Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Методическая разработка урока по литературе Тема: Серебряный век русской поэзии

Методическая разработка урока по литературе Тема: Серебряный век русской поэзии

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием «серебряный век» русской поэзии.

2. Развитие речи, абстрактного мышления.

3. Воспитание любви к художественному слову.

Методическая цель: работа над конспектом лекции, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: учебник, статья Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы», иллюстрации, портреты поэтов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Ознакомление учащихся с понятием «серебряный век» русской поэзии. Конспектирование основных положений лекции.

3. Работа над новым материалом.

1. Лекция учителя.

Литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение было введено в 1933 г. Н. А. Оцупом. Отечественным «золотым» веком он назвал время Пушкина, Достоевского, Толстого, а идущие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» – серебряным веком.

Та часть художественной культуры России, которая была связана новыми модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом и футуризмом, в литературоведении стала называться «серебряным веком».

Модернизм, как литературное направление, подразумевал новые явления в литературе. Он также объединил ряд литературных течений. В эстетическом плане модернизм отражал пафос «конца тысячелетия», приближающейся неминуемой гибели мироздания, обреченности и упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадентством. Декаденс, как определенный тип сознания, характеризуется настроениями безнадежности и пассивности, неприятием социума и стремлением замкнуться в мире своих собственных переживаний. Примером выражения такого типа настроений могут являться строки К. Бальмонта:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

Школьная программа не дает возможности подробно говорить обо всех представителях поэзии Серебряного века, поэтому, приступая к ее изучению, назовем хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.

Символисты

Декаденты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус.

«Старшие» символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. Ф. Сологуб, М. Кузьмин.

«Младшие» символисты: А. А. Блок, А. Белый.

Акмеисты («цех поэтов»): Н. С. Гумилев, С. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Мандельштам.

Футуристы: В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, И. Северянин.

Судьба литературы Серебряного века полна трагизма: ужас революционных лет и гражданской войны похоронили духовную составляющую ее существования. Сложной оказалась биография многих писателей после октябрьского переворота. Покинули родину Мережковский, Бальмонт, Бурлюк, Северянин, Цветаева, Гиппиус. В годы сталинизма были расстреляны или сосланы в лагеря многие поэты Серебряного века. Погибли Гумилев и Мандельштам. Покончили жизнь самоубийством Есенин, Маяковский, Цветаева.

В течение многих десятилетий эти имена будут преданы забвению.

В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младосимволисты» вдохновлялись работами Шеллинга, Ницше, философией Соловьева. Эта была не только литературная школа, но и целостное мировоззрение, форма жизненного бытия, способ творческого отношения к жизни. И то лишь значимо, что находится по ту сторону жизни. А реальный мир для них вторичен, он лишь несет отпечатки вечных идей и всей вечности. Язык этой новой поэзии – это язык символистов.

Так, лирика Ф. Сологуба отличается постоянным пессимистическим настроем. Сологуб сотворил собственную мифологию, выражавшую его концепцию бытия: злое начала бытия – Недотыкамка серая, Солнце-Дракон, Змий; избавительница от всемирного зла – подруга-смерть; вместилище мечты – Земля Ойле; Звезда Маир. (читаем стихи)

Андрей Белый, теоретик младосимволистов, полагал, «взаимное соприкосновение искусства и религии, стремление «приблизиться к Мировой Душе» в статье «О религиозных переживаниях» (1903). Представители младосимволистов верили в обновление и перерождение мироздания.

Большое место в их творчестве занимает тема России. Так, у Белого Россия – «сияющая красавица, которую некогда разбудят от сна».

Первый сборник стихов и лирической прозы А. Белого назывался «Золото в лазури». Его интересует покорение вершин («На горах») или полет к солнцу («Золотое руно»), прорыв из действительности в «вечность».

Наиболее ярко выразил идеи младосимволистов А. Блок. Основываясь на традициях В. Соловьева, А. Блок в сборнике «До света» (1898-1900) посвящает много стихотворений теме Вечной женственности. Мифология приоткрывает и наполняет смыслом образ «Вечной Женственности».

Раннее творчество Блока (1091-1904) наполнено эпитетами в честь Прекрасной Дамы: Лучезарное виденье, Таинственная дева, невеста, Величавая Вечная Жена, Святая Царевна, Непостижимая:

О, святая, как ласковы свечи,

Как отрадны твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи.

Но я верю: Милая – Ты.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру. Символисты придали слову многозначность. Поэзия символистов музыкальна и неповторима в своей оригинальности.

2. Задания для самостоятельного анализа текста.

1. Что сближает разные течения модернизма?

2. Что отличает модернизм от реализма?

3. Выпишите и прокомментируйте по статье Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы» определения и творческие принципы искусства символистов.

4. Итог. Домашнее задание.

Ответить на вопросы (стр. 26 -27).

Литература

1. Кормилов С. И. Современный словарь-справочник по литературе. – Москва: Олимп, 2000.

2. Чалмаев В. А. , Михайлов О. Н. , Павловский А. И. и др. ; Русская литература XX века. – Москва: Просвещение, 2005.

3. Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. – М. : Изд-во МГУ. – 1991.

4. Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: учебное пособие. – М. : Флинта: Наука. – 2006.

Метки: Литература