника, можно выделить статью Н. Морозова «Попутная песня». В ней, в частности, автор пишет: «Профессия кассира в XIX веке считалась чисто мужской, ведь она требовала высокой грамотности, особого внимания к документам и ответственности за деньги. Должность эту занимал на станции Ундол Матвей Иванович Ожегов. Он обучался грамоте и с юного возраста держал тетрадки, в которые записывал стихи. И тоже старался подражать самому любимому в ту пору народному поэту – Некрасову.

Сам Ожегов был из Вятской губернии… В 12 лет ушёл на заработки – батрачил, строил железную дорогу на Урале, нанимался бурлаком на Чусовой, грузчиком, разносчиком, дворником, работал на литейном заводе и прииске, принадлежавшем знаменитому промышленнику Демидову. Так получилось, что Фёдор Демидов увидел однажды стихи своего рабочего – похвалил, пригласил в гости, дал денег, чтобы не пропадать таланту.

Матвей Ожегов понял, что хочет изменить свою жизнь, должен перебраться поближе к столице, познакомиться с настоящими литераторами. В 1885 году он тайком от всех уехал в Москву… Жить приходилось то под открытым небом, то у каких-то полузнакомых людей. Мытарства, случайные заработки… А молодому поэту хотелось явиться к столичным литераторам не абы как, а солидно одетому, не с мятыми тетрадочками, а с аккуратно переписанными стихами.

Повезло не сразу. Нашёл место сторожа в одном из театров. Потом «добросовестного непьющего мужика» порекомендовали опять-таки на место сторожа в «Московскую иллюстрированную газету». И уже как человек свой, здешний он сумел показать её сотрудникам свои стихи. Похвалили. 10 мая 1890 года на страницах этого издания появилось первое в его жизни напечатанное стихотворение «Поле». Потом другие. А уже через год – первый сборник «Песни и стихотворения».

То, что сочинял Ожегов, как говорят, пошло в народ. Его стихи, простые, невычурные, мелодичные, рассказывали людям об их собственной жизни, о любви, о заботах. Ещё не напечатанными Ожегов читал их знакомым, переписывал для них. И их запели на улицах, в трактирах. Не платя автору ни гроша, на их сюжеты делали и продавали лубочные картинки…

В 1893 году к Матвею Ожегову пришла настоящая удача – ему предложили место на Московско-Курской железной дороге… И поэт переезжает в Ундол – село с текстильной фабрикой в трёх десятках вёрст от Владимира. Труд на железной дороге не тяготил Ожегова – он принёс достаток в дом. Всё свободное время поэт работал над рукописями, он часто наведывался в Москву. Здесь заключил договор с издателем Губановым, который выпускал народные песенники. Отныне их составлял Ожегов и включал в них любимые стихи Некрасова, Сурикова, Кольцова. Несколько раз посчастливилось ему быть гостем Льва Толстого в доме в Хамовниках. Об этих встречах Ожегов оставил воспоминания – о разговорах про железную дорогу, про крестьянский труд, о пристрастных расспросах, о поучениях…

Вскоре Ожегов и сам взялся за работу над большой рукописью «Характеристика своего народа». В ней размышлял о том, что должна… дать народу литература. В ней, по мысли Ожегова, должны быть и нравственные примеры, и знания. Уходит век житий святых, былин, сказок, но люди, как и прежде, нуждаются в добром, мудром советчике. «Евангелие заключает в себе не только священный, но и гражданский закон», – писал Ожегов. И думал, как найти новую форму, чтобы донести до людей его идеи о братстве, справедливости, которую должен искать каждый…

Свою работу на железной дороге Ожегов оставил лишь в 20-х годах… Уже пожилым человеком перебрался в Перово, купил себе маленький домик возле железнодорожной линии на Нижний Новгород. Умер Ожегов зимой 1934 года. Но его песням досталась счастливая судьба дожить до XXI века, не забыться, остаться любимыми…» (10)

Как неоднократно отмечалось выше, песни М. И. Ожегова пользовались большой популярностью. Они были и в репертуаре замечательных русских певцов Ф. И. Шаляпина и С. Я. Лемешева.

Б. Садырин в книге «Вятский Шаляпин» (9) высказывает мысль о том, что тематика и поэтика ожеговских творений сродни особенностям тех песен, которые пела мать Ф. И. Шаляпина. Отсюда, возможно, интерес певца к творчеству М. И. Ожегова. Две песни особенно нравились Ф. И. Шаляпину – «Меж крутых бережков» и «Потеряла я колечко». Автор, сожалея, что не осталось их граммофонных записей, приводит воспоминания С. Т. Конёнкова о том, как Ф. И. Шаляпин впервые услыхал песню «Потеряла я колечко»:

« Однажды в мастерскую к скульптору зашел Фёдор Иванович. А жена дворника Григория Александровича Авдотья поставила им самоварчик. Узнав от кого-то, что Авдотья очень хорошо исполняет русские песни, Шаляпин стал уговаривать её спеть. Смущённая вниманием артиста, женщина долго отнекивалась-отказывалась, но наконец запела: «Потеряла я колечко…». Шаляпин внимательно слушал её пение, так, словно хотел «поймать» каждый звук. Так он учился русской песне… и в последствии сам исполнял грустную «Потеряла я колечко, потеряла я любовь…».

Интересную историю о популярности песни «Меж крутых бережков» поведал Ю. Бирюков в одной из рубрик газеты «Вечерняя Москва». Вот, что он пишет: «Матушку мою, Марию Пантелеевну – учительницу из донского хутора Кузнецовского, в далёком 1935 наградили редким по тем временам подарком – патефоном и набором пластинок. Случилось это вскоре после моего появления на свет. А поскольку вечерами она чаще и больше всего заводила и слушала именно ту, где была записана песня «Меж крутых бережков», её пронзительно грустный и жалостливый, выворачивающий душу напев стал моей колыбельной. Пластинка эта разбилась, по словам матери, когда мне не было и годика. И поэтому долгое время она оставалась для меня песней без слов, как говорится. И когда я отыскал именно ту довоенную запись дорогой мне песни в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева, не мог сдержать слёз». (11)

В этой же статье Ю. Бирюков приводит отрывок из очерка русского писателя Скитальца (С. Г. Петрова), повествующего об истории песни-легенды «Меж крутых бережков»: «За Жигулёвскими горами… прячется маленькая речка Уса. Начинается она в лесу, около села Переволоки, в полуверсте от берега Волги, течёт между гор навстречу ей, похожая на островок или «ус» её, и, перерезая наискосок Самарскую Луку, впадает в Волгу вёрст на 200 выше, около Молодецкого Кургана.

В старину Усой пользовались волжские разбойники: они нападали на караваны около Переволок, и если суда убегали от них, то переволакивали свои челноки на Усу, обгоняли их и вновь грабили у Молодецкого Кургана.

Есть тут урочище Воеводино: стоял над Волгой красный терем с высоким окном, Воеводин терем, и любила жена воеводы молодого разбойника: на лёгкой лодочке приплывал он к ней, свистал по-соловьиному, в терему отворялось окно, и по верёвке она принимала к себе атамана. Но в последний раз не воротился он из терема: только лодка плыла без него по течению, а за нею – молодецкая шапка с красным верхом и золотой кистью…».

О популярности другой песни М. И. Ожегова «Чудный месяц плывёт над рекою» можно судить по тому, что этой строкой начинается одноимённое стихотворение Н. Рубцова. Видимо, любовь к деревенской природе, знание нравственных основ народной жизни сближают в чём-то двух поэтов. Примечательно, что современный композитор А. Морозов, тоже проведший своё детство в деревне, написал песню на это стихотворение и получилась своеобразная песня о песне.

Наш отечественный кинематограф также не обошёл стороной песенное творчество М. И. Ожегова. Так, например, песня «Меж крутых бережков» звучит в кинокомедии «Укротительница тигров». Задушевно исполняют «Чудный месяц плывёт над рекою» девушки в фильме «Барышня-крестьянка» по одноимённой повести А. С. Пушкина.

Судьба М. И. Ожегова ненадолго связала его жизнь с нашей Шуей. Тем не менее, мы должны гордиться тем, что в нашем городе жил поэт-песенник. Его биография и творчество должны быть непременно предметом изучения на уроках литературного краеведения.

Литература

1. Баделин В. И. Земля Иванов. – Иваново: Издательство МИК, 2004. – 672 с. с илл.

2. Бородин Г. А. Шуя. Путеводитель. – Ярославль: Верх. -Волж. кн. изд. , 1973. – 96 с.

3. Русские народные песни/ Вступительная статья, составление и примечание А. М. Новиковой. – Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1957 г. – 736 с.

4. Ставровский Евг. Жизнь его была разной, но скучной – никогда. – «Шуйские известия». – 1999. – 30 марта.

5. Сурин Г. Соловей из Шуйской рощи. – «Ивановская газета». – 1999. – 13 августа.

6. Матенина Л. Н. , Иванов Б. И. Ивановские писатели в экспозициях и фондах литературного музея ИвГУ. – Иваново: Ивановский государственный университет, 1997. – 96 с. с илл.

7. http://az. lib. ru

8. http://gumfak. narod. ru

9. Садырин Б. Вятский Шаляпин. – http:// nastyha. ru

10. Морозов Н. Попутная песня. – http://book. ciric. ru

11. Бирюков Ю. История песни «Меж крутых бережков Волга-речка течёт». – «Вечерняя Москва». – 2005. – 20 октября.

Метки: Литература