Урок 10 «Петр Великий русской литературы» М. В. Ломоносов (1711 – 1765)
Урок 10 «Петр Великий русской литературы» М. В. Ломоносов (1711 – 1765) Цель – изучить общие сведения о Ломоносове как реформаторе в различных областях знания Этот знаменитый ученый был типом русского человека как по своему энциклопедизму, так и по остроте своего понимания.
А. И. Герцен
Убежденный и самобытный сподвижник просвещения
А. С. Пушкин
1 Проверка ДЗ. Беседа о Ломоносова. Заслушивание и обсуждение докладов
А) Биография
– 8 (19) 1711 ноября родился в д. Мишанинской Холмогоровского уезда Архангельской губернии в семье помора
– 1730 – ушел учиться в Москву, учился в Славяно-Греко-Латинской академии, в Киевской духовной академии и в университете при Петербургской Академии наук
– 1736 – 41 находился за границей, изучая естественные науки
– 1742 – назначен профессором химии Петербургской Академии наук
– 1755 – открытие Московского университета
– 1760 – избран членом Шведской Академии наук
– 1764 – почетный член Болонской Академии
– 4 (15) апреля 1765 г. умер в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры
Б) Открытия
Диапазон исследований ученого необычайно широк – химия, физика, навигация, мореплавание, астрономия, история, право, филология. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник светлый ум Ломоносова. А. С. Пушкин называл его первым русским университетом.
– 1743 – «Краткое руководство по риторике»
– 1748 – работа «Опыт теории упругости воздуха» – строения атома
– 1754 – создание мозаичного портрета Петра в Эрмитаже, возрождение искусства мозаики и производства смальты
– 1755 – «Российская грамматика»
– 1756 – закон сохранения вещества (опыты по обжиганию металлов в закрытом сосуде)
– 1760 – «Краткий Российский летописец с родословием»
– 1761 – установил, что Венера окружена атмосферой, сконструировал точный телескоп
– 1763 – работа «О слоях земных»
– 1766 – «Древняя Российская История»
Цель жизни – утверждение наук в Отечестве, которое он считал залогом процветания своей Родины
В) Литературная деятельность – комментарии учителя
Тем же пафосом проникнута его филологическая и литературная деятельность
С Ломоносова начинается наша литература
. . . он был ее отцом, ее Петорм Великим»
В. Г. Белинский
Ученый стремился проникнуть в тайны языка и загадки стихотворства. Еще в 1736 г. он приобретает трактат теоретика русского стиха В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». В Германии он пишет возражение Тредиаковскому и отсылает в Петербург вместе с одой «На взятие Хотина» в качестве отчета о своих занятиях. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) смело распростанил тонический принцип на все русское стихосложение. Цель – дать свободу русскому стиху.
1757 г. пишет предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», где излагает знаменитую историю трех штилей
Тредиаковский | Ломоносов |
– силлабическая система – пользовать только двухстопные стих (хорей) – женские рифмы – ориентировался на язык изрядной компании |
– силлабо-тоническая система (сочетание ударных и безударных слогов в строке) – двустопные и трехстопные стихи (ямб и хорей) – мужские и женские рифмы – в качестве основы литературного языка выдвигал общенациональный язык – разделил слова по стилистической окраске, связав это с «тремя родами речений» А) лексика церковнословянского и русского языка (высокий стиль – ода, трагедия, героическая поэма) Б) знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова (средний – драма, сатира) В) слова живой речи, которых нет в церковных книгах (низкий – комедия, басня, эпиграмма) |
– Главная тема поэзии – служение Родине, ее прославление. Образ Родины часто связан с образом Петра – любимого героя Ломоносова. Поэзия – не погружение в частный мир человека, а патриотическая гражданская деятельность.
– Основный лирический тон – торжественный. Он выражал самосознание только что вступившей на мировую арену и в этом смысле молодой нации, территория которой обширна, а возможности – неограниченны.
– Наиболее подходящим жанром для громкого выражения чувства национальной гордости сынов российских, отстоявших независимость родины от внешних врагов и в наступившем покое устремленных к просвещению, была торжественная ода. Он писал трагедии «Тамира и Селим», героические поэмы «Петр Великий», идиллии «Полидор», но именно ода стала основным жанром в его творчестве. Оды писались к каким-нибудь торжетсвенным датам – день рождения императрицы, победы русских воинов.
– Встречается два типа од Ломоносова – похвальные и духовные. Похвальные обычно писались на торжественные случаи придворной жизни. В них воздавалась хвала императрицам, особенно Елизавете, в царствование которой в основном протекала его литературная деятельность. Однако традиционная, узаконенная форма похвалы не мешала поэту развивать свои любимые темы – прославление России и Петра как просвещенного монарха. Ода перестала быть хвалебным жанром. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а судьба России. Поэт выступает от лица всей России. Задача его состоит в том, чтобы запечатлеть открывающиеся грандиозные перспективы развития страны. Поэт выступал главным героем оды, он произносил хвалебную речь поборникам просвещения или громил врагов. В этом он следовал искусству красноречия. Отсюда и стилистические особенности – словесное изобилие, неожиданные повороты мысли, яркие сравнения, резкие антитезы, гиперболизм чувств, отвлеченная аллегоричность, игра значений слов, нарочитая метафоричность. Ломоносов избирает высокие слова – славянизмы, мифологические и библейские имена. Ода не представляет собой сплошного лирического монолога, рядом с автором правоголоса имеют и исторические, и мифологические лица. Благодаря таким поэтическим принципам ода приобретает торжественность, монументальность, пышность и великолепие. Ломоносов не стремится к передаче события, его интересует не предметность изображения, а вызываемое им чувство. Духовные оды создавались как философские произведения. В них поэт перелагал Псалтырь, в тех сценах, которые были близки его чувствам. Ломоносов использовал сюжеты Псалмов для выражения мыслей и чувств философского и личностного характера. Основные темы – несовершенство человеческого общества, одиночество поэта и человека вообще во враждебном ему мире, величие природы.
ДЗ Читать «Оду на день восшествия. . . »
словарная работа – жанр оды
индивидуальное задание – выразительной чтение оды «Вечернее размышление о Божьем величестве, при случае великого северного сияния»
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература