Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема истории в творчестве Пушкина (7 класс)

Тема истории в творчестве Пушкина (7 класс)

К уроку 1.

А) Верите ли вы в то, что:

• после Петровских преобразований Россия вошла в число европейских государств

• интерес писателей, поэтов, всех мыслящих русских людей к своей истории возникает после Пушкина

• основные темы творчества Пушкина – о дружбе и любви

• в зрелый период своего творчества Пушкин обращается к теме истории

• в произведениях, посвященных теме отечественной истории, Пушкина интересуют факты политической и социальной жизни страны в разное время

• прежде всего Пушкин размышляет о роли личности в истории

Пушкин занимался историей не только как поэт, писатель, но и как ученый-историк, писал не только художественные произведения на историческую тему, но и научные труды

Б) Известны ли вам эти имена:

• Михаил Васильевич Ломоносов

• Василий Никитич Татищев

• Николай Михайлович Карамзин

• Петр Первый

• Олег Вещий

• Екатерина Вторая

• Этьен Фальконе

• Бартоломео Карло Растрелли

• Борис Годунов

В) Найдите соответствия (предлагаются распечатки), соедините стрелочками нужные ячейки:

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. «Медный всадник» – его работа

Василий Никитич Татищев (1686-1750)

Варяг, князь новгородский (с 879) и киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи[1] приводится его прозвище, означающее —знающий будущее, провидящий будущее

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

Боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 фактический правитель государства, с 17 февраля 1598 – царь России

Петр Первый (1672-1725)

Русский ученый-энциклопедист, создавший книгу «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого»

Олег Вещий (ум. 912 или 922)

Известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории – «Истории Российской»

Екатерина Вторая (1729-1796)

Императрица всероссийская (1762—1796). Период её правления часто считают золотым веком Российской империи

Этьен Фальконе (1716-1791)

В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744)

Возможный Лжедмитрий I, монах, дьяк Чудова монастыря (в московском Кремле), одно время выполнял секретарские обязанности при патриархе Иове. Около 1601 года бежал из монастыря

Борис Годунов (1552-1605)

Литейщик из металла и скульптор. Автор конной статуи Петра Первого перед Михайловским замком. Отец Бартоломео Франческо Растрелли – строителя Зимнего дворца

Григорий Отрепьев (?-1606)

Известный русский писатель и издатель, историк, автор «Истории государства российского»

Прочитайте текст. Найдите в нем ответы на предложенные в первом задании вопросы. Выделите их.

После петровских преобразований Россия прочно вошла в число европейских государств. Русские путешествовали по Европе, иностранцы путешествовали по России. И русским было очень важно понять то, что объединяет нас с европейцами, с одной стороны, и что составляет нашу самобытность с другой. В попытке ответить на этот вопрос мыслящие русские люди – философы, историки, поэты, писатели – обратились к своей истории.

Сведения об истории Руси можно было почерпнуть из летописей, но многие из них были малодоступны, иногда факты противоречили друг другу. История государства написана к 18 веку еще не была. Ломоносов, Татищев, Карамзин – их труды дали возможность русским людям глубоко понять русскую историю.

А. С. Пушкин с огромным вниманием читал «Историю Государства Российского» Карамзина, вышедшую в 1818 году. Тогда он писал поэму «Руслан и Людмила». Карамзин открыл русскому читателю самобытный мир своей нации, и Пушкин так говорил об этом: «Древняя Россия, казалось, была найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом».

Проблема исторического развития России – одна из важнейших тем творчества Пушкина, особенно в зрелый период. Поэт стремится понять, в чем своеобразие исторического пути России, каковы особенности русского национального характера по сравнению с европейским. В центре внимания Пушкина-историка вопрос о том, какую роль в ходе исторического процесса может сыграть отдельная личность. Он размышляет о том, как способен человек повлиять на исторические, значимые для многих людей и даже для всего государства события, как история отражается на судьбе обыкновенного человека, на судьбе каждого. Пушкин исследует феномен великой личности, сумевшей подчинить себе ход истории, ищет последствия этого насилия над историей. Недаром Петр Первый – один из главных героев его исторических произведений.

В 30-е годы Пушкин занимается непосредственно научными историческими изысканиями, интерес для него представляет тема крестьянского бунта, тайна народного сознания, сила «великого» человека – бунтаря из народа.

Некоторые произведения А. С. Пушкина, посвященные исторической теме:

«Песнь о Вещем Олеге (1822)

«Борис Годунов» (1825)

«Арап Петра Великого» (1827)

«Полтава» (1828– 1829)

«Стансы» (1828)

«Дубровский» (1832)

«Медный всадник» (1833)

«История Пугачева» (1836)

«Капитанская дочка» (1836)

«Сказки» (1830-1834)

«Маленькие трагедии» (1830)

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830)

«История села Горюхина» (1830)

«Рославлев» (1831)

Сравните свои варианты с получившимися. Подчеркните информацию, которая оказалась для вас новой. Также отметьте те произведения Пушкина, которые вы уже читали. Укажите те, которые будут изучаться в 7 классе. Предположите порядок изучения и обоснуйте свой выбор (например, по годам создания или хронологии исторических событий).

К уроку 2-3.

• Читали ли вы текст «Песни о вещем Олеге»?

• Знакомы ли вы с летописным источником сюжета о смерти князя Олега?

• По-разному ли излагают летописец и поэт одну и ту же историю?

• Знаете ли вы о том, кто такие Олег, Игорь, Ольга?

• Знаете ли вы о том, почему Олег назван вещим?

• Знаете ли вы о том, каков жанр произведения? В чем особенности этого жанра?

• Знаете ли вы о том, почему Пушкин, в ту пору еще молодой поэт, заинтересовался столь давним историческим событием, к тому же легендарным?

К уроку 4-5.

• Была ли у вас в жизни ситуация, что до исполнения важного желания или достижения заветной цели оставался всего один шаг?

• Бывало ли у вас так, что совершали какой-нибудь поступок, который сами знали, что он нехороший, неправильный, но он приносил вам определенные выгоды?

• Согласны ли вы с тем, что достижение цели важней средств, которыми она достигается?

• Если бы вы знали, что некто достиг своей цели обманом, нечестно, сказали бы вы об этом?

• Согласились бы вы один раз совершить плохой поступок, с тем чтобы потом на всю жизнь обеспечить себя и свою семью, приносить своей работой пользу другим людям? – этот последний ответ обоснуйте.

1. Прочитайте отрывок из драмы в учебнике, затем предлагаемый текст. Поработайте с текстом, используя прием Инсерт (делая пометки на полях и в тексте):

«Борис Годунов» – произведение, посвященное одному из драматичных периодов русской истории. Прервалась династия Рюриковичей. Русские люди воспринимали это событие как трагедию. Избрав на трон Годунова, человека, не принадлежавшего царской фамилии, русские увидели, что царем может стать не знатный, но умный и практичный человек. Это вызывало честолюбивые замыслы и спровоцировало, в итоге, появление самозванцев.

Пушкин избрал в качестве героя Бориса Годунова – правителя, стремившегося снискать народную любовь и не чуждого государственной мудрости. Именно такой царь позволял выявить закономерность трагедии власти, чуждой народу.

Милости не чувствует народ:

Твори добро – не скажет он спасибо;

Грабь и казни – тебе не будет хуже.

Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра. Но для реализации своих намерений ему нужна власть. А власть дается лишь ценой преступления. Борис надеется, что употребленная во благо власть искупит этот шаг. Но, покинутый народом, Борис, вопреки своим благим намерениям, делается тираном в народном сознании. Здесь переплетаются две трагедии: трагедия власти и трагедия народа.

Царь Борис считает, что искупил свою вину (убийство царевича Дмитрия, впрочем, не доказанного) умелым управлением государством. В этом его трагическая ошибка. Добрые намерения – преступление – потеря народного доверия – тирания – гибель. Преступления Бориса касаются сущностных основ мироустройства Руси и образа мысли и чувств каждого человека. Борис низвергнул царский трон с державных и нравственных высот в пучину мирской суеты. Противоречие заключается в том, что, пренебрегая обычаями, он, достигая власти, хочет быть освящен теми же обычаями.

Появление Самозванца – это и кара за преступление Бориса, и начало духовных исканий, приводящих к изживанию вины, и новое испытание совести.

Пимен – собирательный образ летописца. Свою задачу Пимен видит в том, чтобы правдиво отразить историю. Право нравственной оценки он оставляет потомкам. Образ Пимена замечателен по своей яркости и неординарности. Это один из немногих образов монаха-летописца в русской литературе. Пимен полон святой веры в свою миссию: усердно и правдиво запечатлевать ход русской истории.

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро –

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Пимен был свидетелем смерти царевича Димитрия в Угличе. Он рассказывает подробности случившегося Григорию, не зная, что тот задумал стать самозванцем. Летописец надеется, что Григорий станет продолжателем его дела. В речи Пимена звучит народная мудрость, которая все расставляет по своим местам, всему дает свою строгую и верную оценку.

Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,

Никто тебе не смеет и напомнить

О жребии несчастного младенца –

А между тем отшельник в темной келье

Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда.

Народное восстание в итоге победило. Но Пушкин не заканчивает этим своей трагедии. Самозванец вошел в Кремль, но, для того чтобы взойти на трон, он должен еще совершить убийство. Роли переменились: сын Бориса Годунова, юный Федор – теперь сам «гонимый младенец», кровь которого должен пролить подымающийся по ступеням трона самозванец. Финальная ремарка: «Народ безмолвствует» – символизирует и нравственный суд над новым царем, и будущую обреченность еще одного представителя преступной власти, и бессилие народа вырваться из этого круга.

Народ не может простить Борису нечистую совесть. Своим преступлением он породил смуту в государстве и смуту в душах людей. Забвение совести вносит в нравственную жизнь стихийный хаос. Критерий правды и лжи, совести и бессовестности преобразился и уничтожился. По мысли Пушкина, история таит в себе великие уроки, которые необходимо извлекать, чтобы не повторять ошибки прошлого, чтобы нравственный выбор был осознанным.

2. Вернитесь к вопросам начала урока. Изменились ли ваши ответы? Обоснуйте.

К уроку 6-7.

Предлагаемый для изучения отрывок (полный текст поэмы читается учащимися факультативно; возможно предложить краткое содержание поэмы).

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдается пылкой Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамен,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлен.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!» Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо водит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могущим седоком.

Уж близок полдень. Жар пылает.

Как пахарь, битва отдыхает.

Кой-где гарцуют казаки.

Ровняясь строятся полки.

Молчит музыка боевая.

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

И се – равнину оглашая

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны;

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

И перед синими рядами

Своих воинственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье. . .

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

И с ними царские дружины

Сошлись в дыму среди равнины:

И грянул бой, Полтавской бой!

В огне, под градом раскаленным,

Стеной живою отраженным,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Среди тревоги и волненья

На битву взором вдохновенья

Вожди спокойные глядят,

Движенья ратные следят,

Предвидят гибель и победу

И в тишине ведут беседу.

Но близ московского царя

Кто воин сей под сединами?

Двумя поддержан казаками,

Сердечной ревностью горя,

Он оком опытным героя

Взирает на волненье боя.

Уж на коня не вскочит он,

Одрях в изгнанье сиротея,

И казаки на клич Палея

Не налетят со всех сторон!

Но что ж его сверкнули очи,

И гневом, будто мглою ночи,

Покрылось старое чело?

Что возмутить его могло?

Иль он, сквозь бранный дым, увидел

Врага Мазепу, и в сей миг

Свои лета возненавидел

Обезоруженный старик?

Мазепа, в думу погруженный,

Взирал на битву, окруженный

Толпой мятежных казаков,

Родных, старшин и сердюков.

Вдруг выстрел. Старец обратился.

У Войнаровского в руках

Мушкетный ствол еще дымился.

Сраженный в нескольких шагах,

Младой казак в крови валялся,

А конь, весь в пене и пыли,

Почуя волю, дико мчался,

Скрываясь в огненной дали.

Казак на гетмана стремился

Сквозь битву с саблею в руках,

С безумной яростью в очах.

Старик, подъехав, обратился

К нему с вопросом. Но казак

Уж умирал. Потухший зрак

Еще грозил врагу России;

Был мрачен помертвелый лик,

И имя нежное Марии

Чуть лепетал еще язык.

Но близок, близок миг победы.

Ура! мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Еще напор – и враг бежит. 32

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась

Как роем черной саранчи.

Пирует Петр. И горд и ясен

И славы полон взор его,

И царской пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Краткое изложение поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

«Богат и славен Кочубей,/Его луга необозримы», он владеет многими сокровищами, но главное богатство Кочубея – его дочь Мария, равной которой нет во всей Полтаве. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман Мазепа шлет за ней сватов. Гетман уже стар, но в нем кипят чувства, не переменчивые чувства молодости, а ровный жар, который не остывает до самой смерти.

Родители Марии в негодовании, они возмущены поведением старца, ведь Мария – крестница гетмана. Мать Марии говорит, что Мазепа нечестивец, что о замужестве не может быть и речи. Слыша это все, Мария падает без чувств. Два дня Мария не может прийти в себя, а на третий день исчезает. Никто не заметил, как она скрылась, лишь один рыбак слышал ночью конский топот.

Скоро до Кочубея дошла страшная весть о том, что его дочь бежала к Мазепе. И Кочубей замыслил план мести гетману. В борьбе со шведским королем Карлом XII Русь окрепла. Украина волновалась, много находилось сторонников древней вольности, которые требовали от гетмана, чтобы он разорвал договор с Россией и сделался союзником Карла, но Мазепа «молве, казалось, не внимал» и »оставался/Послушным подданным Петра».

Молодежь роптала на гетмана, мечтая, объединившись с Карлом. Но никто не ведал тайных планов коварного и мстительного Мазепы. Давно он вынашивает план измены, никому не открывая его, но тайные его помыслы постиг оскорбленный Кочубей и задумал отомстить за оскорбление дома, открыв Петру планы изменника. Когда-то Кочубей с Мазепой были друзьями и поверяли друг другу свои чувства, тогда приоткрывал свои замыслы Мазепа, но теперь между ними обида, которую простить не может Кочубей. Дух мести поддерживает в нем и жена. Теперь нужен только надежный человек, готовый, не робея, положить к ногам Петра донос Кочубея на гетмана.

Такой человек нашелся среди полтавских казаков, когда-то отвергнутый Марией, но по-прежнему любящий ее даже в ее позоре и ненавидящий ее соблазнителя. Он отправляется в путь с зашитым в шапке доносом Кочубея на изменника-гетмана. Мазепа же, не подозревающий о страшной опасности, плетет политическую интригу, ведя переговоры с посланником иезуитов, возмущая казаков на Дону, поднимая против Москвы Крым, Польшу и Турцию. И вот посреди этих коварных забот русские вельможи переслали ему донос на него, писанный в Полтаве и оставленный Петром без внимания. Оправдываясь перед Петром и убеждая его в своей верности, Мазепа требует казни доносчиков, казни отца своей возлюбленной. Мария же самозабвенно любит Мазепу и презирает молву. Лишь иногда ею овладевает печаль при мысли о родителях. Но она не знает еще того, что знает уже вся Украина, страшная тайна от нее скрыта. Мазепа подвергает Марию страшному испытанию: он спрашивает, кто ей дороже – отец или супруг? И желанный ответ получен.

«Тиха украинская ночь». В старом замке в Белой Церкви сидит в башне окованный Кочубей и ждет казни, которой не боится – его гнетет позор, потеря чести. Он отдан царем на поругание врагу, не имея возможности никому завещать свою месть обидчику. Открывается дверь его темницы, и входит кровожадный Орлик. Мазепе известно, что Кочубей спрятал сокровища, и Орлик пришел узнать, где они таятся. Кочубей отвечает, что его сокровищами были его честь, честь дочери, но эти сокровища отняты пыткой и Мазепой, а третий клад – святую месть – он готовится снести Богу, Орлик допытывается, где спрятаны деньги, но безуспешно, и Кочубея отдают в руки палачу.

Мария, ласкаемая Мазепой, еще не знает об ужасной судьбе отца, и Мазепа содрогается от мысли, что будет с ней, когда все откроется. Он раскаивается, что прельстил ее, что попытался впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Оставя сидящую в неведенье Марию, мучимый сомнениями, Мазепа выходит из дворца.

На рассвете в покой, где спала Мария, прокралась ее мать и открыла дочери страшную весть. Мать не может поверить, что дочери ничего не известно, она просит Марию пасть к ногам Мазепы и умолить его пощадить отца. Не в силах перенести душевные муки, Мария лишается чувств.

На месте казни собралась огромная толпа. На телеге привезли осужденных Кочубея и Искру. Мученики всходят на плаху, палач рубит им головы и, держа за чубы, показывает толпе. Когда место казни уже опустело, прибегают две женщины, но, увы, они опоздали. Вернувшись домой после ужасной казни, Мазепа находит светлицу Марии пустой. Он отправляет казаков на поиски, но все тщетно: никто нигде не видал Марию.

Душевная печаль не мешает гетману осуществлять свои политические замыслы. Продолжая сношения со шведским королем, Мазепа притворяется смертельно больным, но проворно встает со смертного одра, когда Карл переносит военные действия на Украину. Теперь Мазепа ведет полки против Петра. Петр сам ведет дружины к Полтаве, и вот две армии стали друг против друга, готовые к утреннему сражению. Ночью перед сражением Мазепа беседует с Орликом и говорит о своем разочаровании в Карле, который не кажется ему государственным мужем, могущим тягаться с самодержавным великаном. Орлик отвечает, что еще не поздно перейти на сторону Петра, но Мазепа отвергает это предложение и открывает причину своей ненависти к русскому царю. Когда-то на пиру в ответ на смело сказанное слово Петр схватил Мазепу за усы. За это оскорбление и поклялся отомстить Петру Мазепа.

Утром начинается Полтавское сражение, в котором боевое счастье служит русским войскам. Воодушевленные появлением Петра, русские полки теснят шведов. Мазепа молча наблюдает за битвой, и вдруг позади него раздается выстрел. Это Войнаровский сразил мчавшегося с саблей на Мазепу молодого казака, который, умирая, прошептал имя Марии.

Закончилась битва, пирует в своем шатре Петр «и за учителей своих/Заздравный кубок подымает», но нет среди пирующих Карла и Мазепы. Они скачут верхом, спасаясь от преследования. Внезапно хутор, мимо которого мчатся беглецы, пугает Мазепу: он узнает место, где некогда пировал и откуда вывел темной ночью в степь Марию. Беглецы ночуют в степи на берегу Днепра, как вдруг кто-то окликает Мазепу в ночной тиши. Он открывает глаза и видит Марию. Она в рубище, с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Мария лишилась рассудка. Она не узнает Мазепу, говорит, что это кто-то другой, и скрывается в ночной темноте. Утром Карл и Мазепа скачут далее.

Минуло сто лет, и лишь Петр остался в истории, но не осталось даже памяти о Мазепе и Марии.

Сюжет и герои поэмы А. С. Пушкина «Полтава»

Богатство и разнообразие картин поэмы подчинены организующему центру. Поэма А. С. Пушкина построена вокруг одного героя – Мазепы. Его любовь и честолюбивые замыслы связывают в единый узел две сюжетные линии: любовную, «романтическую» и «политическую». И все-таки поэма называется не «Мазепа», а «Полтава», потому что она развертывает перед читателем общую страницу истории России и Украины. В основу произведения положено не событие из личной жизни, а событие, имеющее историческое значение – Полтавское сражение. Мазепа не единственный персонаж поэмы, он показан во взаимодействии с другими героями: тут и Мария, и Кочубей, и Орлик, и Карл, и молодой казак, влюбленный в Марию и множество других вымышленных и исторических лиц. Особое место занимает Петр I. Прошлое Пушкин раскрывает через живые человеческие судьбы, характеры. Поэтому большое место занимает лирическая тема, тема необычной любви юной Мариии старого гетмана Мазепы. Но эта тема отступает на второй план по сравнению с главной темой – героизацией Петра как полководца.

В любовно-семейной сюжетной линии Мазепе противопоставлены Мария, Кочубей, мать Марии, молодой казак; в политической и военной линии сюжетной линии – Петр и Карл.

Мазепа осужден в поэме. Это осуждение объясняется не только его коварством, злобой, холодным безразличием. Ведь и Кочубей коварен по отношению к Мазепе, и он беспощаден в своей мести за «поруганную дочь». Между тем Кочубей предстаёт в поэме как положительный герой. Это объясняется тем, что донос Кочубея Пушкин оценивает как государственно-прогрессивный поступок, а его месть оправдана чувством рода, семьи, гражданина. Осуждение Мазепы подчеркнуто противопоставлением ему Петра.

Петр выступает в поэме как идеальный военачальник. Его победа предрешена заранее. Она предчувствуется во всем облике Петра уже в начале битвы. Сила Петра и правда его в том, что он творит общегосударственное дело. Для Петра и его войска битва – тяжёлый, но необходимый для России труд, подобный труду пахаря («Как пахарь, битва отдыхает»). Петр обращается к воинам так, как приступают к работе: «За дело, с Богом». Петр окружен «товарищами, сынами», которые видят в нем вождя. Мазепа, наоборот, одинок, потому что цель его – личное самоутверждение. Он чужд «юности удалой», украинским бунтарям, осуществляет свой замысел без них, путем заговора, интриг. В изображении Пушкина Мазепа – преступник, преследующий личные, корыстные цели, он хочет оторвать Украину от России, ведет переговоры с иезуитами, мечтает даже о троне, и народ не поддерживает его.

Рядом с Мазепой в противопоставлении Петру дан в «Полтаве» и Карл. Но он противопоставлен и Мазепе. Пушкин не скрывает личной храбрости Карла. Он «герой»: после боя его место было бы среди «гостей» и «учителей» Петра, тогда как изменнику Мазепе место лишь на плахе. Но Карл ведет захватническую войну, у него нет народно-полезных целей, он действует из честолюбивых соображений, отсюда и его слабость перед боем. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл («Венчанный славой бесполезной, отважный Карл скользил над бездной»).

Художественное своеобразие поэмы «Полтава» состоит в слиянии исторических и семейно-бытовых событий в единый поток повествования. Романтическая поэма перерастает в национально – героическую эпопею.

(По книге Г. А. Гуковского «Пушкин и проблемы реалистического стиля»)

К уроку 8-9.

«Чтение с остановками», с использованием в качестве иллюстративного материала соответствующих слайдов презентации (33-41).

История двух памятников Петру Первому

Еще при жизни императора за сооружение монумента Петру взялся Бартоломео Карло Растрелли. Он представил два проекта, но после смерти Петра идея была заброшена. Отливка началась лишь в 1743 году, закончена – в 1755 (дело отца продолжил сын), но пьедестала так и не было.

В 1762 году на российский престол взошла Екатерина Вторая, положив конец череде дворцовых переворотов и смут, во время которых была забыта возникшая ещё сразу после смерти Петра (1725) идея сооружения монумента знаменитому преобразователю России. На другой же день после воцарения Екатерины её приближенные заговорили о монументе, но не о петровском, а новом. Почему возникла такая идея?

Свой проект предлагал даже М. В. Ломоносов. Однако сама Екатерина воспротивилась этому предложению, сославшись на необходимость сооружения памятника Петру. Какими соображениями руководствовалась Екатерина?

Умная императрица понимала, что, утверждая память Петра, превознося его заслуги перед государством, она тем самым приобретала популярность в России и за ее пределами как поборница просвещения и высокой справедливости, наследница реформаторской деятельности Петра. И укрепляла в итоге свой собственный авторитет.

Почему спустя полвека Петровская эпоха вызывала такое почтение? В середине 18 века образ Петра был уже овеян легендами. Противники его ушли в небытие, варварские способы утверждения нового были забыты, главным содержанием эпохи стал её созидательный характер. Мечты о могуществе и величии России сбывались.

Идеи памятника Растрелли были отвергнуты: обращаясь к античности, классицизм презрительно отворачивался от наследия барокко. Екатерина подарила памятник своему фавориту Потемкину, и работа долгое время хранилась в амбарах Таврического дворца. И только сын Екатерины Павел по восхождении своем на престол заказал сооружение пьедестала русскому архитектору Волкову, и в 1800 году памятник был установлен у Михайловского замка. Как можно объяснить действия Павла, зная, что с матерью у него были очень сложные отношения?

И все же памятник Фальконе заставил надолго забыть о работе Растрелли, стал одним из символов города, к воплощенному в нем образу обращались многие мыслители, писатели, поэты…

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла. Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, 6 сентября 1766 года Фальконе не раздумывая подписал.

Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше. Почему он не раздумывал?

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России – Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве. Почему именно там?

Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И. И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом. Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

В чем видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати? «Я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны. . . Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых трудностей», – писал Фальконе.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

В 1775 году началась отливка памятника. Работами руководил литейщик Емельян Хайлов. При отливке расплавленный металл, прорвав форму, хлынул наружу и вызвал пожар. Все бросились бежать, и только Хайлов не поддался общей панике и, рискуя жизнью, сбил пламя и исправил форму. К 1777 году все основные работы по созданию монумента были окончены. Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. На церемонии присутствовало несколько тысяч зрителей, но среди них не было самого скульптора. Как вы думаете, почему?

За четыре года до открытия памятника у Этьена Фальконе возникли разногласия с императрицей, и скульптор был вынужден покинуть Россию. Екатерина на торжественное открытие монумента скульптора не пригласила и приписывала все заслуги по созданию памятника только себе. Об этом должна была напоминать и надпись на пьедестале – какая? «Петру I Екатерина II».

Метки: Литература