Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок 9 Постановка и решение проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль»

Урок 9 Постановка и решение проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» Цель – анализ проблемы воспитания и образования в «просвещенный век» Екатерины (межпредметные сязи с историей Отечества и культурой)

Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы.

Н. В. Гоголь

1 Повторение пройденного. Заполнение таблицы

В чем традиционность комедии «Недоросль»

В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма

5 действий

Герои делятся на положительных и отрицательных (4*4)

Говорящие фамилии

Речевая характеристика

Разговорная речь

В основновном соблюдается принцип «трех единств»

В финале порок наказан, добродетель торжествует

Герои вводятся сразу без пространных объяснений

Проблемы ставятся в начале пьесы

Финал – смешение комического и трагического

Не все герои одноплановы

Первая социально-политическая комедия, трагикомедия

Нарушается единство а) действия – проблематика шире заявленной в названии, вводит героев из низшего сословия

б) времени – нет определенного времени, действие вневременное

Индивидуализация речи персонажей

2 Проверка ДЗ. Беседа о персонажах, заслушивание характеристик

3 Тезисное конспектирование по основным чертам образов

Митрофан Терентьевич Простаков

– Недоросль, сын помещиков, 15 лет (недоросль – дворянский сын, не доросший до вступления на службу (при Петре – до 15 лет, с 1736 г. – с 20 лет). Понятие «недоросль» после комедии стало ироничным. Несло в себе отрицательную семантику

– имя Митрофан – «подобный своей матери». Стало нарицательным, обозначающим тупого и невежественного маминькиного сынка

– «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»

– экзамен (невежественная Простакова не могла оценить грамотности сына и усилия учителей)

– «Да отвяжись, матушка, как навязалась»

– «По мне, куды велят»

– Стародум «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Скольео дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Через 15 лет и выходят вместо одного рабо двое, старый дядька да молодой барин»

– Домашний тиран, живет для себя, грубость души, лень («Невежда без души – зверь» Стародум)

Скотинина

– Фамилия указывает на простоту, неученость, необразованность, попадает впросак

– вначале – на вершине власти, в конце теряет власть

– цель жизни – охота за добычей – наследством Софьи

– держит дом на грубой силе, кроме отношения к Митрофану и Вральману

– «Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечья ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего, как из мутного источника, истекают все сии свойства, согласованы в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным» – П. А. Вяземский

– «Мастерица толковать указы» (Стародум)

– «на меже комедии и трагедии» (П. А. Вяземский)

– разная речь в разных ситуациях, грубые выражения, прием зоологизации

Софья

– имя означает «мудрость», но не ума , а души, сердца, чувства

– девушка на выданьи, наследница дядюшки Стародума, невеста Милона

– читает по-французски

– девушее приличны кротость и послушание старшим

– выбор жениха зависит от ее сердца

– оттенки сентиментального романа в речи

Стародум

– брат матери Софьи

– фамилия – носитель принципов Петровской эпохи, исказившихся при Екатерине

– отец «служил он Петру Великому», «отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во все времена»

– суровый нрав «кого уж и полюбит, так прямо полюбит», «А кого он невзлюбит, тот сам дурной человек»

– не терпит лести, угодничества

– его миссия помочь Софье

– выразитель авторских идей

– воспринимался современниками как учитель жизни. Фонвизин «Я должен признаться, что за успех комедии моей «Недоросль» одолжен я вашей особе. Из разговоров ваших с Правдиным, Милоном и Софьею составил я целые явления, кои публика с удовольствием слушает»

– книжная речь

Т. о. герои делятся на положительных и отрицательных в зависимости от уровня образвания и воспитанности, а так же гражданской позиции

4 Постановка и решение проблемы образования и воспитания

А) вступительное слово

Со времен Петра просвещение в России обретало все более четкий светский характер, более определенную практическую направленность. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» дьячками по чтению часослова была массовой и повсеместной. Для дворянских детей открыто множество закрытых учебных заведений, частных пансионов, но было и домашнеее обучение. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей – иностранцев, это увлечение достигло своих крайних форм к концу века.

Мы были удивлены и огорчены, узнав,

что у многих знатных господ живут беглецы, банкроты,

развратники и немало женщин тако же рода, которые,

по здешнему пристрастию к французам,

занимались воспитанием детей значительных лиц.

А в особенности . . . в широкой российской глуши. . .

Член французской дипломатической миссии г-н Мессельер

Екатерина II имела репутацию «просвещенной» императрицы, вела переписку с Вольтером, участвовала в литературно-публицистической полемике, но это была видимость. Ее главная задавча – укрепление самодержавной власти, в то время как просвещенное дворянство пыталось эту власть ограничить. Она окружает себя фаворитами, которые фактически управляют страной и издает несколько указов, уличшающих положение дворянских кругов.

– 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» («Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном повиновении держать»). Крестьян было разрешено помещикам отправлять в Сибирь, а дворяне могли быть наказаны только церковным покаянием. В этих условиях происходило дальнейшее становление и развитие русского общества. Проблема образования и воспитания вынесена Фонвизиным в заглавие и является одной из основных. Как же решает ее Д. И. Фонвизин?

Б) Работа в группах по карточкам (найдите ответы в репликах героев)

Группа 1

– Грамотны ли Простакова и Скотинин?

– Как относились к образованию в их семье?

– Почему (= цель образования для него) обучается Митрофан?

Группа 2

– Чему и как обучается Митрофан?

А) «По-французски ми всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. . . Он робенка не неволит», бывший кучер

Б) отставной солдат Цыфиркин «малу толику арихметике маракую»

В) недоучившийся семинарист Кутейкин

– Глуп ли он?

– Как он относится к учению?

Группа 3

– Какие учителя обучают Митрофана?

– Каковы они и чему могут научить?

– Как к ним относятся в семье Простаковых?

Группа 4

– Что такое воспитание, какова его цель?

– Что такое образование, какова его цель?

– Что главнее – образование или воспитание?

Группа 5

– Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума

Старинное, допетровское или наоборот слишком новое (Простакова)

– нас ничему не учили

– отец Простаковой «прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет»

– ее идеал – духовный застой

– «ты хоть для виду поучись»

– «Мастерица толковать указы»

Петровское (Стародум), прогрессивное

– воспитание состоит в просвещении души

– человек обязан следовать добродетельным чувствам

– счастье – не только богатство и знатность, но и знаки государственного и гражданского положения

– противник эгоистического счастья

Для девушки – свет опасен соблазнами

– в свете важен первый шаг, умение поставить себя и зарекомендовать

– дружбу надо вести с теми, кто ее достоин

– зло исходит от тех, к то сам достоин презрения, но завидует добродетелям ближнего

– в муже – потребна сила ума, в жене – добродетель

Для дворянина

– празность недостойна дворянина

– главное возвратить дворянству его истинное содержание – честь и благородство

– патриотическитй призыв послужить Отечеству

– На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

– Почему Фонвизин поднимает вопросы воспитания и образования?

В) подведение итогов

Мысль о воспитании просвещенного дворянина была не новой во времена Фонвизина. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, многие великие люди XVIII века. Но у Фонвизина было не так все просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, – говорит Стародум. – . . . Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме»

Как это сделать?

«Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной. . . Но такого закона нет. . . И в злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь». Вот в кого метил Фонвизин!

ДЗ Биография Ломоносова

открытия Ломоносова в области науки (индивидуальные задания)

Читать ст. учебника «М. В. Ломоносов» с. 42 – 44, 49

ответы на вопр. 1-4 с. 49

Группа 1

– Грамотны ли Простакова и Скотинин?

– Как относились к образованию в их семье?

– Почему (= цель образования для него) обучается Митрофан?

(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)

Группа 2

– Чему и как обучается Митрофан?

– Глуп ли он?

– Как он относится к учению?

(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)

Группа 3

– Какие учителя обучают Митрофана?

– Каковы они и чему могут научить?

– Как к ним относятся в семье Простаковых?

(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)

Группа 4

– Что такое воспитание, какова его цель?

– Что такое образование, какова его цель?

– Что главнее – образование или воспитание?

(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)

Группа 5

– Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума

– На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

– Почему Фонвизин поднимает вопросы воспитания и образования?

(найдите ответы в репликах героев, используйте материалы домашнего задания)

С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область

Метки: Литература