Урок 9 Постановка и решение проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль»
Урок 9 Постановка и решение проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» Цель – анализ проблемы воспитания и образования в «просвещенный век» Екатерины (межпредметные сязи с историей Отечества и культурой)
Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы.
Н. В. Гоголь
1 Повторение пройденного. Заполнение таблицы
В чем традиционность комедии «Недоросль» | В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма |
5 действий Герои делятся на положительных и отрицательных (4*4) Говорящие фамилии Речевая характеристика Разговорная речь В основновном соблюдается принцип «трех единств» В финале порок наказан, добродетель торжествует |
Герои вводятся сразу без пространных объяснений Проблемы ставятся в начале пьесы Финал – смешение комического и трагического Не все герои одноплановы Первая социально-политическая комедия, трагикомедия Нарушается единство а) действия – проблематика шире заявленной в названии, вводит героев из низшего сословия б) времени – нет определенного времени, действие вневременное Индивидуализация речи персонажей |
2 Проверка ДЗ. Беседа о персонажах, заслушивание характеристик
3 Тезисное конспектирование по основным чертам образов
Митрофан Терентьевич Простаков
– Недоросль, сын помещиков, 15 лет (недоросль – дворянский сын, не доросший до вступления на службу (при Петре – до 15 лет, с 1736 г. – с 20 лет). Понятие «недоросль» после комедии стало ироничным. Несло в себе отрицательную семантику
– имя Митрофан – «подобный своей матери». Стало нарицательным, обозначающим тупого и невежественного маминькиного сынка
– «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»
– экзамен (невежественная Простакова не могла оценить грамотности сына и усилия учителей)
– «Да отвяжись, матушка, как навязалась»
– «По мне, куды велят»
– Стародум «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Скольео дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Через 15 лет и выходят вместо одного рабо двое, старый дядька да молодой барин»
– Домашний тиран, живет для себя, грубость души, лень («Невежда без души – зверь» Стародум)
Скотинина
– Фамилия указывает на простоту, неученость, необразованность, попадает впросак
– вначале – на вершине власти, в конце теряет власть
– цель жизни – охота за добычей – наследством Софьи
– держит дом на грубой силе, кроме отношения к Митрофану и Вральману
– «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечья ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего, как из мутного источника, истекают все сии свойства, согласованы в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным» – П. А. Вяземский
– «Мастерица толковать указы» (Стародум)
– «на меже комедии и трагедии» (П. А. Вяземский)
– разная речь в разных ситуациях, грубые выражения, прием зоологизации
Софья
– имя означает «мудрость», но не ума , а души, сердца, чувства
– девушка на выданьи, наследница дядюшки Стародума, невеста Милона
– читает по-французски
– девушее приличны кротость и послушание старшим
– выбор жениха зависит от ее сердца
– оттенки сентиментального романа в речи
Стародум
– брат матери Софьи
– фамилия – носитель принципов Петровской эпохи, исказившихся при Екатерине
– отец «служил он Петру Великому», «отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во все времена»
– суровый нрав «кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»
– не терпит лести, угодничества
– его миссия помочь Софье
– выразитель авторских идей
– воспринимался современниками как учитель жизни. Фонвизин «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает»
– книжная речь
Т. о. герои делятся на положительных и отрицательных в зависимости от уровня образвания и воспитанности, а так же гражданской позиции
4 Постановка и решение проблемы образования и воспитания
А) вступительное слово
Со времен Петра просвещение в России обретало все более четкий светский характер, более определенную практическую направленность. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» дьячками по чтению часослова была массовой и повсеместной. Для дворянских детей открыто множество закрытых учебных заведений, частных пансионов, но было и домашнеее обучение. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей – иностранцев, это увлечение достигло своих крайних форм к концу века.
Мы были удивлены и огорчены, узнав,
что у многих знатных господ живут беглецы, банкроты,
развратники и немало женщин тако же рода, которые,
по здешнему пристрастию к французам,
занимались воспитанием детей значительных лиц.
А в особенности . . . в широкой российской глуши. . .
Член французской дипломатической миссии г-н Мессельер
Екатерина II имела репутацию «просвещенной» императрицы, вела переписку с Вольтером, участвовала в литературно-публицистической полемике, но это была видимость. Ее главная задавча – укрепление самодержавной власти, в то время как просвещенное дворянство пыталось эту власть ограничить. Она окружает себя фаворитами, которые фактически управляют страной и издает несколько указов, уличшающих положение дворянских кругов.
– 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» («Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном повиновении держать»). Крестьян было разрешено помещикам отправлять в Сибирь, а дворяне могли быть наказаны только церковным покаянием. В этих условиях происходило дальнейшее становление и развитие русского общества. Проблема образования и воспитания вынесена Фонвизиным в заглавие и является одной из основных. Как же решает ее Д. И. Фонвизин?
Б) Работа в группах по карточкам (найдите ответы в репликах героев)
Группа 1
– Грамотны ли Простакова и Скотинин?
– Как относились к образованию в их семье?
– Почему (= цель образования для него) обучается Митрофан?
Группа 2
– Чему и как обучается Митрофан?
А) «По-французски ми всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. . . Он робенка не неволит», бывший кучер
Б) отставной солдат Цыфиркин «малу толику арихметике маракую»
В) недоучившийся семинарист Кутейкин
– Глуп ли он?
– Как он относится к учению?
Группа 3
– Какие учителя обучают Митрофана?
– Каковы они и чему могут научить?
– Как к ним относятся в семье Простаковых?
Группа 4
– Что такое воспитание, какова его цель?
– Что такое образование, какова его цель?
– Что главнее – образование или воспитание?
Группа 5
– Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума
Старинное, допетровское или наоборот слишком новое (Простакова) – нас ничему не учили – отец Простаковой «прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» – ее идеал – духовный застой – «ты хоть для виду поучись» – «Мастерица толковать указы» |
Петровское (Стародум), прогрессивное – воспитание состоит в просвещении души – человек обязан следовать добродетельным чувствам – счастье – не только богатство и знатность, но и знаки государственного и гражданского положения – противник эгоистического счастья Для девушки – свет опасен соблазнами – в свете важен первый шаг, умение поставить себя и зарекомендовать – дружбу надо вести с теми, кто ее достоин – зло исходит от тех, к то сам достоин презрения, но завидует добродетелям ближнего – в муже – потребна сила ума, в жене – добродетель Для дворянина – празность недостойна дворянина – главное возвратить дворянству его истинное содержание – честь и благородство – патриотическитй призыв послужить Отечеству |
– На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?
– Почему Фонвизин поднимает вопросы воспитания и образования?
В) подведение итогов
Мысль о воспитании просвещенного дворянина была не новой во времена Фонвизина. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, многие великие люди XVIII века. Но у Фонвизина было не так все просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, – говорит Стародум. – . . . Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме»
Как это сделать?
«Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной. . . Но такого закона нет. . . И в злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь». Вот в кого метил Фонвизин!
ДЗ Биография Ломоносова
открытия Ломоносова в области науки (индивидуальные задания)
Читать ст. учебника «М. В. Ломоносов» с. 42 – 44, 49
ответы на вопр. 1-4 с. 49
Группа 1
– Грамотны ли Простакова и Скотинин?
– Как относились к образованию в их семье?
– Почему (= цель образования для него) обучается Митрофан?
(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)
Группа 2
– Чему и как обучается Митрофан?
– Глуп ли он?
– Как он относится к учению?
(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)
Группа 3
– Какие учителя обучают Митрофана?
– Каковы они и чему могут научить?
– Как к ним относятся в семье Простаковых?
(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)
Группа 4
– Что такое воспитание, какова его цель?
– Что такое образование, какова его цель?
– Что главнее – образование или воспитание?
(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)
Группа 5
– Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума
– На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?
– Почему Фонвизин поднимает вопросы воспитания и образования?
(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература