Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления

Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления 1. Вступление.

Мы продолжаем говорить о теме Родины в творчестве российских поэтов. Наверное, нет ни одного поэта, который не писал бы о самом дорогом для каждого человека, – о своей Родине. Каждый поэт пишет о ней по-своему.

– Вспомним, какими строчками рисуют Родину

В. Набоков, А. Галич, В. Высоцкий?

Очень эмоциональная, яркая поэзия, порой на грани срыва.

А поэт Николай Рубцов, с творчеством которого мы сегодня познакомимся на уроке, – представитель другой поэзии». А какой поэзии? На этот вопрос вы и ответите в конце урока.

2. Посмотрите на различные портреты Н. Рубцова.

СЛАЙД №1

– Что вы можете сказать, глядя на портреты, о личности этого человека? Можно ли по ним сказать, что это поэт? Если да, то какие стихи он пишет?

– Вовремя ответа используйте синтаксические конструкции. (1 мин. )

– Сегодня вы и проверите ваши предположения.

Тема урока

3. Слово о Рубцове. Слайд № 2

Талант – всегда чудо. И потому он всегда неожиданный. Жизнь Рубцова, кажется, сделала все, чтобы убить зернышко его дарования. Едва ему исполнилось 5 лет (а родился Рубцов в 1936 г. ), как началась война. В 41 погиб отец, вскоре умирает мать. Дальше – детдом, вернее приют в селе Никольском на целых 7 лет.

«Здесь для души моей родина,– напишет позже Н. Рубцов. Потом – Кировский завод в Петербурге (тогда – Ленинграде), затем – Литературный институт.

– Как такая биография может повлиять на творчество поэта? (сиротство, бедность, ненужность, потерянность. . . ). Может быть, это попытка привлечь внимание.

Для какого круга пишет этот поэт? Что это за люди?

«Тихая Родина» – так называется одно из стихотворений Н. Рубцова. Какие ассоциации у вас появляются при слове Родина? Запишите в рабочий лист. Родина тихая.

Определите лексическое значение слова «тихий». Что в вашем понимании означает это слово?

Тихий – слабо звучащий, едва слышный, негромкий, исполненный

тишины, безмолвие, ставший молчаливым, притихший, где нет шума,

большого движения, суеты, нет развлечений (академический словарь русского языка)

– Какой образ Родины может возникнуть для вас в его стихотворении?

– Что можем услышать, увидеть, почувствовать?

– Посмотрите на репродукции картин. Такой вы представляли тихую родину поэта? СЛАЙДЫ № 3-7

– Совпадает или отличается ваше понимание тихой родины от представлений художников?

Работа с текстом. СЛАЙД № 8. Читает автор.

1. В рабочую карту запишите впечатления от услышанного стихотворения.

2. Какие чувства хотел донести до вас поэт и как он это сделал?

3. А с какими образами ассоциирует образ Родины Н. Рубцов? (ивы, луна, соловьи, запах меда, сено, сметана. . . )

4. Посмотрите в свои записи. Совпали ли ваши чувства и представления с чтением самого поэта.

5. Почему, рассказывая о Родине, Рубцов рисует картины детства? (Почему так важны слова: «Я ничего не забыл»)

(Из этих воспоминаний складывается чувство родины, и оно неподвластно времени).

6. Изменилась ли родина Рубцова за время его отсутствия?

Подтвердите это текстом.

Каково отношение автора к этим изменениям?

7. Какое значение имеет настойчивое повторение слов «тихий»,

«тихо».

(Тишина, успокоение – то, чем встречает героя родной край. Здесь все просто, естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. . .

Это гармония внутренняя, когда задумываешься о чем-то важном, необходимом для себя.

Это интимная поэзия, показывающая личностное отношение автора к тому, о чем он говорит.

8. Обратите внимание на знаки препинания. Поэт читал негромко, тихо, а почему же в названии СТОИТ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. (О САМОМ ДОРОГОМ НЕЛЬЗЯ КРИЧАТЬ, можно говорить тихо, но очень проникновенно).

Родина. . Отчизна. . . для каждого из нас это Россия. Но у каждого из нас есть свой уголок, где мы родились. Это наша родина, маленькая. И хоть слово пишется с маленькой буквы, оно для нас не менее значимо. Для Рубцова эта малая родина становится очень большой, значимой.

9. Первородство – это место, где ты родился, где рос, где остались

твои корни, куда ты возвращаешься постоянно в мыслях, это

первое ощущение, которое тебя посещает в этой жизни. Это то

место, которое ты сравниваешь в ощущениях жизни.

10. А сейчас заглянем в мастерскую поэта. Какие средства худ. выразительности использовал Н. Рубцов для того, чтобы выразить свои чувства? СЛАЙД № 9

РЕФЛЕКСИЯ.

Сопоставьте ваше первоначальное представление о поэте Н Рубцове с тем, каким вы увидели его в конце нашего урока.

Ответьте на вопрос: какой можно назвать поэзию И. Рубцова?

– Как вы понимаете значение термина «тихая поэзия» (раздумье о родине, общение с природой, внимательное отношение к дом. животным, людям). СЛАЙД № 10

«Николай Рубцов – долгожданный поэт», – сказал замечательный поэт Глеб Горбовский. И действительно, после шумной, эстрадной поэзии Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко людям захотелось тихих, задушевных строк. В этом вы смогли сегодня убедиться.

Домашнее задание:

1. выучить наизусть понравившееся стихотворение и обосновать свой выбор, в

тетради прокомментировать, как его понял.

2. выучить наизусть понравившееся стихотворение, сделать к нему несколько иллюстраций

3. А вашей жизни есть такой тихий родной уголок? Расскажите о нем.

СЛАЙД11

Рабочий лист

1. Портрет поэта.

Запишите, что вы можете сказать о Н. Рубцове, глядя на его портреты:

_________________________________________________________________

Если нужно, используйте синтаксические конструкции:

Острый, пронзительный взгляд; немногословный; внимательный; с чувством собственного достоинства; ранимый, думающий; мечтающий; печальный; углубленный в себя; доброжелательный; ласковая улыбка. . . .

2. Что, по вашему мнению, могло повлиять на его творчество?

______________

3. Определите значение слова «тихий». Что оно означает в вашем понимании?

________________________________________________________

4. Что вы можете услышать, увидеть, почувствовать в стихотворении?

Запишите____________________________________________________

5. Запишите впечатления от услышанного стихотворения. _______________

6. Подчеркните средства художественной выразительности, которые

использовал поэт для выражения своих чувств.

7. Сопоставьте ваше первоначальное представление о поэте Н Рубцове с

тем, каким вы увидели его в конце нашего урока.

__________________________________________________________________

Е. В. Кологрив, гимназия № 505, Санкт – Петербург

Метки: Литература