Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова, 10 класс
Контрольная работа по творчеству И. А. Гончарова, 10 класс
ВАРИАНТ №1
1 Д. И. Писарев говорил, что содержание и сюжет романа «Обломов» могут быть рассказаны в двух-трех строчках.
Ø Передайте сюжет романа.
Ø Какие главные события лежат в основе каждой из 4 частей романа?
Ø Некоторые критики считали, что в романе 2 сюжета: Обломов-Ольга, Штольц-Ольга. Другие говорили о едином сюжете – превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?
2. Вспомните начало романа «Обломов».
Ø В чем необычность этого начала?
Ø Чем обусловлен выбор места действия?
Ø Почему героем автор сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста – лет 32-33 от роду?
Ø Чем писатель объясняет постоянное лежание Обломова?
3. Попробуйте представить себе характер Обломова и мир, который его окружает.
Ø Какую роль для понимания характера Обломова и его жизни играют его встречи и диалоги с посетителями(гостями) в гл. 2-4 первой части?
Ø Чем Обломов выше своих гостей?
Ø Почему писатель иронизирует над ним в этих сценах?
4. Критик Ю. Елагин писал в 1892г. : «Гончаров, с точки зрения своей доктрины, просто хотел обличить помещичью лень, но, как всегда, увлекшись своим талантом рисовальщика, создал ряд картин, которые свидетельствуют не о русской лени и праздности, а о лучших, благороднейших чертах русского характера»
Ø Какие черты Обломова подчеркивает автор в первую очередь?
5. Критик А. В. Дружинин заметил: «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть, которой никто не в силах уничтожить».
Ø Действительно ли Обломов «мучит своего Захара»?
Ø Каково отношение Захара к своему барину?
Ø Правда ли, что автор делит своего героя «на двух» Обломовых, между которыми «лежит целая пропасть»?
Ø Какова идейно-композиционная роль Захара в романе?
ВАРИАНТ №2
1. Автор, рисуя детство Обломова, лирически любуется жизнью героя, но в то же время, резко критикует ее, доходя до сатиры, отмечая отсутствие духовной жизни у обломовцев, которую им заменял мир сказки, легенды, мифа.
v Чем можно объяснить эту двойственность Гончарова по отношению к Обломовке?
2. Восстановите историю жизни Обломова в молодости(гл. 5-6 первой части).
v Как в этой истории сказались задатки натуры героя, заложенные еще в детстве?
v Почему Обломов порвал со службой и с обществом?
v О каких мечтах и «внутренней вулканической работе пылкой головы, туманного сердца» говорит писатель? Как они связываются у писателя с жизнью?
3. Отметьте положительные качества Обломова, о которых упоминают автор, Штольц, Ольга (оформите в виде таблицы). Покажите, что иногда Обломов не чужд самокритичности и даже самобичевания. Обратите внимание на отношение героя к музыке, проанализируйте 1-2 сцены, в которых автор описывает любовное чувство Обломова, его нежность, мечты о счастье, высокое уважение к женщине.
4. Сравните два письма Обломова: одно, незаконченное, к хозяину дома (гл. 8 ч. 1), другое – к Ольге (гл. 10 ч. 2).
v Почему во втором письме – свободная речь, образность, мысль, чувство?
v Как оценили письмо Ольга (в этой же главе) и Штольц (гл. 4 ч. 4)? Можно ли согласиться с их оценками?
5. «Между Обломовым и Ольгою развертывается роман бурный и предельно духовный. Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение» быта, в своих обычных приметах он исчезает на время любви…» (Е. Л. Краснощекова).
v Почему роман Ольги и Обломова – «бурный и предельно духовный»?
v Что означает «обытовление» главного героя? Как этот процесс обрисован писателем?
v Происходит ли «на время любви» «одухотворение» быта?
ВАРИАНТ №3
1. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Прочел «Обломова» и, по правде сказать, обломал об него все свои умственные способности. Сколько маку он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только день первый и что таким образом можно проспать 365 дней…Что за избитость форм и приёмов!».
- Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни Обломова. Похожи ли они на те, о которых пишет Салтыков-Щедрин?
- Чем можно объяснить такое растянутое повествование о первом дне героя? Оправдано ли оно?
- В чем увидел Салтыков-Щедрин «избитость форм и приемов»? Можете ли вы ему возразить?
2. «Обломовы выдают всю прелесть, всю слабость и весь грустный комизм своей натуры именно через любовь к женщине» (А. В. Дружинин).
- Как показывает Гончаров «прелесть, слабость и грустный комизм» Обломова?
- Как все эти и другие черты характера героя раскрываются «именно через любовь к женщине»?
- В чем трагедия жизни героя романа?
3. Обломов окружен обломовцами бОльшими, чем он сам. «Да я ли один? – говорит он Штольцу. – Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов…не пересчитаешь: наше имя легион!».
- Подтвердите фактами эти слова Обломова, указав черты обломовщины в его знакомых, в частности в Тарантьеве.
- Можно ли рассмотреть Обломова как национальный и больше – как общечеловеческий тип?
4. Представьте черты реально существующего социального типа, верно схваченные писателем и положенные в основу образа Штольца.
- Типичен ли образ Штольца?
- Есть ли в Штольце черты обломовщины? Отметьте их. Каковы их биографические и общественные истоки?
- Почему цель жизни Штольца не удовлетворяет Обломова?
5. Можно ли сравнить Ольгу Ильинскую с Татьяной Лариной? В чем сходство? В чем различие? Чем вы объясните это различие?
Нестерова О. А. , МБОУ Ульяновская СОШ, Нижегородская область
Метки: Литература