Методическая разработка урока по литературе Тема: Серебряный век русской поэзии
Методическая разработка урока по литературе Тема: Серебряный век русской поэзии
Цели:
1. Познакомить учащихся с понятием «серебряный век» русской поэзии.
2. Развитие речи, абстрактного мышления.
3. Воспитание любви к художественному слову.
Методическая цель: работа над конспектом лекции, беседа, самостоятельная работа.
Оборудование: учебник, статья Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы», иллюстрации, портреты поэтов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели урока.
Ознакомление учащихся с понятием «серебряный век» русской поэзии. Конспектирование основных положений лекции.
3. Работа над новым материалом.
1. Лекция учителя.
Литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение было введено в 1933 г. Н. А. Оцупом. Отечественным «золотым» веком он назвал время Пушкина, Достоевского, Толстого, а идущие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» – серебряным веком.
Та часть художественной культуры России, которая была связана новыми модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом и футуризмом, в литературоведении стала называться «серебряным веком».
Модернизм, как литературное направление, подразумевал новые явления в литературе. Он также объединил ряд литературных течений. В эстетическом плане модернизм отражал пафос «конца тысячелетия», приближающейся неминуемой гибели мироздания, обреченности и упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадентством. Декаденс, как определенный тип сознания, характеризуется настроениями безнадежности и пассивности, неприятием социума и стремлением замкнуться в мире своих собственных переживаний. Примером выражения такого типа настроений могут являться строки К. Бальмонта:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
Школьная программа не дает возможности подробно говорить обо всех представителях поэзии Серебряного века, поэтому, приступая к ее изучению, назовем хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.
Символисты
Декаденты: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус.
«Старшие» символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт. Ф. Сологуб, М. Кузьмин.
«Младшие» символисты: А. А. Блок, А. Белый.
Акмеисты («цех поэтов»): Н. С. Гумилев, С. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Мандельштам.
Футуристы: В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский, И. Северянин.
Судьба литературы Серебряного века полна трагизма: ужас революционных лет и гражданской войны похоронили духовную составляющую ее существования. Сложной оказалась биография многих писателей после октябрьского переворота. Покинули родину Мережковский, Бальмонт, Бурлюк, Северянин, Цветаева, Гиппиус. В годы сталинизма были расстреляны или сосланы в лагеря многие поэты Серебряного века. Погибли Гумилев и Мандельштам. Покончили жизнь самоубийством Есенин, Маяковский, Цветаева.
В течение многих десятилетий эти имена будут преданы забвению.
В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма. «Младосимволисты» вдохновлялись работами Шеллинга, Ницше, философией Соловьева. Эта была не только литературная школа, но и целостное мировоззрение, форма жизненного бытия, способ творческого отношения к жизни. И то лишь значимо, что находится по ту сторону жизни. А реальный мир для них вторичен, он лишь несет отпечатки вечных идей и всей вечности. Язык этой новой поэзии – это язык символистов.
Так, лирика Ф. Сологуба отличается постоянным пессимистическим настроем. Сологуб сотворил собственную мифологию, выражавшую его концепцию бытия: злое начала бытия – Недотыкамка серая, Солнце-Дракон, Змий; избавительница от всемирного зла – подруга-смерть; вместилище мечты – Земля Ойле; Звезда Маир. (читаем стихи)
Андрей Белый, теоретик младосимволистов, полагал, «взаимное соприкосновение искусства и религии, стремление «приблизиться к Мировой Душе» в статье «О религиозных переживаниях» (1903). Представители младосимволистов верили в обновление и перерождение мироздания.
Большое место в их творчестве занимает тема России. Так, у Белого Россия – «сияющая красавица, которую некогда разбудят от сна».
Первый сборник стихов и лирической прозы А. Белого назывался «Золото в лазури». Его интересует покорение вершин («На горах») или полет к солнцу («Золотое руно»), прорыв из действительности в «вечность».
Наиболее ярко выразил идеи младосимволистов А. Блок. Основываясь на традициях В. Соловьева, А. Блок в сборнике «До света» (1898-1900) посвящает много стихотворений теме Вечной женственности. Мифология приоткрывает и наполняет смыслом образ «Вечной Женственности».
Раннее творчество Блока (1091-1904) наполнено эпитетами в честь Прекрасной Дамы: Лучезарное виденье, Таинственная дева, невеста, Величавая Вечная Жена, Святая Царевна, Непостижимая:
О, святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи.
Но я верю: Милая – Ты.
Символизм обогатил русскую поэтическую культуру. Символисты придали слову многозначность. Поэзия символистов музыкальна и неповторима в своей оригинальности.
2. Задания для самостоятельного анализа текста.
1. Что сближает разные течения модернизма?
2. Что отличает модернизм от реализма?
3. Выпишите и прокомментируйте по статье Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы» определения и творческие принципы искусства символистов.
4. Итог. Домашнее задание.
Ответить на вопросы (стр. 26 -27).
Литература
1. Кормилов С. И. Современный словарь-справочник по литературе. – Москва: Олимп, 2000.
2. Чалмаев В. А. , Михайлов О. Н. , Павловский А. И. и др. ; Русская литература XX века. – Москва: Просвещение, 2005.
3. Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. – М. : Изд-во МГУ. – 1991.
4. Минералова И. Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма: учебное пособие. – М. : Флинта: Наука. – 2006.
Метки: Литература