Древнерусская литература
Древнерусская литература
Урок 1
Шедевры родной литературы
Цель – знакомство с программой курса 9 класса
Есть книги настолько живые, что все боишься,
что, пока не читал, она уже изменилась,
как река – сменилась, пока жил – тоже жила,
как река – шла и ушла.
Никто дважды не вступалв ту же реку.
А вступл ли кто дважды в ту же книгу?
М. Цветаева
1 Знакомство со школьной программой курса
2 Основные разделы курса – законспектировать
– Древнерусская литература
– Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм
– Литература XIX века. Романтизм. Реализм
– Литература XX века
3 Тест
4 Работа со статьей учебника-хрестоматими «Слово к девятиклассникам»
5 План работы над литературным произведением
– История создания (время написания, как писатель работал над произведением, оценка современников)
– Направление, род, жанр
– Сюжет и композиция
– Тематика и проблематика
– Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
– Основные герои
– Художественное своеобразие (портрет, пейзаж, деталь, изобразительно-выразительные средства (тропы), язык художественного произведения, особенности стиля)
– Значение произведения (оценка литературоведов)
6 ДЗ Чтение «Слова о полку Игореве», ст. ДРЛ с. 4-8, вопр. 2,3 с. 8 (устно)
Урок 2
«Первые семьсот лет древнерусской литературы». Логика развития и особенности. Богатство и разнообразие жанров
Цель – обзорная характеристика ДРЛ, повторение пройденного материала из данного раздела
ДРЛ – это особая, специфическая эстетическая система
Д. С. Лихачев
1 Рассказ-лекция учителя с элементами беседы
ДРЛ – это литература русского средневековья, охватывающая период с конца X по XVII в. включительно.
– Как же возникла ДРЛ? Откуда черпала она свои творческие возможности? Каковы ее первые произведения? Известны ли нам имена авторов?
Появление русской литературы в конце X – начале XI вв. «дивлению подобно». Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании.
Самый первый древнерусский памятник указать невозможно. Начало ДРЛ, т. е. письменно оформленных сочинений, связано с принятием христианства на Руси в 988 г. , церковным богослужением, торжественным проповедничеством, с чтением написанного вслух.
Особенности
ДРЛ – литература одной темы, одного сюжета.
Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни
Д. С. Лихачев
1 религиозность сознания, мироощущения, мировосприятия автора и читателя
2 историзм (исторические факты и личности)
3 анонимность
4 традиционность (в осмыслении тех или иных фактов автор действовал в соответствии с принятой традицией, постепенно складывались каноны жанров)
5 трафаретность, этикетность (следование канонам)
6 связь с фольклором
7 рукописный характер текстов
Переодизация по Водовозову Н. В.
1 Литература Древнерусского киевского государства (11-12 вв. )
2 Периода феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия (13-15 вв. )
3 Литература единого централизованного государства (16-17 вв. )
Особый интерес представляют литература Киевской Руси, когда происходило распростанение рукописных источников и становление жаноровой системы, закладывались основы всех восточнославянских литератур и XVII век – когда старые литературные формы распадаются и возникает литература Нового времени.
2 Работа со статьей учебника «ДРЛ» с. 6-7 (переодизация и особенности каждого периода). Конспектирование.
– XI – первая треть XII в.
– XII – первая треть XIII в.
– вторая треть XIII – конец XIV в.
– конец XIV – XV вв.
– конец XV – XVI вв.
– XVII в.
Жанры ДРЛ (более 120 жанров)
– Что такое жанр?
Жанр – это исторически сложившиеся устойчивые разновидности художественного творчества
1 Оригинальная и переводная литература
2 Религиозные (жития, жанр торжественного красноречия) и светские (летописи)
3 Реальные (летописи, исторические повести и сказания, бытовые повести) и чудесные (житийные анры снов и видений, чудеса)
Церковные жанры | |||||||
Исключительно богослужебные | Предназначенные для чтения или произнесения | ||||||
Песнопения (гимнография) |
Молитво словия |
Проложные жития |
проповеди | беседы | поучения | слова | жития |
Ораторская проза | агиография |
||||||
агиография | |||||||
Апокрифы – произведения, основанные на библейской истории, но не принятые церковью | Светские жанры | ||
Сказания, притчи, дидактическая литература | Летописи | Повести (воинские, бытовые и др. ) | Естественно-научная литература |
– Произведения каких жанров были вами изучены?
– летопись – повествование об исторических событиях, описываемых по «летам» (Повесть временных лет, Ипатьевская летопись, Лаврентьевская летопись)
– житие – с гр. «жизнь», лат. «vita» – жизнеописание, биографии святых (агиография от «agios» и «grafo») – Житие А. Невского, Ф. Печерского, протопопа Аввакума
– поучение – беседа о духовных ценностях («Поучение» Вл. Мономаха)
– повесть – повествует о важных исторических событиях (Повесть о разорении Рязани Батыем, Повесть о Петре и Февронье)
– хождение – описание путешествия (Хождения за три моря» А. Никитина)
– слово – образец торжественного красноречия («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона)
– сказание (Сказание о Борисе и Глебе)
3 Викторина по произведениям ДРЛ
1 Год появления, полное название и автор «Повести временных лет»
1113 г. , монах Киево-Печерского монастыря Нестор,Се повести времянных лет, откуда есть пошла руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду руская земля стала есть»
2 Почему братья Борис и Глеб были канонизированы?
Убиты Святополком Окаянным в борьбе за власть
3 В каком произведении рассказывается об А. Невском? Чем он славен?
«Житие А. Н», победа на Чудском озере над шведами
4 Какие прозведения рассказывают о борьбе с монголо-татарами?
«Сказание о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»
6 Самая известная повесть того времени о любви?
«Повесть о Петре и Февронии»
7 Назовите авторов произведений «Житие Сергия Радонежского» и «Преподобный Сергий Радонежский»
Монах Троице-Сергиева Монастыря Епифаний, Б. Зайцев
8 Что такое «Домосторой»?
Сборник семейных, хозяйственных и иных житейских наставлений отца сыну
4 Заключительное слово
Русская литература – осень древняя, она насчитывает 10 веков, т. е тысячелетие. Она древнее многих других литератур. Это литература высоконраственного, патриотического и эстетического характера. Прикоснувшись к ней, мы имеем дело с исторической и нравственной памятью народа.
В. Белов «Вне памяти, вне традиции нет истории и культуры, нет личности. Память формирует духовную крепость человека»
ДЗ. Выучить понравившийся отрывок, проанализировать произведение по плану (тезисные записи)
Урок 3
«Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения
Цель – анализ и выявление художестенных особенностей произведени
Золотое слово русской литературы
Д. С. Лихачев
Подлинность самой песни доказывается духом древности,
под которого невозможно подделаться
А. С. Пушкин
. . . прекрасный благоуханный цветок, достойный внимания, памяти, уважения
В. Г. Белинский
Схема анализа произведения
1 История создания и открытия
– Полное название – «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова»
– Создано не ранее 1185-87 гг. И не позднее начала XIII века, дошло до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Обнаружено известным собирателем древностей графом А. И. Мусиным-Пушкиным. 1800 г . – рукопись переведена и опубликована, подлинник сгорел в 1812 г.
2 Тематика и проблематика
Тема – подлинные исторические события, положенные в основу сюжета
– Краткая историческая справка по походу
– Выборочное чтение материалов Ипатьевской летописи (Лаврентьевская летопись прямо осуждает действия князя) и теста «Слова», выразительное чтение отрывков наизусть
– Сопоставительный анализ повествований о походе князя Игоря. Заполнение таблицы
Ипатьевская летопись | Сюжетная основа «Слово о полку Игореве» | Современная историческая концепция |
1 Вступление в поход Игоря 2 Солнечное затмение 3 Присоединение к войску буй-тур Всеволода 4 Первое удачное столкновение с половцами 5 Неудачи второго боя 6 Ранение и пленение Игоря 7 Набеги половцев на Русь 8 Побег Игоря |
1Воспоминание о Бояне 2 Зачин 3 Поход Игоря – Соединение с Всеволодом и его дружиной – Вступление русских в половецкую землю – Первая встреча с половцами – Вторая встреча с половцами А) грозные затмения природы Б) героизм Всеволода В) песнь о временах старого Владимира Г) роковая битва – Песнь о печали и беде на Русской земле 4 Песнь о великом Святославе – Похвала великому князю Киевскому Святославу – сон Святослава – «золотое слово» Святослава А) укор Игорю и Веволоду Б) воззвание князьям о помощи – Скорбь о гибели славы дедов – Песнь о Всеславе – Заключительная песнь 5 Возвращение Игоря – Плач Ярославны – Освобождение Игоря А) побег из плена Б) встреча с Донцом В) неудачная погоня 6 Величание князей. Концовка |
1 Победа над половцами объединенных войс под руководством князя Киевского Святослвава 2 Игорь становится руководителм нового похода в 1185 г. (сын Владимир (г. Путивль), брат Всеволод (курский князь), племянник Святослав Ольгович (г. Рыльск) 3 Солнечное затмение 4 Плохо подготовленный поход закончился сокрушительным поражением 5 Игорь взят в плен (11 дней) 6 Побег |
Но содержательная основа – лишь отправная точка, позволяющая автору «Слова» осмыслить основные проблемы Руси
– осудить распри между русскими князьями, повлекшие за собой раздроблени и ослабление Руси, с этой точки зрения рассмотреть причины и последствия неудачного похода князя Игоря
– призвать Русь к единению
Ярославовы внуки и внуки Всеслава!
Уж склоните вы стяги свои
И мечи свои в ножны вложите.
Уже выпали вы из дедовской славы
И своими усобицами накликали
Несчастья – на землю Русскую,
И насилие нам – от землиПоловецкой
– автор рассуждает о прошлом, настоящем и будущем своей страны, прославляет героизм ее народа
– ставит проблему воинской доблести и чести, любви и верности, судьбы и свободной воли
3 Идея и пафос
– Идейная основа – призыв к объединению
– патриотический и героический пафос
4 Жанр
– жанр торжественного красноречия с элементами воинской повести, героической и лирической песни и фольклорной образности. Т. е. сочетает в себе черты эпического и лирического
5Сюжет и композиция
– описание событий середуется с авторскими размышлениями, экскурсами в прошлое, лирические события сменяются широким эпическим повествованием (от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря)
– композиция нацелена на раскрытие основной идеи
А) Вступление – автор определяет свою задачу – рассказать о подлинных событиях
Б) Основная часть – 3 раздела
– сборы в поход Игоря, предзнаименования, первый удачный поход Игоря и сокрушительное поражение русских войск в битве на Каяле, гибель и пленение дружинников и князя
– вещий сон о поражении Игоря, который видет киевский князь Святослав и его «золотое слово», содержащее мысли о необходимости объединения русских земель
– Плач Ярославны, удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Руской о погибших и плененных своих защитниках. Описание побега Игоря из плена
– Заключительная часть «Слова» – своеобразный эпилог, в котром рассказывается о возвращении князя, осознавшего свою вину, и его торжественной встрече в Киеве. Завершается повествование радостным приветствием не только Игорюб, но и всем князьм и дружинникам, сражающимя за Русскую землю
6 Основные герои
– Мерилом оценки всех образов и событий «Слова» является Русская земля – подлинный герой произведения, его главная тема и идейно-композиционный центр
– Образ природы величавой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающий за судьбу Родины
– образы князей и воинов
А) Образ князя Игоря. С ним связана не только сюжетная линия, но и основная авторская идея. Это идеальный образ лирического героя, для которого главное – воинская честь и рыцарское достоинство, автор воспевает его храбрость, мужество, с любовью и состраданием относится к нему. Но князь – человек своей эпохи, которому свойственны безрассудство и эгоизм, самолюбие и недальновидность, приведшие его, как и многих других князей, на грань междоусобных войн.
Б) Всеволод – образ идеального воина, героически погибающего на поле битвы. В его внешности проявляются черты типичного былинного богатыря
В) Святослав – воплощает идеал мудрого, сильного и «грозного» правителя, главы русских князей
– Образ автора, о которм мы ничего не знаем один из важных в произведении. Среди возможных авторов назывались – киевский князь Святослав, Кирилл Туровский, сподвижник Игоря Петр Бориславович, сам князь Игорь. Кем бы ни был автор, главное – он патриот, страстно болеющий за судьбу своей Отчизны, это широко образованный человек своего времени, великолепно знающий родную историю и способный делать глуюокие обобщения на основе исторического опыта
– Особняком стоит образ Бояна – собирательный фольклорный образ певца-сказителя, «соловей старого времени», «вещий» внук Велеса
– Ярославна – образ идеальной русской женщины, это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему бежать из плена
7 Художественные особенности
– ритмически организованная проза
– Стилистические элементы
А) поэтический язык
– военная терминология (копье преломить)
– элементы ораторского красноречия (обращение – Братие и дружино!)
– риторические вопросы и восклицания (Не ваши ли воины золочеными шлемами по крови плавали?
– многочисленные повторы – рефрены (О Русская земля! Уже ты за холмом»)
Б) связь с фольклорной традицией
– тесная связь человека и природы, обращение к природным образам – олицетворение и одушевление сил природы
– песенная и былинная символика (князь – солнце, Игорь – сокол)
– сказочные эпитеты (борзые кони, чистое поле, сизый орел)
– сравнения (битва – посев, кровавый свадебный пир)
8 Значение
– памятник мирового значения, более 700 работ посвящены исследованию «Слова», поэты XIX и XX вв. переводили его (Пушкин, Мей, Майков, Жуковский, Бальмонт, Заболоцкий). Опера Бородина «Князь Игорь», картины Васнецова
Подведение итогов. Беседа
– Чем повествование в «Слове» отличается от летописного?
(Летописное повествование более строгое)
– Какие композиционные части не связаны с сюжетом. Какова их роль в структуре произведения?
(«Золотое слово» Святослава, плач Ярославны)
– Какие образы наиболее запомнились, понравились, почему?
– Кто главный герой «Слова»?
(Русская земля)
– Как автор изображает природу?
(Природа – полноправный герой произведения, сопереживает героям и событиям, красочная образность, одушевленность, фольклорная основа)
– Какие части можно выделить в «Слове»?
(вступление, основная часть, заключительная)
– Почему автор показывает разные точки?
(событие показано глазами разных участников – дружинника, автора, князя. . . – подтверждают основную идею произведения – необходимость объединения)
– Что общего во всех отликах?
(Боль, сопереживание, радость)
– В чем идеал автора?
(сильная княжеская власть, сильная и богатая Родина)
ДЗ. Домашнее сочинение
1 «Слово. . . » – величайшая патриотическая поэма Древней Руси
2 Образ Русской земли в «Слово»
3 Каким я представляю автора «Слова»
4 Роль пейзажа в «Слово»
5 Какую обложку к книге «Слово» я бы нарисовал (с рисунком)
6 Чем интересно «Слово» современному читателю
7 Фольклорная основа «Слова»
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература