Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Древнерусская литература

Древнерусская литература

Урок 1

Шедевры родной литературы

Цель – знакомство с программой курса 9 класса

Есть книги настолько живые, что все боишься,

что, пока не читал, она уже изменилась,

как река – сменилась, пока жил – тоже жила,

как река – шла и ушла.

Никто дважды не вступалв ту же реку.

А вступл ли кто дважды в ту же книгу?

М. Цветаева

1 Знакомство со школьной программой курса

2 Основные разделы курса – законспектировать

– Древнерусская литература

– Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм

– Литература XIX века. Романтизм. Реализм

– Литература XX века

3 Тест

4 Работа со статьей учебника-хрестоматими «Слово к девятиклассникам»

5 План работы над литературным произведением

– История создания (время написания, как писатель работал над произведением, оценка современников)

– Направление, род, жанр

– Сюжет и композиция

– Тематика и проблематика

– Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

– Основные герои

– Художественное своеобразие (портрет, пейзаж, деталь, изобразительно-выразительные средства (тропы), язык художественного произведения, особенности стиля)

– Значение произведения (оценка литературоведов)

6 ДЗ Чтение «Слова о полку Игореве», ст. ДРЛ с. 4-8, вопр. 2,3 с. 8 (устно)

Урок 2

«Первые семьсот лет древнерусской литературы». Логика развития и особенности. Богатство и разнообразие жанров

Цель – обзорная характеристика ДРЛ, повторение пройденного материала из данного раздела

ДРЛ – это особая, специфическая эстетическая система

Д. С. Лихачев

1 Рассказ-лекция учителя с элементами беседы

ДРЛ – это литература русского средневековья, охватывающая период с конца X по XVII в. включительно.

– Как же возникла ДРЛ? Откуда черпала она свои творческие возможности? Каковы ее первые произведения? Известны ли нам имена авторов?

Появление русской литературы в конце X – начале XI вв. «дивлению подобно». Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании.

Самый первый древнерусский памятник указать невозможно. Начало ДРЛ, т. е. письменно оформленных сочинений, связано с принятием христианства на Руси в 988 г. , церковным богослужением, торжественным проповедничеством, с чтением написанного вслух.

Особенности

ДРЛ – литература одной темы, одного сюжета.

Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни

Д. С. Лихачев

1 религиозность сознания, мироощущения, мировосприятия автора и читателя

2 историзм (исторические факты и личности)

3 анонимность

4 традиционность (в осмыслении тех или иных фактов автор действовал в соответствии с принятой традицией, постепенно складывались каноны жанров)

5 трафаретность, этикетность (следование канонам)

6 связь с фольклором

7 рукописный характер текстов

Переодизация по Водовозову Н. В.

1 Литература Древнерусского киевского государства (11-12 вв. )

2 Периода феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия (13-15 вв. )

3 Литература единого централизованного государства (16-17 вв. )

Особый интерес представляют литература Киевской Руси, когда происходило распростанение рукописных источников и становление жаноровой системы, закладывались основы всех восточнославянских литератур и XVII век – когда старые литературные формы распадаются и возникает литература Нового времени.

2 Работа со статьей учебника «ДРЛ» с. 6-7 (переодизация и особенности каждого периода). Конспектирование.

– XI – первая треть XII в.

– XII – первая треть XIII в.

– вторая треть XIII – конец XIV в.

– конец XIV – XV вв.

– конец XV – XVI вв.

– XVII в.

Жанры ДРЛ (более 120 жанров)

– Что такое жанр?

Жанр – это исторически сложившиеся устойчивые разновидности художественного творчества

1 Оригинальная и переводная литература

2 Религиозные (жития, жанр торжественного красноречия) и светские (летописи)

3 Реальные (летописи, исторические повести и сказания, бытовые повести) и чудесные (житийные анры снов и видений, чудеса)

Церковные жанры

Исключительно богослужебные

Предназначенные для чтения или произнесения

Песнопения

(гимнография)

Молитво

словия

Проложные

жития

проповеди

беседы

поучения

слова

жития

Ораторская проза

агиография

агиография

Апокрифы – произведения, основанные на библейской истории, но не принятые церковью

Светские жанры

Сказания, притчи, дидактическая литература

Летописи

Повести (воинские, бытовые и др. )

Естественно-научная литература

– Произведения каких жанров были вами изучены?

– летопись – повествование об исторических событиях, описываемых по «летам» (Повесть временных лет, Ипатьевская летопись, Лаврентьевская летопись)

– житие – с гр. «жизнь», лат. «vita» – жизнеописание, биографии святых (агиография от «agios» и «grafo») – Житие А. Невского, Ф. Печерского, протопопа Аввакума

– поучение – беседа о духовных ценностях («Поучение» Вл. Мономаха)

– повесть – повествует о важных исторических событиях (Повесть о разорении Рязани Батыем, Повесть о Петре и Февронье)

– хождение – описание путешествия (Хождения за три моря» А. Никитина)

– слово – образец торжественного красноречия («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона)

– сказание (Сказание о Борисе и Глебе)

3 Викторина по произведениям ДРЛ

1 Год появления, полное название и автор «Повести временных лет»

1113 г. , монах Киево-Печерского монастыря Нестор,Се повести времянных лет, откуда есть пошла руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду руская земля стала есть»

2 Почему братья Борис и Глеб были канонизированы?

Убиты Святополком Окаянным в борьбе за власть

3 В каком произведении рассказывается об А. Невском? Чем он славен?

«Житие А. Н», победа на Чудском озере над шведами

4 Какие прозведения рассказывают о борьбе с монголо-татарами?

«Сказание о разорении Рязани Батыем», «Повесть о битве на реке Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»

6 Самая известная повесть того времени о любви?

«Повесть о Петре и Февронии»

7 Назовите авторов произведений «Житие Сергия Радонежского» и «Преподобный Сергий Радонежский»

Монах Троице-Сергиева Монастыря Епифаний, Б. Зайцев

8 Что такое «Домосторой»?

Сборник семейных, хозяйственных и иных житейских наставлений отца сыну

4 Заключительное слово

Русская литература – осень древняя, она насчитывает 10 веков, т. е тысячелетие. Она древнее многих других литератур. Это литература высоконраственного, патриотического и эстетического характера. Прикоснувшись к ней, мы имеем дело с исторической и нравственной памятью народа.

В. Белов «Вне памяти, вне традиции нет истории и культуры, нет личности. Память формирует духовную крепость человека»

ДЗ. Выучить понравившийся отрывок, проанализировать произведение по плану (тезисные записи)

Урок 3

«Слово о полку Игореве». Художественные особенности произведения

Цель – анализ и выявление художестенных особенностей произведени

Золотое слово русской литературы

Д. С. Лихачев

Подлинность самой песни доказывается духом древности,

под которого невозможно подделаться

А. С. Пушкин

. . . прекрасный благоуханный цветок, достойный внимания, памяти, уважения

В. Г. Белинский

Схема анализа произведения

1 История создания и открытия

– Полное название – «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова»

– Создано не ранее 1185-87 гг. И не позднее начала XIII века, дошло до нас в составе сборника XVI века, принадлежавшего библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Обнаружено известным собирателем древностей графом А. И. Мусиным-Пушкиным. 1800 г . – рукопись переведена и опубликована, подлинник сгорел в 1812 г.

2 Тематика и проблематика

Тема – подлинные исторические события, положенные в основу сюжета

– Краткая историческая справка по походу

– Выборочное чтение материалов Ипатьевской летописи (Лаврентьевская летопись прямо осуждает действия князя) и теста «Слова», выразительное чтение отрывков наизусть

– Сопоставительный анализ повествований о походе князя Игоря. Заполнение таблицы

Ипатьевская летопись

Сюжетная основа «Слово о полку Игореве»

Современная историческая концепция

1 Вступление в поход Игоря

2 Солнечное затмение

3 Присоединение к войску буй-тур Всеволода

4 Первое удачное столкновение с половцами

5 Неудачи второго боя

6 Ранение и пленение Игоря

7 Набеги половцев на Русь

8 Побег Игоря

1Воспоминание о Бояне

2 Зачин

3 Поход Игоря

– Соединение с Всеволодом и его дружиной

– Вступление русских в половецкую землю

– Первая встреча с половцами

– Вторая встреча с половцами

А) грозные затмения природы

Б) героизм Всеволода

В) песнь о временах старого Владимира

Г) роковая битва

– Песнь о печали и беде на Русской земле

4 Песнь о великом Святославе

– Похвала великому князю Киевскому Святославу

– сон Святослава

– «золотое слово» Святослава

А) укор Игорю и Веволоду

Б) воззвание князьям о помощи

– Скорбь о гибели славы дедов

– Песнь о Всеславе

– Заключительная песнь

5 Возвращение Игоря

– Плач Ярославны

– Освобождение Игоря

А) побег из плена

Б) встреча с Донцом

В) неудачная погоня

6 Величание князей. Концовка

1 Победа над половцами объединенных войс под руководством князя Киевского Святослвава

2 Игорь становится руководителм нового похода в 1185 г. (сын Владимир (г. Путивль), брат Всеволод (курский князь), племянник Святослав Ольгович (г. Рыльск)

3 Солнечное затмение

4 Плохо подготовленный поход закончился сокрушительным поражением

5 Игорь взят в плен (11 дней)

6 Побег

Но содержательная основа – лишь отправная точка, позволяющая автору «Слова» осмыслить основные проблемы Руси

– осудить распри между русскими князьями, повлекшие за собой раздроблени и ослабление Руси, с этой точки зрения рассмотреть причины и последствия неудачного похода князя Игоря

– призвать Русь к единению

Ярославовы внуки и внуки Всеслава!

Уж склоните вы стяги свои

И мечи свои в ножны вложите.

Уже выпали вы из дедовской славы

И своими усобицами накликали

Несчастья – на землю Русскую,

И насилие нам – от землиПоловецкой

– автор рассуждает о прошлом, настоящем и будущем своей страны, прославляет героизм ее народа

– ставит проблему воинской доблести и чести, любви и верности, судьбы и свободной воли

3 Идея и пафос

– Идейная основа – призыв к объединению

– патриотический и героический пафос

4 Жанр

– жанр торжественного красноречия с элементами воинской повести, героической и лирической песни и фольклорной образности. Т. е. сочетает в себе черты эпического и лирического

5Сюжет и композиция

– описание событий середуется с авторскими размышлениями, экскурсами в прошлое, лирические события сменяются широким эпическим повествованием (от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря)

– композиция нацелена на раскрытие основной идеи

А) Вступление – автор определяет свою задачу – рассказать о подлинных событиях

Б) Основная часть – 3 раздела

– сборы в поход Игоря, предзнаименования, первый удачный поход Игоря и сокрушительное поражение русских войск в битве на Каяле, гибель и пленение дружинников и князя

– вещий сон о поражении Игоря, который видет киевский князь Святослав и его «золотое слово», содержащее мысли о необходимости объединения русских земель

– Плач Ярославны, удивительное по красоте и выразительности символическое олицетворение плача всей земли Руской о погибших и плененных своих защитниках. Описание побега Игоря из плена

– Заключительная часть «Слова» – своеобразный эпилог, в котром рассказывается о возвращении князя, осознавшего свою вину, и его торжественной встрече в Киеве. Завершается повествование радостным приветствием не только Игорюб, но и всем князьм и дружинникам, сражающимя за Русскую землю

6 Основные герои

– Мерилом оценки всех образов и событий «Слова» является Русская земля – подлинный герой произведения, его главная тема и идейно-композиционный центр

– Образ природы величавой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающий за судьбу Родины

– образы князей и воинов

А) Образ князя Игоря. С ним связана не только сюжетная линия, но и основная авторская идея. Это идеальный образ лирического героя, для которого главное – воинская честь и рыцарское достоинство, автор воспевает его храбрость, мужество, с любовью и состраданием относится к нему. Но князь – человек своей эпохи, которому свойственны безрассудство и эгоизм, самолюбие и недальновидность, приведшие его, как и многих других князей, на грань междоусобных войн.

Б) Всеволод – образ идеального воина, героически погибающего на поле битвы. В его внешности проявляются черты типичного былинного богатыря

В) Святослав – воплощает идеал мудрого, сильного и «грозного» правителя, главы русских князей

– Образ автора, о которм мы ничего не знаем один из важных в произведении. Среди возможных авторов назывались – киевский князь Святослав, Кирилл Туровский, сподвижник Игоря Петр Бориславович, сам князь Игорь. Кем бы ни был автор, главное – он патриот, страстно болеющий за судьбу своей Отчизны, это широко образованный человек своего времени, великолепно знающий родную историю и способный делать глуюокие обобщения на основе исторического опыта

– Особняком стоит образ Бояна – собирательный фольклорный образ певца-сказителя, «соловей старого времени», «вещий» внук Велеса

– Ярославна – образ идеальной русской женщины, это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему бежать из плена

7 Художественные особенности

– ритмически организованная проза

– Стилистические элементы

А) поэтический язык

– военная терминология (копье преломить)

– элементы ораторского красноречия (обращение – Братие и дружино!)

– риторические вопросы и восклицания (Не ваши ли воины золочеными шлемами по крови плавали?

– многочисленные повторы – рефрены (О Русская земля! Уже ты за холмом»)

Б) связь с фольклорной традицией

– тесная связь человека и природы, обращение к природным образам – олицетворение и одушевление сил природы

– песенная и былинная символика (князь – солнце, Игорь – сокол)

– сказочные эпитеты (борзые кони, чистое поле, сизый орел)

– сравнения (битва – посев, кровавый свадебный пир)

8 Значение

– памятник мирового значения, более 700 работ посвящены исследованию «Слова», поэты XIX и XX вв. переводили его (Пушкин, Мей, Майков, Жуковский, Бальмонт, Заболоцкий). Опера Бородина «Князь Игорь», картины Васнецова

Подведение итогов. Беседа

– Чем повествование в «Слове» отличается от летописного?

(Летописное повествование более строгое)

– Какие композиционные части не связаны с сюжетом. Какова их роль в структуре произведения?

(«Золотое слово» Святослава, плач Ярославны)

– Какие образы наиболее запомнились, понравились, почему?

– Кто главный герой «Слова»?

(Русская земля)

– Как автор изображает природу?

(Природа – полноправный герой произведения, сопереживает героям и событиям, красочная образность, одушевленность, фольклорная основа)

– Какие части можно выделить в «Слове»?

(вступление, основная часть, заключительная)

– Почему автор показывает разные точки?

(событие показано глазами разных участников – дружинника, автора, князя. . . – подтверждают основную идею произведения – необходимость объединения)

– Что общего во всех отликах?

(Боль, сопереживание, радость)

– В чем идеал автора?

(сильная княжеская власть, сильная и богатая Родина)

ДЗ. Домашнее сочинение

1 «Слово. . . » – величайшая патриотическая поэма Древней Руси

2 Образ Русской земли в «Слово»

3 Каким я представляю автора «Слова»

4 Роль пейзажа в «Слово»

5 Какую обложку к книге «Слово» я бы нарисовал (с рисунком)

6 Чем интересно «Слово» современному читателю

7 Фольклорная основа «Слова»

С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область

Метки: Литература