Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Кейс по теме ` Сонеты` 8 класс

Кейс по теме ` Сонеты` 8 класс Новые принципы компетентностно – ориетированного образования требуют новых методов обучения. Всё чаще используется кейс-метод обучения, который позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – включает элементы творчества и подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. В процессе обучения кейс выступает как объект изучения и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Суть кейс-метода в том,что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями,навыками и умениями.

Кейс-метод– это новая технология. Но в методическом контексте представляет собой сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование,системный анализ, проблемный метод, методы описания и классификации, игровые методы.

Главным условием использования кейс-метода в обучении является наличие противоречий, на основе которых формируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения.

В данном кейсе заложены следующие противоречия:

– Между известными и новыми для учеников фактами

– Между новыми условиями использования своих знаний, т. е. поиск путей применения знаний на практике,

которые станут основой для формирования проблемных ситуаций,задач, практических заданий.

Данный кейс полностью готов к работе и опробован на уроках литературы в 8 классах. Результатом уроков стало то, что у учащихся пробудился интерес к жанру сонета как к части зарубежной литературы, также были выполнены творческие задания и сделаны выводы о влиянии западноевропейской литературы на русскую литературу 18 века.

Учитель может добавить любой необходимый материал по собственному усмотрению, изменить задания, использовать другие тексты.

Поэтапная работа с кейсом:

  1. Самостоятельная работа учащихся с кейсом.
  2. Проверка усвоения изученного материала
  3. Коллективная(групповая) работа детей: обмен идеями, выполнение заданий

4. Выполнение творческого задания.

5. Выработка решения

На предыдущем уроке начата работа по изучению традиций зарубежной литературы, оказавшей большое влияние на русскую литературу конца 18-го – начала 19-го в. в. ; перед учащимися поставлена задача( в подготовленном классе целеполагание делают учащиеся) – изучение малого жанра сонета, его особенностей по содержанию и композиции с целью подготовки к изучению сонетов А. С. Пушкина, В. Брюсова и продолжения изучения традиций в русской литературе.

Первый этап кейс-метода.

Сонет – стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже – на 2 рифмы.

Сонет (итал. sonetto, от итал. sonare – звучать) впервые появился в итальянской поэзии в середине XIII в. , а его создателем считают поэта Якопо да Лентини. Стихотворения в форме сонета активно сочиняли поэты школы «сладостного нового стиля», Данте Алигьери дал много образцов сонетов в книге «Новая жизнь», которая сделала известным имя автора.

Все помыслы мне о любви твердят,

Но как они несхожи меж собой:

Одни влекут своей добротою,

Другие мне неистово грозят,

Одни надеждой сладостной дарят,

Другие взор не раз темнят слезою;

Лишь к Жалости согласною тропою

Стремит их страх, которым я объят.

За кем идти, увы, не знаю я.

Хочу сказать, но что сказать – не знаю.

Так средь Любви мне суждено блуждать.

Когда ж со всеми мир я заключаю,

То вынужден я недруга призвать,

Мадонну-Жалость, защитить меня.

Высшего пика развитие итальянского сонета достигло в XIV в. в лирике Ф. Петрарки( учебник, стр. 101)

Настолько безрассуден мой порыв,

Порыв безумца, следовать упорно

За той, что впереди летит проворно,

В любовный плен, как я, не угодив, -

Что чем настойчивее мой призыв:

"Оставь ее!" – тем более тлетворна

Слепая страсть, поводьям не покорна,

Тем более желаний конь строптив.

И, вырвав у меня ремянный повод,

Он мчит меня, лишив последней воли,

Туда, где лавр над пропастью царит,

Отведать мне предоставляя повод

Незрелый плод, что прибавляет боли

Скорей, чем раны жгучие целит.

К этой форме позднее обращались Микеланджело, Дж. Бруно, Т. Тассо. Итальянский сонет (или классический, в Западной Европе его также иногда называют «петрарковским») состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже – cde edc

Повлиял сонет и на лирику Франции. В середине XVI в. П. де Ронсар и Ж. Дю Белле, ориентируясь на традиции Петрарки, создают несколько сборников сонетов, и форма приобретает популярность.

В середине XVI в. сонет появился и в английской поэзии. Его первые образцы создал Т. Уайатт, неоднократно использовавший схему рифмовки abba abba cdd cee. В тот же период под его влиянием стал сочинять сонеты Г. Ховард, граф Суррейский, который испробовал разные схемы рифмовки и до того «расшатал» строгую форму, что она приобрела вид abab cdcd efef gg. Эту упрощенную форму популяризировал своим сборником «Сонеты» и сделал образцовой У. Шекспир, поэтому ее называют английским (или «шекспировским») сонетом.

Сонет У. Шекспира (№130)

Несхожи с солнцем очи госпожи;

Коралл пунцовый уст ее красней;

Снег бел—она смугла (не надо лжи!),

Из черных нитей сеть волос у ней.

Я видел много роз, и их не счесть,

Но на щеках ее не вижу их;

На свете много благовоний есть

Нежней дыханья уст ее живых;

Я речь ее люблю, но никогда

Не усомнюсь, что музыка – милей;

Пусть поступи богинь я не видал —

Моя царица ходит по земле.

И все ж другой такой мне не сыскать,

Ей лживые сравненья не под стать.

В России первый сонет был написан в 1735 году В. К. Тредиаковским (поэт–силлабист перевел стихотворение француза Ж. де Барро хореизированным 13–сложником). Первые силлабо–тонические сонеты принадлежат А. П. Сумарокову. Многочисленные образцы сонетов Сумарокова и Ржевского, созданные по модели французского сонета, повлияли на широкое распространение формы.

Каноническая форма получила развитие в русской лирике XIX в. Трижды обращался к сонету А. С. Пушкин.

Поэты середины XIX в. обращались к форме сонета не столь часто, однако она имела своих приверженцев. Регулярно сочинял сонеты А. А. Фет.

В начале ХХ в. популярность сонета в русской поэзии достигла апогея. Он стал одним из центральных жанров в лирике символизма (особенно у Брюсова, Сологуба, Иванова, а также Бальмонта, составившего из сонетов сборник «Сонеты солнца меда и луны»). Неоднократно к форме сонета прибегал А. А. Блок , получили признание сонеты И. А. Бунина

Правила сонета таковы:

Стихотворение должно состоять ровно из 14 строк. Обычно их группируют в строфы таким образом, чтобы первые восемь стихов были отделены от следующих шести (8+6, 4+4+6, 4+4+3+3, реже – 4+4+4+2). Начальные восемь строк обязательно должны содержать две цепи сквозных рифм, при этом рифмовка первого катрена обязательно должна повторяться во втором (abab abab или abba abba).

Так как классическими считаются итальянские и французские образцы сонета, написанные силлабическим стихом, поэтам, пишущим силлабо–тонические сонеты, следует подбирать размеры, соответствующие силлабическим формам образцов. В русской поэзии итальянскому 11–сложнику соответствовал 5–стопный ямб, французскому 12–стожнику – ямб 6–стопный.

Поэты XVIII в. ориентировались на французские образцы.

Поделенный на катрены и терцеты сонет должен иметь строгую тематическую композицию. Если сонет лирический, его части должны следовать одна за другой в порядке: сомнение, утверждение, вывод, обобщение

в 1–м катрене автор может сообщить читателям о намерении изобразить огонь, а слово «огонь» употребить в прямом значении;

во 2–м катрене он развернет описание действий и свойств огня;

в 1–м терцете поэт, используя слово «огонь» в переносном значении, может совершить поворот к теме, на первый взгляд, совершенно иной и описать возникновение чувства любви в душе человека;

тогда во 2–м терцете он прямым сравнением любви и огня свяжет две темы воедино.

Сонет должен заключаться «сонетным замком». «Замок» обычно располагается в двух последних строках, реже – в одной. В лирическом стихотворении – это фраза, содержащая парадокс, неожиданный вывод. В «замке» лиро–эпического сонета автор должен привести сюжетное действие к неожиданной развязке. Как правило, малый объем замка определяет емкость, афористичность финальной фразы. Особый смысловой акцент падает на последнее слово в «замке»: оно является «ключевым» и часто уточняет смысл всего сонета.

Эти основные правила показывают, что форма сонета – строгая. Однако «правильных» сонетов в русской и других европейских литературах значительно меньше, чем сонетов «неправильных». К появлению новых разновидностей сонета приводила также перемена количества строк и строф в стихотворении.

Второй этап кейс-метода

Проверка усвоения изученного материала. Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными ( устный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам)

Вопросы для фронтального опроса:

1) С какой целью мы начали изучать жанр «сонеты»?

(Проследить на примере сонетов, как западноевропейская литература влияла на

русскую литературу).

2) К какому роду литературы относится этот жанр? Почему?

3) Какова основная тематика сонетов? (В основном, любовь. Но это совершенно не обязательно. )

4) Мы должны помнить, что главное для сонета – это композиция, строгое построение.

Назовите, как строится сонет. (14 строк: 2 четверостишья, катрена; 2 трёхстишья, терцета).

5) Назовите создателей жанра сонета.

Третий этапы кейс-метода.

1) Прочитайте в кейсе сонет Данте1. Определите тему произведения.

2. При построении данного жанра немаловажную роль играет логическая (смысловая) цепочка, которая не должна разрушаться. Определите по содержанию каждой строфы последовательность построения логической цепочки: (сомнение, утверждение, вывод, обобщение)

2) Найдите « сонетный замок» в произведении У. Шекспира( сонет №130)Объясните благодаря ему смысл всего сонета.

3) Выпишите выразительные средства языка, использованные Шекспиром в 23 сонете (по учебнику стр. 103):

эпитеты;

сравнения;

слова высокой лексики (экспрессивно окрашенные); подберите к ним с помощью словаря лексические синонимы;

метафоры.

4) Прочитайте Стихотворение А. С. Пушкина « Мадонна». Докажите, что это сонет. Какие правила сонета нарушил русский поэт? Сделайте выводы.

МАДОННА

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

1830

5) Познакомьтесь с сонетом В. Брюсова « Игорю Северянину». К группе « правильных» или « неправильных» сонетов он относится? Почему?

Игорю Северянину. Сонет-акростих с кодою

И ты стремишься ввысь, где солнце – вечно,

Где неизменен гордый сон снегов,

Откуда в дол спадают бесконечно

Ручьи алмазов, струи жемчугов.

Юдоль земная пройдена. Беспечно

Свершай свой путь меж молний и громов!

Ездок отважный! слушай вихрей рев,

Внимай с улыбкой гневам бури встречной!

Еще грозят зазубрины высот,

Расщелины, где тучи спят, но вот

Яснеет глубь в уступах синих бора.

Назад не обращай тревожно взора

И с жадной жаждой новой высоты

Неутомимо правь коней,— и скоро

У ног своих весь мир увидишь ты!

(1912)

Во время обсуждения дети получают информацию об акростихах.

Четвертый этап

Сочините сонет или акростих о сонете.

Пятый этап кейс-метода

Докажите на примере жанра сонета, что западноевропейская литература стала одним из истоков формирования литературных традиций в русской литературе 18 века.

Литература

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890–х – 1925–го годов в комментариях. М. , 1993. С. 208

Гаспаров М. Л. Сонет // Энциклопедический словарь юного литературоведа. М. , 1988. С. 318

Гражданская З. Т. От Шекспира до Шоу. Книга для учащихся. Москва, «Просвещение», 1989.

Кутузов А. Г. В мире литературы. 8 кл. : Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учебных Заведений. М. : Дрофа, 1999.

Томашевский Б. В. Пушкин. Работы разных лет. М. , 1990. С. 343

Метки: Литература