Контрольная работа по пьесе А. Н. Островского «Гроза», 10 класс
Контрольная работа по пьесе А. Н. Островского «Гроза», 10 класс
Вариант №1
1) С какой целью автор начинает и заканчивает действие пьесы на берегу Волги?
2) Какова роль объемной экспозиции в пьесе?
3) Определите кульминацию в пьесе. Докажите.
4) Какова основа власти самодуров в пьесе «Гроза»?
5) С какой целью в пьесу введен эпизодический образ странницы?
6) Кого боится Дикой? Докажите.
7) Определите героя пьесы по цитатам:
a. «Какая у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»;
b. «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив»;
c. «Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».
8) Вставьте пропущенные слова:
a. «Да как знаю я теперича, что недели две никакой……. надо мной не будет»;
b. «А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто…. . в этом столбе летают и поют»;
c. «Я понимаю, что все это наше……, а все-таки не привыкну никак»
9) Определите, какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:
a. « И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».
b. « В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то!».
c. «Мне только проститься с ним, а там…а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор!»
10) Какие традиции романтизма использовал А. Н. Островский при создании образа Катерины?
Вариант №2
1. К какой общественной среде принадлежат герои пьесы?
2. Определите завязку конфликта пьесы. Докажите.
3. Какое определение нравам города Калинова дал Кулигин в разговоре с Борисом?
4. Какую роль играет в пьес образ грозы? Докажите.
5. С какой целью в пьесу введен образ Дикого?
6. Кого или чего боится Кабаниха?
7. Определите героя пьесы по цитатам:
a. «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»;
b. «. . матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей жизнь бала, и представить страшно»;
c. « Собрался совсем, и лошади уж готовы. Так тоскует, беда! Уж я вижу, что ему проститься хочется».
8. Вставьте пропущенные слова:
a. «Ты только одна во всем городе умеешь меня……»;
b. «Вот, братец ты мой, ……лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу»;
c. «Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а ……».
9. Определите, какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:
a. « Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»;
b. «А я , милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю»;
c. «Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних».
10. Какие мотивы и образы русского фольклорного жанра вы заметили в пьесе? К5аким образом они отражаются на характеристике Катерины и других героев?
О. А. Нестерова, МБОУ Ульяновская СОШ, Нижегородская область
Метки: Литература