Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок 25 Чацкий и «фамусовское общество»

Урок 25 Чацкий и «фамусовское общество» Цель – обобщение и рассмотрение ключевых вопросов в конфликте «века нынешнего» и «века минувшего»

Обсуждение по плану

1 Эпоха, отраженная в произведении

2 Фамусов и характеристика московского света

3 Характеристика воззрений Чацкого

Основной конфликт в комедии – общественный – столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Исторический рубеж «века нынешнего» и «века минувшего» – война 1812 г. Именно после войны сложилось 2 политических лагеря – передовой дворянской молодежи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте «века нынешнего» и «века минувшего»

– Почему?

– Кто является идеологом (выразителем идей) «века нынешнего» , а кто – «века минувшего»?

– Как ведет себя Чацкий в свете?

А) появляется после трехлетнего отсутствия

Б) дает желчные характеристики людям

В) говорит то, что думает

Г) его не вступать в противоборство, он приехал повидаться с Софьей

Д) уязвленный холодностью Софьи и задетый наставлениями ее отца, Чацкий не выдерживает напряжения и излагает свои убеждения в обществе Фамусова

Е) жизнь московского света оценивает со стороны, поэтому он объективен и критичен

З) высказвывания героя сближают его с позицией передовых людей того времени –декабристами

И) веками сложившиеся жзненные устои изжили себя, но они устраивают Фамусова и людей его круга, поэтому они ничего не хотят менять

К) Чацкий, объявленный сумасшедшим, покидает Москву

– Как ведет себя Фамусов?

– По каким вопросам происходит противопоставление?

Комментированное чтение

«Век нынешний»

«Век минувший»

Отношение к богатству и чинам

Чацкий:

Теперь пускай из на один,

Их молодых людей, найдется – враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний. . .

Чины людьми даются,

А люди могут обмануться. . .

Мундир! Один мундир» он в прежнем их быту

Когда-то открывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету. . .

Где? Укажите нам Отечества сыны,

Которых мы должны принять за образцы

Фамусов о Скалозубе:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватпл,

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал. . .

Скалозуб:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы

Фамусов:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, –

Тот и жених

Молчалин о Татьяне Юрьевне:

Чиновныые и должностные –

Все ей друзья и все родные. . .

Ведь надобно ж зависеть от других

Отношение к службе

Этот вопрос стоял еще со времен классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещенному монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству

Чацкий:

Кто служит делу, а не лицам

Служить бы рад, прислуживаться тошно

Фамусов:

Чин следовал ему, он службу вдруг оставил

Фамусов:

Тогда не то, что ныне,

При государыни служил Екатерине!

А у меня, что дело, что не дело,

Подписано, так с плеч долой. . .

Вы повели себя исправно,

Давно полковники, а служите недавно

Молчалин:

И награжденья брать и весело пожить?

Отношение к иностранному

Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно

От нас потребуют с именьем быть и в чине,

А Гильоме. . .

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским. . .

Что истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья. . .

Воскреснем ли когда от чужевластья мод. . .

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев

А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Откуда моды к нам, и авторы, и музы:

Грабители карманов и сердец!. . .

Дверь отперта для званных и незванных,

Особенно изиностранных. . .

Отношение к образованию

Чацкий иронизирует, но для него этот вопрос не решен окончательно:

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,

В ученый комитет который поселился

И с криком требовал присяг,

Чтоб грамоте никто не знал и не учился?

Для Фамусовых образование – причина безумия Чацкого и ему подобных:

И в чтеньи прок-то не велик. . .

Как будто в жены их готовим скоморохам. . .

Ученье – вот чума, ученость – вот причина

Княгиня Тугоуховская о пед. университете:

Там упражняются в расколах и безверьи. . .

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник

Князь Федор, мой племянник.

Фамусов:

Уж коли зло пресечь;

Забрать все книги бы, да сжечь

Отношение к крепостному праву

Чацкиц и Фамусов противопоставлены не как защитник и противник крепостного права, а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин

Он выменял на них борзые три собаки

Фамусов:

В работу вас, на поселенье вас!

Хлестова:

От скуки я взяла с собой Арапкук-девку да собачку. . .

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей. . .

Амуры и Земфиры все распроданы поодиночке

Отношение к московским нравам и времяпрепровождению

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот свататься – успел, а тот дал промах.

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. . .

Да и кому в Москве незажимали рты

Обеды, ужины и танцы?. .

Дома новы, да предрассудки стары. . .

Засудят о делах, что слово – приговор. . .

Поспорят, пошумят и . . . разойдутся

А дамы?. . . Судьи всему, везде, над ними нет судей

А дочек. . . К военным так и льнут,

А потому что патриотки

Отношение к кумовству, протекции

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,

Для замыслов каких-то непонятных,

Детей возили на поклон?. . .

Где укажите нам, Отечества сыны,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве. . .

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить. . .

При мне служащие чужие очень редки;

Все большесестрины, свояченицы детки. . .

Ну как не порадеть родному человеку!

Отношение к свободе суждений

Зачем же мнения чужие только святы?

А судьи кто:– За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима. . .

Молчалин:

В мои года не должно сметь

Свое суждение иметь

Отношение к любви

Сам это чувство сказать я не могу,

Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит

Не пожелал бы я и личному врагу

Лиза:

Грех не беда, молва не хороша!

Молчалин:

Вот и любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека. . .

Идеалы

В науки он вперил, ум алчущий познаний;

Или в душе его сам бог разбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным. . .

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя. . .

На золоте едал, сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Весь при дворе, да при каком дворе!. . .

Упал он больно, встал здорово

Т. О. , мы можем сделать вывод о различных системах мировоззрения как основе общественного конфликта в комедии «Горе от ума»

Характеристика воззрений Чацкого

Характеристика московского света

1 Обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства, на государственное устройство, устраивает «гоненье на Москву»

2 Человек чести противопоставляет высокое служение общественному благу, «делу», прислуживанию влиятельным «лицам»

3 В обществе, где мундир и чин делают невидимыми «слабодушие» и «нищету рассудка» их владельца, Чацкий выступает за оценку людей по их нравственным качествам

4 Высмеивает поверхностное образование и примитивное воспитание, которое, следуя моде, «благородные» отцы доверяют «месье» и «мадам» «числом поболее, ценою подешевле»

5 Призывает относиться с уважением к истории страны, национальной культуре, языку, отказаться от «пустого, рабского, слепого подражанья», занять хоть у китайцев «премудрого. . . незнанья иноземцев»

1 Дорожит своим дворянством, надежно охраняет крепостнические порядки. Это общество строго иерархично. Чужие, оказавшиеся в этом кругу, вынуждены вести себя как приспособленцы (Загорецкий, Молчалин)

2 Относятся к службе как к средству добывать чины, «награжденья брать и весело пожить». Служа «лицам», а не делу, они спесивы с теми, «кому нужда», а с теми, кто выше, льстивы и любезны. Паразитический характер общества

3 Главная ценность – «золотой мешок», а ум и высокие душевные качества человека становятся источником «горя»

4 Ненавистьк просвещению: «ученье – вот чума, ученость – вот причина. . . Уж коли зло пресечь, Забрать все книги бы, да сжечь»

5 Копирование западноевропейских образцов во всем (французик из Бордо) или их неприятие (Фамусов)

ДЗ выписать из текста афоризмы

Домашнее сочинение:

«Век нынешний» и « век минувший», Проблема ума в комедии Грибоедова

Каким я вижу А. А. Чацкого?, Чацкий и Молчалин, Образ Софьи Фамусовой

Традиции и новаторство Грибоедов –драматурга

С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область

Метки: Литература