Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок 26 Мастерство и новаторство Грибоедова – драматурга

Урок 26 Мастерство и новаторство Грибоедова – драматурга

Цель – рассмотрение комедии «Горе от ума» как новаторской на всех уровнях организации текста

Будущее оценит достойно сию комедию

и поставит ее среди первых творений народных

А. Бестужев

1 Вступительное слово

Комедия «Горе от ума» – произведение замечательное и великолепное по замыслу и исполнению.

Комедия была написана во времена господствования классицизма, хотя в целом в литературе развивился романтизм и появлялись реалистические тенденции. Эта ситуация сильно повлияла на определение художественного метода произведения: комедия обладает традиционными классическими чертами, так и чертами романтизма и реализма.

2 Беседа

– Какие факты говорят о принадлежности комедии к различным художественным методам?

А) Черты классицизма. Какие?

– Соблюдается принцип единства времени и места – действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова, но не соблюдается принцип единства действия – два конфликта, две сюжетные линиии: Софья – Чацкий – Молчалин

Чацкий – фамусовская Москва

Писатель показал, что, завязавшись поначалу как любовный, конфликт осложняется противостоянием обществу, затем обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации, любовный конфликт получает свое разрешение, а общественный – выходит за рамки произведения. Чацкий изгнан из фамусовского общества, но остается верен совим убеждениям. Общество не намерено менять своих взглядов – следовательно, дальнейшее столкновение неизбежно. В такой открытости финала, и даже в отказе показать торжество добродетели проявляется новаторство Грибоедова.

Выявленная Гончаровым, сюжетная двуплановость «Горя от ума», долгое время рассматиривалась как новаторская черта, определившая своеобразие комедии. Но сам Грибоедов в письме П. А. Катенину подчеркиваел единство личного и общественного в комедии. Общественно-сатирические и любовно-комедийные сцены не чередуются, что соответсвует традициям этого жанра XVIII века, а выступают как продуманное целое. Т. о. , Грибоедов переосмыслил знакомые сюжетные схемы, наделив их новым содержанием.

– Сохраняется традиционная система амплуа: сюжет основан на любовном треугольнике, обманутый отец, образ служанки

Но традиционные рамки амплуа расширены: Чацкий терпит фиаско, Молчалин явно негативно изображен автором, Фамусов еще и является идеологом фамусовского общества

– При создании образов автор использует известный зрителю прием говорящих фамилий. Эти фамилии можно разделит на 3 типа (подберите примеры):

а) фамилии, указывающие на какую-либо черту – Репетилов

б) оценивающие фамилии – Молчалин

в) ассоциативные фамилии – Чацкий

– Комедия построена по классическим канонам трагедии – 4 действия, в III – кульминация, в IV– развязка. Необычность содержания и сюжетных решений с закономерностью привела к необычной композиционной структуре.

Б) Черты реализма:

– отступление от классических пьес – нет счастливого финала: добродетель не торжествует, порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических пьес – более 20 лиц

– социальная и психологическая типизация: типичные характеры в типичных обстоятельствах, точность в деталях

Каких героев считать главными, каких – второстепенными, эпизодическими , зависит от их роли в конфликте, в постановке проблем, в сценическом действии. Так, общественное противостояние выстраивается по линиям Чацкий-Фамусов, любовный конфликт – Софья – Чацкий –Молчалин, становится очевидным, что из четырех главных героев Чацкий несет основную нагрузку, кроме того он выражает образ мыслей автора, т. е. несет в себе черты героя-резонера.

– комедия написана разностопным ямбом (ранее писалась александрийским стихом), передающим живую разговорную речь, особенности речи отдельных персонажей.

Комедия написана «не книжным языком, на котором никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком». Такой язык давал возможность создавать подлинно реалистические типы героев. Каждый из них говорит своим, присущим только ему языком, котрый становится средством речевой характеристики персонажей. Например, язык Фамусова выдержан в старинном стиле, речь Чацкого – книжная, с включением ораторских приемов, порой эмоциональна-лирическая, порой – сатирически-обличительная.

Немало аффоризмов вошло в современную речь, как говорил Пушкин «О стихах я и не говорю, половина должна войти в пословицу».

– Проверка ДЗ – афоризмы

«Вольный стих» «Горе от ума» подготавливал переход русской драматургии к прозаическому реалистическому языку, языку Гоголя, пушкина и др.

В) Черты романтизма. Какие?

– романтический характер конфликта

– наличие трагического пафоса

– мотив одиночества, изгнания главного героя

– путешествие как спасение от прошлого

Традиционно «Горе от ума» считается первой русской реалистической комедией. Грибоедов нарушил целый ряд жанровых и сюжетно-композиционных канонов, которые мешали ему отразить новое, не характерное для традиционных комедий, содержание.

Содержание комедии представляет собой сложный комплекс социально-политических, нравственных и национально-исторических проблем.

Грибоедов поднимает проблемы социально-политического устройства России; вреда бюроратии и чинопочитания, проблемы воспитания и образования молодежи, честного служения долгу и Отечеству, национальной самобытности русской культуры.

К числу философских проблем можно отнести проблему ума, смысла жизни, саястья, свободы личности, проблему судьбы.

Среди социально-политических можно выделить проблему глубокого размежевания внутри дворянства. Большинство дворян устраивает та жизнь, которой они живут и они не хотят ее менять. Меньшинство же, напротив, стремится преобразовать современную им действительность. Завершая анализ содержания, необходимо обратить внимание на абсолютный характер противостояния действующих сил по всем вопросам: ни одна их сторон не только не способна на компромисс, но, напротив, совершенно убеждена в том, что истина принадлежит только ей. Это особенность национального сознания, в переломные моменты общество всегда раскалывается на сторонников нового и старого, люди не способны поставить себя на противоположную точку зрения. В связи с этим особое внимание приобретает мотив глухоты, проявляющийся как на общественном, так и на межличностном уровне (например, отец оказывается глух к шалостям дочери, старается их не замечать, дочь не слушает предостережений горничной, Чацкий не слышит Софью, которая говорит ему о своей любви к Молчалину. . . ). Глухота обыгрывается с помощью сатирических приемов, соотносящих нежелание слушать с глухотой в реальном смысле (образ Тугоуховских).

В названии произведения ставится не только проблема ума, там есть еще и слово «горе», котрое отсылает нас к драме героя, с ним происходит то, что мы называем драмой – он не понят ни любимой, ни обществом, объявлен сумасшедшим, изгнан. Но почему же мы определяем жанр как комедию? Автор в заметках назвал произведение «сценической поэмой», а различные исследователи предлагают диапазон от – поэтической лирики до повести и романа. Так или иначе перед нами комедия, но новаторская, не случайно ее не поняли многие современники Грибоедова.

3 Подведение итогов. Заполнение таблицы

Традиции

Новаторство

1 Соблюдение правил единства времение и места

2 Наличие традиционных черт в системе персонажей:

– любовный треугольник

– система амплуа

– герои – типы, маски

– говорящие фамилии

1 Нарушение правила единства действия. Конфликт приобретает двоякий характер, осмысленный в реалистической форме

2 Историзм в изображении действительности

3 Глубокое и многостороннее раскрытие характеров, индивидуализация в создании образов с помощью речевых и психологических портретов

4 Отказ от 5 действия как знака благополучной развязки

5 Новаторсво в вопросах языка и организации стиха (стилизация разговорной речи)

Т. о. , и содержание, и все уровни формы произведения были решены Грибоедовым в новаторском ключе, приближавшем, насколько это было возможно, художественное произведение к действительности, что послужило одной из основ долголетия комедии.

ДЗ Читать ст. в учебнике Пушкин о «Горе от ума» с. 156 -157

Читать и конспектировать ст. И. А. Гончарова «Мильон терзаний»

С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область

Метки: Литература