Урок 25 Чацкий и «фамусовское общество»
Урок 25 Чацкий и «фамусовское общество» Цель – обобщение и рассмотрение ключевых вопросов в конфликте «века нынешнего» и «века минувшего»
Обсуждение по плану
1 Эпоха, отраженная в произведении
2 Фамусов и характеристика московского света
3 Характеристика воззрений Чацкого
Основной конфликт в комедии – общественный – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Исторический рубеж «века нынешнего» и «века минувшего» – война 1812 г. Именно после войны сложилось 2 политических лагеря – передовой дворянской молодежи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте «века нынешнего» и «века минувшего»
– Почему?
– Кто является идеологом (выразителем идей) «века нынешнего» , а кто – «века минувшего»?
– Как ведет себя Чацкий в свете?
А) появляется после трехлетнего отсутствия
Б) дает желчные характеристики людям
В) говорит то, что думает
Г) его не вступать в противоборство, он приехал повидаться с Софьей
Д) уязвленный холодностью Софьи и задетый наставлениями ее отца, Чацкий не выдерживает напряжения и излагает свои убеждения в обществе Фамусова
Е) жизнь московского света оценивает со стороны, поэтому он объективен и критичен
З) высказвывания героя сближают его с позицией передовых людей того времени –декабристами
И) веками сложившиеся жзненные устои изжили себя, но они устраивают Фамусова и людей его круга, поэтому они ничего не хотят менять
К) Чацкий, объявленный сумасшедшим, покидает Москву
– Как ведет себя Фамусов?
– По каким вопросам происходит противопоставление?
Комментированное чтение
«Век нынешний» | «Век минувший» |
Отношение к богатству и чинам | |
Чацкий: Теперь пускай из на один, Их молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний. . . Чины людьми даются, А люди могут обмануться. . . Мундир! Один мундир» он в прежнем их быту Когда-то открывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету. . . Где? Укажите нам Отечества сыны, Которых мы должны принять за образцы
|
Фамусов о Скалозубе: Известный человек, солидный, И знаков тьму отличья нахватпл, Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал. . . Скалозуб: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы Фамусов: Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, – Тот и жених Молчалин о Татьяне Юрьевне: Чиновныые и должностные – Все ей друзья и все родные. . . Ведь надобно ж зависеть от других |
Отношение к службе Этот вопрос стоял еще со времен классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещенному монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству |
|
Чацкий: Кто служит делу, а не лицам Служить бы рад, прислуживаться тошно Фамусов: Чин следовал ему, он службу вдруг оставил |
Фамусов: Тогда не то, что ныне, При государыни служил Екатерине! А у меня, что дело, что не дело, Подписано, так с плеч долой. . . Вы повели себя исправно, Давно полковники, а служите недавно Молчалин: И награжденья брать и весело пожить?
|
Отношение к иностранному Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно |
|
От нас потребуют с именьем быть и в чине, А Гильоме. . . Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским. . . Что истребил господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья. . . Воскреснем ли когда от чужевластья мод. . . Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев |
А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Грабители карманов и сердец!. . . Дверь отперта для званных и незванных, Особенно изиностранных. . . |
Отношение к образованию | |
Чацкий иронизирует, но для него этот вопрос не решен окончательно: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? |
Для Фамусовых образование – причина безумия Чацкого и ему подобных: И в чтеньи прок-то не велик. . . Как будто в жены их готовим скоморохам. . . Ученье – вот чума, ученость – вот причина Княгиня Тугоуховская о пед. университете: Там упражняются в расколах и безверьи. . . От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник Князь Федор, мой племянник. Фамусов: Уж коли зло пресечь; Забрать все книги бы, да сжечь |
Отношение к крепостному праву Чацкиц и Фамусов противопоставлены не как защитник и противник крепостного права, а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин |
|
Он выменял на них борзые три собаки | Фамусов: В работу вас, на поселенье вас! Хлестова: От скуки я взяла с собой Арапкук-девку да собачку. . . На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей. . . Амуры и Земфиры все распроданы поодиночке |
Отношение к московским нравам и времяпрепровождению | |
Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот свататься – успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. . . Да и кому в Москве незажимали рты Обеды, ужины и танцы?. . Дома новы, да предрассудки стары. . . |
Засудят о делах, что слово – приговор. . . Поспорят, пошумят и . . . разойдутся А дамы?. . . Судьи всему, везде, над ними нет судей А дочек. . . К военным так и льнут, А потому что патриотки |
Отношение к кумовству, протекции | |
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Детей возили на поклон?. . . Где укажите нам, Отечества сыны, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве. . . |
Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить. . . При мне служащие чужие очень редки; Все большесестрины, свояченицы детки. . . Ну как не порадеть родному человеку! |
Отношение к свободе суждений | |
Зачем же мнения чужие только святы? А судьи кто:– За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима. . . |
Молчалин: В мои года не должно сметь Свое суждение иметь |
Отношение к любви | |
Сам это чувство сказать я не могу, Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит Не пожелал бы я и личному врагу |
Лиза: Грех не беда, молва не хороша! Молчалин: Вот и любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека. . . |
Идеалы | |
В науки он вперил, ум алчущий познаний; Или в душе его сам бог разбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным. . . |
Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя. . . На золоте едал, сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Весь при дворе, да при каком дворе!. . . Упал он больно, встал здорово |
Т. О. , мы можем сделать вывод о различных системах мировоззрения как основе общественного конфликта в комедии «Горе от ума»
Характеристика воззрений Чацкого | Характеристика московского света |
1 Обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства, на государственное устройство, устраивает «гоненье на Москву» 2 Человек чести противопоставляет высокое служение общественному благу, «делу», прислуживанию влиятельным «лицам» 3 В обществе, где мундир и чин делают невидимыми «слабодушие» и «нищету рассудка» их владельца, Чацкий выступает за оценку людей по их нравственным качествам 4 Высмеивает поверхностное образование и примитивное воспитание, которое, следуя моде, «благородные» отцы доверяют «месье» и «мадам» «числом поболее, ценою подешевле» 5 Призывает относиться с уважением к истории страны, национальной культуре, языку, отказаться от «пустого, рабского, слепого подражанья», занять хоть у китайцев «премудрого. . . незнанья иноземцев» |
1 Дорожит своим дворянством, надежно охраняет крепостнические порядки. Это общество строго иерархично. Чужие, оказавшиеся в этом кругу, вынуждены вести себя как приспособленцы (Загорецкий, Молчалин) 2 Относятся к службе как к средству добывать чины, «награжденья брать и весело пожить». Служа «лицам», а не делу, они спесивы с теми, «кому нужда», а с теми, кто выше, льстивы и любезны. Паразитический характер общества 3 Главная ценность – «золотой мешок», а ум и высокие душевные качества человека становятся источником «горя» 4 Ненавистьк просвещению: «ученье – вот чума, ученость – вот причина. . . Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы, да сжечь» 5 Копирование западноевропейских образцов во всем (французик из Бордо) или их неприятие (Фамусов) |
ДЗ выписать из текста афоризмы
Домашнее сочинение:
«Век нынешний» и « век минувший», Проблема ума в комедии Грибоедова
Каким я вижу А. А. Чацкого?, Чацкий и Молчалин, Образ Софьи Фамусовой
Традиции и новаторство Грибоедов –драматурга
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература