Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

патриотическое воспитание на уроках литературы в старших классах

патриотическое воспитание на уроках литературы в старших классах Современная ситуация развития российского общества определяется как кризисная, что с точки зрения воспитания подрастающего поколения связано с потерей нравственных ориентиров.

Превращение России из супердержавы во второразрядную страну нанесло удар по национальному достоинству, патриотическим и гражданским чувствам населения, выросшего в атмосфере гордости за свою державу. Навязывание средствами массовой информации стереотипов западной идеологии: эгоизма вместо коллективизма, быстрой наживы вместо трудового заработка, агрессивной предприимчивости вместо трудовой активности, разврата, культа насилия вместо любви и дружбы, «массовой культуры» вместо высокохудожественной классики – привело к примитивности в чувствах и мышлениях наших граждан, а особенно наиболее ранимых, молодого поколения.

Но в последние годы все ощутимее проявляется тенденция устойчивого роста интереса молодежи к далекому и недавнему прошлому нашего Отечества, и прежде всего к героическим страницам его истории. Это позволяет нам говорить о том, что в молодежной среде идет хотя спонтанный, но все же поиск нравственных и духовных ориентиров. Помочь разобраться молодому поколению в реалиях нашего времени, воспитать гражданственность, патриотизм, доброжелательность и чуткость – одна из задач современной Отечественной литературы, литературы 90-х годов и нашего времени.

1. Проза о Великой Отечественной войне

Бой гремит по всей моей Отчизне,

Бой гремит у самого крыльца.

В. Артемов

Современная литература о Великой Отечественной войне вводит читателей в социальные, гражданские, нравственные проблемы современности через осознание духовного опыта старших поколений. И в то же время военная тема до боли чувствительна именно к идейному состоянию современного общества и становится очень точным выразителем того, что в этом обществе происходит.

У авторов новой военной прозы – новые отношения к войне. Никто из героев, пришедших на войну с патриотическим чувством, не нашел в ней никакого ценного смысла. Независимо от провозглашения целей, исхода сражений, идеологически война проиграна – ее нельзя оправдать. Это чисто современная, сравнительно недавняя концепция войны новая для нас, старшего поколения, со школы привыкших видеть в ней высокий подвиг, гражданское мужество и патриотизм.

Примечательны произведения уже известных классиков современной литературы Виктора Астафьева (роман «Прокляты и убиты» 1994 год) и Георгия Владимова «Генерал и его армия», который был удостоен Букеровской премии в 1995 году.

Эти нашумевшие в свое время произведения буквально «раскололи надвое» и литературно-критическое сообщество, и историков, и читателей. Одни обвиняли авторов в «очернении славных страниц нашей истории», «клевете на Советскую армию и ее военачальников». Другие считали, что авторы написали о войне пусть и горькую, но правду.

Роман «Прокляты и убиты» читается тяжело, с большим эмоциональным напряжением. Русские солдаты, штурмующие высоты на берегах Днепра в 1943 году, прокляты, потому что «соучаствовали в грехе защиты греховного государства». «Прокляты и убиты» – это роман – предупреждение ныне живущим, нацеленный не только напомнить о пережитом, почувствовать чужую боль, как свою, но и извлечь урок из прошлого, найти противоядие от повторения этого ужаса.

В романе Георгия Владимова «Генерал и его армия» через все повествование проходят, взаимодействуя между собой, мотивы народной войны и русского национального характера. Автору удалось соединить верность традициям классического русского реализма с полнотой исторического значения прошедшей эпохи. В одном из эпизодов романа генерал Гудерман, сидя в Ясной Поляне за столом Льва Толстого, размышляет о загадке русского характера. Он не может понять поступка Наташи Ростовой, как не может найти объяснения происходящему в новой войне: он не учитывает, что русские, так пострадавшие от большевизма, защищают в этой войне не Сталина и сталинский режим, а Родину и независимость своей страны. Ключевой в романе является авторская фраза о том, что после памятной речи Сталина в 1941 году фашистской Германии противостояла не советская идеология с ее усилением классовой борьбы, а вся Россия. Любовь к Родине как к святыне выше политики! Любовь к Родине у Астафьева и Владимова – не в пышной фразе, а в готовности за нее умереть, и не на словах, а на деле. Разве это не проявление истинного патриотизма?

2. Проза о чеченской кампании

Жжет нас память

И мучает совесть

Того, у кого она есть.

В. Высоцкий

Последние войны, афганская и чеченская, не говоря уже о других многочисленных межнациональных конфликтах на территории бывшего Союза, подвели современного человека к мысли о драгоценной необходимости мира, сориентировав его не на победу над очередным врагом, а на одоление войны как таковой. Нужно ли изображать жестокость прошедших войн? Ведь многие сцены заставляют испытать боль в сердце, леденят душу.

Современные прозаики Аркадий Бабченко, Владимир Маканин, Александр Проханов не пишут о жестокости, они пишут правду, а правда жестока. И если она способна потрясти читателя, развеять его равнодушие – произведение написано не зря.

Повесть «Чеченский блюз» А. Проханова повествует о штурме города Грозного в декабре 1995 года, намеченном на новогоднюю ночь. По замыслу военачальников, войска должны были внезапно войти в город, вытеснить Дудаева и установить контроль над нефтяными кампаниями. Главный герой повести, капитан Кудрявцев, первым был отдан в жертву бездумному приказу. Рота Кудрявцева, расстрелянная и сгоревшая, навеки осталась лежать в чужом городе, на чужой Родине. Капитан один остался в живых, все его солдаты и помощники были мертвы. Страшные сцены страдания, смертей невозможно спокойно читать.

Другой герой повести – известный столичный банкир, влиятельный предприниматель Бернер. У него одна цель – коммерческая, ведь чеченская нефть дает хорошую прибыль. Он с размахом отмечает новый год в Москве, в бизнес-клубе, предвкушая скорую победу. Ему нет дела до тех молодых солдат, которые гибнут при штурме Грозного. Он думает о деньгах и власти. Такие «лжепатриоты» безразличны к своему народу и Родине, они ничего не делают и не желают делать во благо России. Формально – они граждане своей страны, но больше напоминают сыновей, забывших и бросивших родителей.

Повесть «Чеченский блюз» значима как протест против бездумной чеченской кампании и обличает не только конкретную войну – это проклятие войны как таковой. Проханов осуждает высоких военачальников, бездумно отправивших своих солдат в бой и на чужих смертях наживших славу героя. Автор осуждает не только власть, но и весь гражданский, далекий от войны мир. Повесть вынуждает каждого живущего вдали от тягот войны задуматься над хрупкостью человеческой жизни и покаяться за то, что не смогли остановить эту бойню, воспрепятствовать бессмысленному уничтожению людей.

Любовь к Родине спасает человека от одиночества и объединяет его с другими людьми – соотечественниками. Если он узнает или ему внушат, что стране грозит опасность, в нем пробудится стремление защищать свое Отечество. Проблема только в том, что, идя на войну, солдат соглашается не только подвергнуть опасности свою жизнь, но и убить другого человека. И чтобы преодолеть внутреннюю преграду, гласящую «не убий», внушается, что этот другой – враг, и поэтому его можно убить. И вот патриотизм, который вначале был объединяющим чувством, становится уже разъединяющим оружием на «своих» и «чужих».

Что же делает с человеком война? – вот проблематика повести молодого писателя Аркадия Бабченко, Лауреата премии 2001 года в номинации «За мужество в литературе». Повесть называется «Алхан – Юрт».

Герой вместе с сослуживцами послан сопровождать боевиков на болоте у Алхан-Юрта, чтобы они не вырвались из окружения. После долгого ожидания между солдатами и боевиками начинается перестрелка. Герою повести, Артему, кажется, что он видит в одном из домов вражеского стрелка. И вот наши бьют в указанный Артемом дом, разнося его в щепки. Бой заканчивается… Но по прошествии некоторого времени Артем случайно узнает, что в том бою он совершил невольное убийство: в доме, оказывается, прятались старик чеченец и его восьмилетняя внучка. Девочку сразу убило, а старик умер в больнице. Все это так потрясло Артема, он испытал такие муки совести, что решил покончить жизнь самоубийством.

Нет, он остался жить. Но это происшествие навсегда убило в нем нормального человека. «А после этого ему не забыть никогда. Умер он здесь. Человек в нем умер, скончался вместе с надеждой в Назране. И родился солдат. Хороший солдат – пустой и бездумный, с холодом внутри и ненавистью на весь мир. Без прошлого и будущего. Но сожаления это не вызывало. Лишь опустошение и злобу», – пишет А. Бабченко.

Действительный смысл такого сюжета – не вина героя, а беда войны. Ужас и противоестественность войны, ее античеловечность состоят как раз в том, что она взрывает главные заповеди человеческого бытия. «Да будь ты проклята!» – восклицает герой, а вместе с ним и автор, обращаясь к войне.

Героем новой прозы часто выступает не героическая личность. Главный персонаж – человечен, чувственно воспринимает происходящее. Об этом повесть Владимира Маканина, Лауреата Государственной премии России 2000 года, «Кавказский пленный» (1994 год).

Маканин открыто обращается к традициям русской классики 19 века. Само название повести указывает на поэму Пушкина и написанные под его влиянием тексты Лермонтова и Толстого. На фоне кавказской войны разворачиваются почти такие же события, только не кавказцы берут в плен русского и не прекрасная черкешенка влюбляется в него, а русский солдат Рубахин берет в плен юношу – кавказца и очарован его невыразимой красотой. «Опасная эта красота» вызывает у главного героя странные чувства, которые обычно испытывает мужчина к женщине. Нет, это не извращенность, не проявление нетрадиционной ориентации героя, это восхищение красотой, поклонение ей. К сожалению, красота не спасла мир. Боясь за свою жизнь, в минуту опасности, Рубахин забывает о чувствах и убивает юношу, которого только что жалел. Эта бездушная красота превращается из спасительной в губительную, в герое просыпается животный инстинкт самосохранения.

Да, война убивает в человеке все самое лучшее, чистое, гуманное. Солдат идет на войну защищать свою страну, своих родных, близких, не подозревая о том, что сам он – страшная жертва этой нелепой бойни.

3. Проявление неофашизма в России

Тот, кто вчерашнюю жертву забудет,

Может быть, завтрашней жертвою будет.

Е. Евтушенко

В наше время объективные и субъективные процессы существования обострили национальный вопрос, и патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. «Россия для русских» – этот лозунг мы слышим в последнее время, к сожалению, из уст молодежи. Это опасная тенденция в развитии нашего общества. Наглядная картина различных форм проявления неофашизма в России в начале 2000-х годов представлена в романе Полины Дашковой «Приз» (2004 год).

Владимир Приз, молодой человек, обучающийся в театральном училище, является руководителем спортивной секции «Викинги». Вместе со своими друзьями детства Михой и Серым, людьми ограниченными, он организует три сотни «дрессированных пацанов» от двенадцати до двадцати лет, в основном из неблагополучных семей. Настораживает система подготовки в спортивной секции. От простого накачивания мышц, стрельбы по фонарным щитам, избиения тряпичных чучел – к убийству бомжей, алкоголиков, наркоманов. Этот переход от неживых мишеней к живым происходит легко и естественно. Во время занятий к ним забрел оборванный бомж неславянской внешности. Резвящаяся молодежь с криком «Жид!» набросилась на него. «Минут через двадцать вместо бомжа на примятой траве лежал неподвижный комок тряпья, окровавленный и заплеванный». Тело бомжа утопили в болоте. Затем на лесную поляну, где обычно проходили тренировки, приводили бомжей, алкашей, даже старуху. Тела убитых сжигали, закапывали, порой жертвы сами себе рыли яму для погребения. Страшную жестокость детей и молодежи Приз оправдывал, называя жертвы «людьми-лютиками», «вонючими отходами жизнедеятельности общества», на которые не следовало бы тратить государственные деньги. Материальная заинтересованность «пацанов» тоже играет свою роль: Приз часть денег от продажи оружия отдает членам спортивного общества. В финале с помощью девушки Василисы, свидетельницы продажи оружия (троих ее друзей, студентов, убили), удалось разоблачить Приза, обезвредить его боевиков. Но опасность осталась. Сколько еще таких «пацанов», не знающих, чем себя занять, живет рядом с нами! Роман Полины Дашковой – предостережение о возрастающей опасности вовлечения в неофашистские организации подростков и юношей, не подозревающих о подлинной сути фашизма. С таким антипатриотизмом необходимо бороться, вовлекая молодежь в достойную деятельность, приносящую пользу своему Отечеству.

4. Историческая проза

Много нас у России.

Россия у нас одна.

В. Верстаков

Отношение к прошлому своей страны – показатель нравственного здоровья нации. Прошлое – это тоже богатство, оно переходит к потомкам как наследство. Современные прозаики раскрывают глубокие корни патриотизма.

Грандиозный замысел Дмитрия Балашова – художественно воссоздать историю московской государственности – воодушевлен национально-патриотическим пафосом, который со времен «Повести временных лет» и «Слова о полку Игореве» является ведущей чертой русской литературы. В цикл «Государи московские» включен роман «Святая Русь» (1991-1997г. ), повествующий об одной из самых тяжелых страниц русского прошлого, времени, когда решалось: быть или не быть России. Это рассказ о событиях 13-14 вв. , когда, вопреки, казалось бы, неизбежной гибели, Русская земля сумела выстоять, обретя духовность и государственное единство.

Известный русский писатель Юрий Сергеев в историко-приключенческом романе «Княжий остров» поднимает тему сплочения народа вокруг патриотической и национальной идеи. «Чистая сила» – это третья часть романа «Княжий остров», но она имеет самостоятельное значение («Молодая гвардия» № 3-4 1994г. ). Главная мысль – «чистая сила» в силу своего непобедимого русского характера обязательно одолеет «нечистую», а следом наладится и жизнь нашего многострадального народа. Возрождение русской нации не за горами, и оно скрыто в осознании самого себя русским, гражданином великой страны.

Идея любви к Родине передается из поколения в поколение, на ней отцы воспитывают своих детей. Роман «Дом, который построил дед» известного прозаика Бориса Васильева знакомит читателей с молодым поколением дворянского рода Олексиных. Судьбой им были уготовлены тяжкие испытания. Первая мировая война, отречение государя, революция, гражданская война. Разлом российской государственности повлек за собой и раскол семьи, заставив ее членов стать по разные стороны баррикад. Но главный герой, с честью пройдя через многие испытания, до конца остался верен себе, своему долгу и своему Отечеству.

5. Литература о современном состоянии общества

Как ликует заграница

И от счастья воет воем,

Что мы встали на колени.

А мы встали на колени

Помолиться перед боем.

В. Дронников

Осмысливая патриотический потенциал литературы, хотелось бы обратиться к произведениям о современности, наших днях. В этом плане примечателен рассказ прозаика Владимира Крупина «Русский в России», написанный в 1991 году, а напечатанный только сейчас в роман-журнале XXI век. Что же изменилось в нашем обществе, в национальном сознании за прошедшие 16 лет (с 1991 по 2007г. ). Как жить дальше? – эти вопросы волнуют после прочтения рассказа.

Герой произведения – лицо реальное, он русский, живет в Америке, в Россию приехал впервые. Петр Морозов отправился в Россию за невестой, он хочет, чтобы его жена непременно была русской. «Петя помчался на Родину на крылах». И что же он увидел? Москву, испорченную западной идеологией, грубую, жестокую, циничную. Первым герою встретился таксист, который на вопрос Петра: «Вы русский?» грубо ответил: «Кому это сейчас нужно!». В гостинице к герою подсаживается девушка легкого поведения, готовая на все ради заработка, причем в валюте. «Господи Боже мой, что вы все на брюхе ползаете перед Америкой!» – в недоумении восклицает Петр. Даже в храме, где герой хотел поставить свечу и благоговейно перекреститься, нет уважения к чувствам верующих, потому что девушка-гид что-то громко рассказывает иностранной делегации. В Москве царит мир бездуховности, разврата и материальности. Неужели Россия погибла? Как могла она потерять свою самобытность и духовность? Нет, жив русский дух! И он в провинции, далеко от больших городов и поселений. Там, на прародине, в деревне Морозовке, Петр встречает женщину своей мечты, мать троих детей, скромную и верующую. Татьяна не может уехать с героем, она чувствует свою ответственность за мужа, который сидит в тюрьме и без нее пропадет. «Нельзя спасти тело, можно спасти только душу. Весь мир, кроме России, забыл эту истину», – к этой мысли приходит русский американец. И верит, верит в то, что Россия воспрянет, встанет с колен.

Гражданская позиция самого В. Крупина выражена в словах: «Жалкие люди! Как до них не доходит элементарная мысль, что весь мир провалится в адскую бездну, а Россия спасется».

В заключение хочется сказать, что реформы, признанные возродить Россию, не должны иметь в своей основе чужеродные идеи и нравы, они глубоко чужды природе нашего народа, традиционно ориентированного на духовность, нравственность, патриотизм. И современная Отечественная литература должна занять не последнее место в сохранении и сбережении русской нации и нашего культурного наследия.

Примечания

1. Михалева Т. И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности // Школьная библиотека – М. , 2005.

2. Пустовая В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель // Новый мир – 2005 – № 5.

3. Русская литература XX века под ред. Минералова Н. И. – М. , 2005.

4. Вырщиков А. , Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников – 2006 – № 3.

Метки: Литература