Внеклассное занятие
Внеклассное занятие
Тема: «В плену двух квадратов»
Цель: духовно-нравственное воспитание школьников, вопрос о вере и безверии; формирование базовых национальных ценностей: стремление к истине, представление о вере и духовности, вопросы нравственного выбора и смысла жизни человека;
Оборудование: икона, свеча, изображение белого и черного квадратов, зеркало, презентации, видеофайлы;
Ход занятия
1. Вступление
Литература – синкретичное искусство, поэтому часто приходится соприкасаться с искусством живописи и музыки. Сегодня будут такие моменты.
Хотелось бы, чтобы наша встреча стала для кого-то пленом (в хорошем понимании этого слова). Разговор рассчитан на взрослых людей, потому что во многом я буду изъясняться языком метафор. Собственно слово «плен» – это тоже метафора. Как вы думаете, какая? Как вы её понимаете?
Скорее всего, мы рассмотрим тему веры и безверия, в том случае если вы будете открыты, искренни и откровенны.
2. Знакомство
Итак, начнем?! Мне нравится творчество художников-импрессионистов. Импрессия – это игра света и цвета, а также чувств.
Просмотр видеофайла «Леонид Афремов»
Сегодня, помимо прямого знакомства со мной, вы познакомитесь со многими интересными личностями. Леонид Афремов один из них. С личностью можно соприкоснуться одной гранью, можно пройти, не заметив, а можно – УТОНУТЬ! Хочу, чтобы и вы пленились, а, может быть, даже и утонули. Сама хочу утонуть в ваших глазах, хочу удивиться, открыть новый мир.
Вступите со мной в диалог, продолжив игру: «Если бы я была птицей, то конечно же ласточкой!» Как вас зовут и кем бы были вы?
3. Беседа
1) Метафора слова «зеркало»? Говорят – глаза зеркало души. А совесть – это зеркало чего? Бог –это совесть? Совесть –это Бог?
2) Что такое любовь? (По мнению М. Задорнова, «Лю-Бо-вь» – это «Любить – Бога ведать!»)
3) Бог существует?
4) Значит существует и Дьявол? Каково его лицо? (Дьявол никогда не явится вам в страшном виде)
5) Человечество приблизилось к Творцу?
6) Человечество стремительно деградирует, значит, оно когда-нибудь погибнет?
7) А если на чаше весов «Быть или не быть» решение о существовании человечества будет зависеть всего от 1 души? И это будет ваша душа? Чувствуете меру ответственности?
Вывод: вот примерно так человечество мучилось в поисках истины на рубеже 19-20 веков. В литературе родилась плеяда талантливых поэтов, ознаменованных теперь «Поэтами серебряного века» и все они искали ответ на вопрос: Что есть человек? Для чего он в этом мире?
Научитесь понимать, принимать, а это как минимум соприкоснуться с творчеством, как максимум утонуть! И если сегодня мне кто-то говорит: «Я не люблю Маяковского, Высоцкого, Цветаеву…». Я вопрошаю, а что ты читал у Маяковского? Его понять надо, он говорил языком метафор, он – «не простая штучка». Ты просто не дорос до такой поэзии. Как будто из другого мира мы слышим настойчивый голос автора (Марины Цветаевой):
Иду на тебя похожий, глаза опуская вниз,
Иду на тебя похожий, ПРОХОЖИЙ, остановись!!!
Я тоже была, Прохожий,….
Остановитесь! Прислушайтесь! Отбросьте в сторону мобильники, прислушайтесь к движению своей души.
4. Беседа «Как понимать живопись абстракционистов»
«Чем хуже мир, тем абстрактнее живопись». Пауль Клее
5. «Черный квадрат К. Малевича»
Первый смысл «Черного квадрата» задан его появлением в Красном углу: это икона в мире, где Бог умер! Если создать парадоксальную икону, на которой не было бы Бога, последовательно удаляя признаки и символы божественного присутствия: лик, крест, нимб, золотой фон, то останется черный квадрат! (проведем наглядный эксперимент)
6. «Мостик» между двумя квадратами – это свеча.
Метафора свечи? Пламени? (Зажжем свечу)
7. Художественное чтение рассказа Захара Прилепина «Белый квадрат»
8. Заключительное слово (под видеофайл «Слово – истина»)
Два квадрата не дают мне покоя, будоражат душу. Но только так развивается личность в муках, в сомнениях, в преодолении. Захарка тоже испытывает муки совести. Невинная игра, повлекшая смерть друга стала такой острой занозой, что не дает покоя. Но надо жить, жить с этой болью, для того чтобы помнить и быть человеком, жить и быть за Сашку и за себя!
9. Синквейн (или эссе)
Метки: Литература