Литературно-историческое краеведение в системе школьного литературного образования
Литературно-историческое краеведение в системе школьного литературного образования
Общеизвестно, что формирование общей культуры личности учащихся невозможно, если школьники не будут знать историю и культуру того региона, где они растут и формируются как личности.
Федеральный базисный учебный план позволяет включить в образовательный процесс школы региональный компонент, который может быть представлен таким курсом, как литературное и историческое краеведение.
«Оживить» постижение учащимися содержания предлагаемого курса, имеющего огромное воспитательное значение, сделать его интересным и творческим позволяют принципы интеграции предметов и краеведческого изучения литературы.
Реализация в учебно-воспитательном процессе принципа интеграции формирует у школьников целостную картину мира, активизирует их мыслительную деятельность, воспитывает эстетический вкус, позволяет педагогам эффективнее использовать развивающие приёмы обучения.
Теоретические положения краеведческого принципа изучения литературы нашли своё обоснование в работах профессора П. В. Куприяновского [1, 11-13], наметившего ряд аспектов литературного краеведения:
1. Изучение жизни и творчества местного писателя.
2. Изучение писателя-классика в плане регионально-краеведческого начала.
3. Исследование литературной жизни в области, крае, регионе.
4. Наша область (край, регион) в художественной литературе.
5. История развития литературы в крае.
Один из вариантов комплексного преподавания дисциплин гуманитарного цикла – это система интегрированных уроков по литературе и истории. Принцип диалектической взаимосвязи общего и конкретного, частного позволяет учителю и ученикам «увидеть» литературный и исторический материал через призму исторического содержания. Предлагаемые для чтения и изучения литературные произведения позволяют расширить представления учеников о жанровом своеобразии и богатстве фольклора, литературы разных эпох.
Нами разработана серия уроков по литературно-историческому краеведению. Координации содержания интегрируемого материала помогает таблица, отражающая следующие позиции:
I. Материал учебника «История Отечества» (авт. Преображенский А. А. , Рыбаков Б. А. ).
II. Краеведческий исторический материал.
III. Литературный материал.
IV. Деятельность учеников.
Содержание таблицы будет следующим:
I. IX – XII вв. Древнейшие сведения о Руси, славянские племена и их соседи, язычество, происхождение Руси, рождение феодального строя, Киевская Русь в IX – XII вв.
II. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья, с. 5 – 14 (У истока: как обживалась территория Ивановской области – обратить внимание на д. Зады Ильинского района). Балдин К. Е. Наш край в истории России (Наш край в X – XVI вв. ). Востриков С. И. и др. Наш край в истории Отечества, с. 1 – 2. Ивановская область: географический атлас, с. 33.
III. На месте села Ильинского жил ростовский богатырь Дикунь-Золотой Пояс, приёмный сын богатыря Алёши Поповича. В д. Зады заезжал отдохнуть сказочный богатырь Аника-воин.
Стихи духовные. – М. : Сов. Россия, 1991. – 336 с. (Стихи духовные об Анике-воине. Особенности жанра. Основная идея – неотвратимость наказания за бесчестно прожитую жизнь, осуждение праздности и себялюбия). Былины об Алёше Поповиче (повторение особенностей жанра, прославление силы, удали и смекалки героя, его патриотизма).
IV. Подготовка сообщений по историко-краеведческим материалам. Работа с атласом
Ивановской области. Выразительное чтение и анализ отрывков из былин и духовных стихов. Сравнительный анализ духовных стихов с былинами и сказками.
******
I. XIII – XV вв. Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием, последствия монголо-татарского нашествия.
II. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья (Тайное оружие предков: восстание против монголо-татар. Обратить внимание на восстание 1272 г. в Костроме. Сражение у Свято-Николо-Шартомского монастыря. Медвежья гора – Красная горка. Савинский р-н, впадение Уводи в Клязьму). Балдин К. Е. Наш край в истории России (Наш край в X – XV вв. ). Востриков С. И. и др. Параграф 3, 4. Ивановская область: географический атлас, с. 23 – ордынское нашествие, с. 34 – Кинешма, с. 35 – Введеньё, Свято-Николо-Шартомский монастырь; впадение Уводи в Клязьму.
III. Недалеко от Костромы – озёра Святое и Поганое (легенда о происхождении названий). Село Введенье – Красная горка; г. Кинешма – его упоминание в варианте былины об Илье Муромце. Место впадения Уводи в Клязьму – легенда о чесноках.
Баделин В. И. , с. 17 – 18, с. 15 – легенды об озёрах и чесноке. Жанр легенды. Роль легенд в историческом знании. Илья Муромец – М. : Академия Наук СССР. 1958. – 559 с. (вариант былины об Илье Муромце. Прославление силы, удали и смекалки богатыря, его патриотизма).
IV. Подготовка сообщений по историко-краеведческим материалам. Работа с атласом Ивановской области. Выразительное чтение и анализ былины об Илье Муромце. Поиск и запись легенд, связанных с Шуйским районом и областью.
******
I. XIV – XY вв. Объединение русских земель вокруг Москвы, Куликовская битва, объединение земель в Российское централизованное государство.
II. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья (Застава на Волге – борьба против золотоордынцев, роль заставы на Волге – Плёса). Балдин К. Е. Наш край в истории России (Наш край в Х – XI вв. ). Востриков С. И. и др. Параграф 4. Ивановская область: географический атлас, с. 24 (борьба с татарами, история Плёсской заставы, роль Плёса), с. 34.
III. «Повесть о разорении Рязани Батыем» – упоминание о Плёсе. Антитатарская направленность повести. Пафос воинской доблести, патриотизма. Влияние устных народных преданий и былинного эпоса. Стиль и язык повести. Афанасий Никитин «Хождение за три моря» – упоминание о Плёсе. Развитие жанра хождения (путешествия) – первые в письменной литературе путевые очерки светского характера. Русская народная песня «Щелкан Дудентьевич» – упоминание о Плёсе. Песня как фольклорный жанр, Антитатарская направленность песни.
IV. Подготовка сообщений по историко-краеведческим материалам. Работа с атласом Ивановской области. Выразительное чтение и анализ литературных произведений. Поиск и запись песен исторического содержания.
******
I. XV век.
II. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья (Патриоты из Стародуба – феодальные войны 2 четверти XV века. Ратные дела кн. Стародубского и его сыновей. Их роль в истории России. Братья Ряполовские. Балдин К. Е. Наш край в истории России (Наш край в X – XVI вв. ). Востриков С. И. и др. Параграф 4. Ивановская область: географический атлас, с. 24 (сс. Ряполово и Мугреево), с. 35 (п. Холуй).
III. «Повесть об ослеплении Василия II». Отражение в повести исторических событий.
IV. Подготовка сообщений по историко-краеведческим материалам. Работа с атласом Ивановской области. Выразительное чтение и анализ отрывков из повести.
******
I. XVI век. Время правления Ивана Грозного. Расширение русских земель.
II. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья (Мастрюк Темрюкович – эпоха правления Ивана Грозного. Его женитьба на черкешенке Марии Темрюковне и Марфе Собакиной. История кн. Темрюковичей и купцов Собакиных). Балдин К. Е. Наш край в истории России (Наш край в X – XVI вв. ). Востриков С. И. и др. Параграф 4. Ивановская область: географический атлас, с. 26, 34 ,35 (г. Иваново, с. Рождествено (г. Кохма), г. Шуя).
III. Русская народная песня «Мастрюк Темрюкович». Сравнение с «Песней про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова: сходство и различие. Причины разного подхода к историческому материалу.
IV. Подготовка сообщений по историко-краеведческим материалам. Работа с атласом Ивановской области. Чтение, анализ и сравнение песен.
******
I. XVI век.
II. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья (Ермак – его родословная и судьба). Балдин К. Е. Наш край в истории России (Наш край в X – XVI вв. ). Востриков С. И. и др. Параграф 4. Ивановская область: географический атлас, с. 25 (гг. Суздаль, Юрьевец).
III. Русская народная песня «Ермак у Ивана Грозного». Рылеев К. Ф. Дума «Смерть Ермака». Образ народного героя. Жанр думы. Причины интереса Рылеева К. Ф. к истории России. Сравнение песни и думы.
IV. Подготовка сообщений по историко-краеведческим материалам. Работа с атласом Ивановской области. Чтение, анализ и сравнение литературных произведений.
******
I. XVII век. Россия в начале 17 века. Экономическое, политическое и культурное развитие страны.
II. Балдин К. Е. Наш край в истории России (Борьба населения с польской интервенцией в начале 17 века. Социально-экономическое развитие края в начале 17 века). Востриков С. И. и др. Параграф 5, 6. Ивановская область: географический атлас, г. Шуя.
III. «Повесть о Савве Грудцыне»: исторический и бытовой фон произведения, судьба простого человека, г. Шуя в повести. Мотивы повести в русских народных присловьях.
IV. Подготовка сообщений по историко-краеведческим материалам. Работа с атласом Ивановской области. Чтение и анализ отрывков из повести.
******
I. XVII век.
II. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья (Друг истины и друг добра – о боярине Матвееве и его роли в истории России). Балдин К. Е. Наш край в истории России (Социально-экономическое развитие края в начале 17 века). Востриков С. И. и др. Параграф 5, 6. Ивановская область: географический атлас, п. Лух.
III. Рылеев К. Ф. Дума «Артамон Матвеев». Личность поэта, гражданина России. Образ А. Матвеева, достойного гражданина России.
IV. Подготовка сообщений по историко-краеведческим материалам. Работа с атласом Ивановской области. Чтение и анализ думы.
******
I. XVIII век. История России первой половины 18 века.
II. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья (Враг Бирона – об Артемии Волынском, сподвижнике Петра I, и его роли в истории России. Балдин К. Е. Наш край в истории России (Наш край в 18 – первой половине 19 веков). Востриков С. И. и др. Параграф 6, 7, 8. Ивановская область: географический атлас, с. 35 (с. Филисово, д. Батыево, д. Волынёво Родниковского района).
III. Рылеев К. Ф. Дума «Артемий Волынский». Образ А. Волынского, достойного гражданина России.
IV. Подготовка сообщений по историко-краеведческим материалам. Работа с атласом Ивановской области. Чтение и анализ думы.
******
I. XVIII век.
II. Баделин В. И. Люди и легенды Верхневолжья (Отечества подпора тверда – о А. И. Бибикове и его роли в истории России). Балдин К. Е. Наш край в истории России (Наш край в 18 – первой половине 19 веков). Востриков С. И. и др. Параграф 6, 7, 8. Ивановская область: географический атлас, с. 34 (с. Борщовка между Плёсом и Кинешмой).
III. Державин Г. Р. Ода, посвященная Бибикову. Личность Г. Р. Державина, его взгляды на роль человека в жизни государства. Образ Бибикова, гражданина России.
IV. Подготовка сообщений по историко-краеведческим материалам. Работа с атласом Ивановской области. Чтение и анализ оды.
Не все школы имеют возможность по тем или иным причинам вводить в свой учебный план курсы по литературному краеведению. Но есть возможность дополнить программу по литературе уроками внеклассного чтения, в основу которых можно положить литературно-краеведческий принцип.
Предлагаемая ниже схема и отражает именно такой подход к организации чтения учащихся. Например, в 5 классе можно провести следующие занятия:
Примерные темы программного материала | Материал для уроков внеклассного чтения |
Былины. 3 поездки Ильи Муромца. | Вариант былины об Илье Муромце, ехавшем в стольный Киев-град через Кинешму. |
К. Д. Бальмонт. Лирика и стихи о Пушкине. Музыкальность стиха. Близость фольклорным образам. | Шуйские корни поэта. «Фейные сказки». |
Великая Отечественная война. Стихотворения. Песни. | Поэты-фронтовики Ивановского края: Н. Майоров, Ю. Лебедев, В. Жуков, В. Догадаев. |
В настоящее время обучение в 10 – 11 классах носит профильный характер, позволяющий дифференцировать и индивидуализировать учебно-воспитательный процесс. В учебном плане школ увеличена доля часов, отводимых на факультативные и элективные курсы. Содержанием этих курсов в гуманитарном блоке дисциплин могут стать материалы по литературному краеведению.
Например, на факультативных занятиях «Книга в судьбе писателя (поэта)» старшеклассники учатся давать литературоведческую оценку не отдельным произведениям местных писателей, а их книгам в целом. Удачными, на наш взгляд, получились творческие работы школьников, посвящённые поэтическим сборникам М. Лешковой «Листопад» и Л. Щасной «Линия сердца».
Элективные курсы для предпрофильного и профильного обучения могут охватывать и эволюцию творчества того или иного писателя, что предполагает не столько детальное изучение всех произведений автора, сколько его этапных (значимых) творений. Учителем-словесником нашей школы Рябовой Н. Н. разработаны курсы, предполагающие изучение жизни и творчества Е. Ф. Вихрева и К. Д. Бальмонта.
Такая кропотливая работа с первоисточниками способствует формированию эстетического вкуса учащихся, развивает их творческий, интеллектуальный и духовный потенциал, формирует навыки исследовательской работы.
Перечисленные нами формы организации образовательного процесса позволяют, не увеличивая нагрузки на учащихся, и не в ущерб Стандартам образования обогатить содержательную сторону учебно-воспитательного процесса материалами краеведческой направленности, сделать его целенаправленным и систематическим.
Литература
1. Куприяновский П. В. Соприкосновенья: Лит. -краеведческие очерки и разыскания. – Ярославль, 1988 год.
Метки: Литература