Урок 24 Анализ сцены бала. Третье действие как кульминация основного конфликта
Урок 24 Анализ сцены бала. Третье действие как кульминация основного конфликта Цель – обучение анализу эпизода-сцены
1 Вступительное слово для обучения анализу эпизода сцены нам необходимо:
– Определить взаимоотношения персонажей
– Уяснить, что дает сцена для понимания характеров действующих лиц
– Показать, с помощью каких приемов расрываются характеры
– Показать роль данной сцены в развитии действия и конфликта пьсы
– Понять значение сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения
2 Беседа:
– Какие события предшествуют сцене бала
– Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во II действии?
– В III действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича, с какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи)
– Какие слова Софьи возвращают нас к проблеме ума?
– Почему Чацкий делает вывод «Она его не любит» Прав ли он? (Молчалин не достоин любви Софьи, так как жалок)
– Действительно ли Софья любит Молчалина?
Прочитать диалог Чацкого и Молчалина по ролям:
– Как ведет диалог Чацкий и Молчалин?
– Связан ли этот диалог с диалогом Чацкого и Фамусова во II действии, со сценой бала?
– Каким вам видится Молчалин?
С 5 явл. В доме Фамусова появляются гости. Зачитать сцены появления гостей
– Как Грибоедов вводит новых героев?
– Кто появляется сначала?
– Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло?
– Что важно для князей Тугоуховских?
– Какой принцип изображения этих героев? (сатирическое изображение через речь, позы, жесты, оговоренные автором в ремарках; говорящими фамилиями)
– Почему всех представленных героев принято объединять понятием «фамусовская Москва»?
– Кто является автором сплетни о сумасшедствии Чацкого?
– Как она распространяется?
– Почему все подхватывают эту сплетню? (связывает любовный и социальный конфликт)
Проследите по тексту масштабы распростанения сплетни
Возникновение сплетни основано на собственных речах героя.
А) Чацкий примирятся с концом любви, иронизирует над ней и сам называет сумасшествием.
Б) Софья: «Вот нехотя с ума свела!», затем с обидой повторяет «Он не в своем уме»
В) далее слух распространяется через героев, не имеющих даже имени
Г. N «Ужель с ума сошел?»
Г. D «С ума сошел»
Г) Загорецкий – Его в безумие упрятал дядя – плут. Он сумасшедший. Да, он сумасшедший. В горах изранен лоб, сошел с ума от раны. Безумный по всему. В уме сурьезно поврежден
Д) Хлестова – Уж кто в уме расстроен
Е) Фамусов – Сама его безумным называла
Выдумка приобретает характер сговора, заговора, превращается в донос
– В чем гости видят причины сумасшествия Чацкого? (в учености, в ране, в пьянстве, в любви)
– Чем заканчивается столкновение Чацкого и «больного» общества
– В чем трагизм (поднимает важные вопросы) и комизм (его никто не слушает) Чацкого
Подведение итогов
Третье действие кульминационное, четвертое – развязка. Гости разъезжаются, но социальный конфликт не находит развязки, он продолжается.
– Зачем автору необходимо появление Репетилова?
– Что обличает Чацкий в своем последнем монологе?
Любовный конфликт исчерпан.
ДЗ Ответить устно на вопрос 4 с. 164
Выписать цитаты, характеризующие разное отношение представителей
«века нынешнего» и «века минувшего» к основным вопросам, затрагиваемым автором
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература