Урок 8 Проблема традиций и новаторства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Урок 8 Проблема традиций и новаторства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Цель – проанализировать комедию с точки зрения соответствия классицистической комедии
Русская комедия началась задолго еще до Фонвизина,
но началась только в Фонвизина
В. Г. Белинский
1 Беседа по выявлению уровня первичного читательского восприятия
– В чем необычность начала пьесы?
– Какие герои выступают в первых эпизодах?
– Что мы узнаем о них по ходу действия?
– Какие приемы использует автор для характеристики образов? (речь персонажей, авторские ремарки, говорящие фамилии,характеристика другим лицом)
– Какие проблемы ставятся с первых же строк?
2 Работа с текстом произведения, комментарии учителя по соедующим положениям
В 1782 г. Фонвизин завершил работу над комедией, ставшей вершиной русской драматургии XVIII века. Он работал над ней примерно 3 года и создал, по мнению Гоголя, «истинно– общественную комедию».
А) «Недоросль» – многотемное, многопроблемное и новаторское произведение. Это первая социально-политическая комедия на русской сцене, главными проблемами, отраженными в ней являются проблемы государственной власти, крепостного права, воспитания и образования, данные в неразрывной связи
Б)Автор сохраняет в произведении формальные признаки «низкого» жанра
– Сатирическая направленность
– область изображаемой действительности – провинциальное дворянство, средний класс. Частная жизнь со всеми конкретными проблемами усиливает голос злободневности в их звучании, позволяет показать и высмеять именно то, что заботит автора и требует немедленного исправления – грубость, пошлость, невежественность и бескультурье – пороки общества современного Фонвизину
– конкретности изображаемого события соответствует язык произведения – проза, частое употребление живой разговорной речи, даже просторечья
– герои делятся на положительных и отрицательных (4*4). Книжная речь составляет основу языка положительных персонажей
– соблюдено правило трех единств. Сюжет – борьба за руку Софьи. Действие происходит в доме Простаковой. Автор вводит небольшие высказывания персонажей, что позволяет читателю и зрителю расширить картину происходящего (рассаказ Стародума о службе). Главное внимание Фонвизин уделял действию и диалог был тесно связан с событийной сторой произведения. Время действия в пределах 1 дня, но автор не дает каких-либо указаний. Единство действия – одна сюжетная линия, нет лишних персонажей, т. е. тех, которые не отвечают раскрытию авторской идеи.
В) Однако, своеобразие и новаторство пьсы бросаются в глаза с первой же сцены, условно назовем которую «Тришкин кафтан». Вместо пространной ремарки, долгих введений читателя и зрителя в суть происходящих событий, мы сталкиваемся с ясной завязкой основной сюжетной линии. Действие начинается с малого скандала в доме помещи Простаковой, мы сразу получаем представление о ней как о деспотичной хозяйке, но любящей матери. Кафтан – бытовая деталь, помогает получить первые характеристики героев, понять порядок, установленный в ее доме и отношения между действующими лицами. Затем, когда появляется Правдин в IV явлении, мы получаем его оценки, но они для нас не новы. С первых же слов комедии автор ставит проблему образования, а точнее всеобщей необразованности (Тришка как портной), путем обобщения Фонвизин идет дальше в рассуждениях выходит на проблему плохо организованных государственных дел.
Г) В финале также происходит отступление от классицистических правил. Комедия состоит из пяти действий, как и полагалось теорией классицизма. Финал все расставляет на свои места и воздает всем по заслугам
– отпущены учителя Цыфиркин и Кутейкин, Вральман возвращен на работу кучера
– госслужащий Правдин, исполняя предписание, берет именье под опеку
– Софья и Милон намерены пожениться
но вдруг возникает трагическое звучание
– Почему Стародум, Милон и Софья прощают Простакову, а Правдин решает наказать ее?
– Какое последнее злодеяние она совершила?
– Назовите понесенные ей наказания, выделите самое тяжкое среди них.
Простакова оказывается разоблачена и отвергнута единственным и любимым сыном. Она в обмороке от отчаяния и боли , а не из притворства, как бывает это в комедиях. Она потеряла власть и сына.
Следовательно, происходит смешение стилей – трагического и комического. Это ведет к нарушению чистоты жанровой системы трагедия с ее вековыми проблемами и гражданским идеалом вторгается в удел комического.
Путь к беде сопровождает и заканчивае авторская мысль, выраженная словами Стародума «Вот злонравия достойные плоды!»
Д) Эта же фраза и нарушает единство действия , выводя проблематику «Недоросля» далеко за рамки вопроса об истинном и ложном воспитании, заявленного в названии
Е) Это нарушение влечет за собой следующее
– рассуждение о проблемах государственной власти и проблемах дворянства приводят к разрастанию рядов действующих лиц – наряду со средним сословием появляется низшее – крепостные и холопы (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин). Нарушается и принцип одноплановости героей, что подчеркивается индивидуализацией их языка
– О чем свидетельствует речь персонажей, каковы особенности речи каждого из героев
– Изменяется ли речь персонажей в завтсимости от ситуаций, в которые попадают герои
«Недоросль» справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII века. Сохраняя связь с предшествующей литературной традицией, формально во многом следуя предписанными законами классицизма нормами, комедия оказывается глубоко новаторским произведением. Это первая трагикомедия. Сатирическая предвзятость была в Фонвизине побеждена живым вниманием к человеку, желанием сначала понять, а потом обличать.
Фонвизин вырос как автор вместе с русской литературой, ознаменовавший ее твердую поступь во всемирной историей культуры. Фонвизин как писатель ушел от своего века, он ближе к «Женитьбе» и «Ревизору»
Рекомендации к выполнению ДЗ
– Характеристика – это описание живого лица и характера, т. е устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющегося в его действиях и поступках
– Необходимо дать общие сведение о персонаже, привести доказательства и проиллюстрировать мысли по порядку. Доказательство, обобщение и переход к следующей мысли должны быть последовательны, логичны и взаимосвязаны
– Не рекомендуется злоупотреблять цитированием и перессказом текста, не смешивать прямую и косвенную речь
ДЗ Письменная характеристика любого персонажа
Словарная работа – образование, воспитание
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература