Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок 11 Жанр оды и ее развитие в русской литературе XVIII века. Ода «На день восшествия. . . »

Урок 11 Жанр оды и ее развитие в русской литературе XVIII века. Ода «На день восшествия. . . » Цель – изучение тематики творчества Ломоносова на примере жанра оды

В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным события собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает праду и суд Промыла, торжествует о величии родиого края, межует перуны всупостатов, блажит праведника, клянет изверга

В. К. Кюхельбекер

1 Беседа по ДЗ «Жанр оды и ее развитие в русской литературе XVIII века»

– Дайте определению жанра оды

– Где и когда возник жанр оды?

– Каковы его тематические, композиционные и стилистические особенности?

Ода – поэтический жанр, посвещенный прославлению важных событий жизни государств и известных исторических деятелей, отличается приподнятым характером и высоким гражданским содержанием.

– Ода возникла в Др. Греции как песнопение в честь героев и победителей Олимпийских игр. Из античных поэтов-одописцев известны Пиндар, Гораций, Анакреон, с именами которых связаны формирование гражданской, похвальной и анакреонтической разновидностей оды. Ода особо распространилась и получила свое развитие в эпоху классицизма. Во Франции теорию оды разрабатывали Н. Буало, в России – Сумароков, Тредиаковский, Державин, Ломоносов.

– Предметом изображения в оде были

А) важнейшие события общественной жизни

Б) лирическое состояние гражданина, для которого существовала неразрывная связь связь между личным и общественным

– Повествователь в оде – носситель общественного сознания, выразитель идеалов эпохи

2 Комментарии учителя

– Отечественная ода эволюционировала от собственно похвальной оды Тредиаковского к публицичстической Ломоносова, критической Сумарокова, сатирической Державина и тираноборческой Радищева

– Среди русских одописцев были защитники монархии (Петров, Ломоносов), сторонники гражданской и политической свободы (Радищев и Рылеев)

– Классификация жанра По тематическому принципу – духовные, позвальные, победно-патриотические, философские, тренические

По отношению к литературной школе – ломоносовская, сумароковская

А) «Витийственное», или ломоносовское, направление, которое культивировало похвальную и победно-патриотическую оду, отличавшуюся приоритетом образности и красоты слога над смыслом, обилием риторических фигур и тропов, ораторскими интонациями. К этому направлению принадлежали В. Петров, Державин, А. Радищев.

Б) Рационалистическое, или сумароковское, школа одописцев развивала формы похвальной и ананкреонтической оды, стремилась к простоте, ясности содержания, внутренней логичности композиции и стилевых решений. Это оды В. Майкова, М. Хераскова, В. Капниста

По отношению к литературной традиции – пиндарическая, горацианская. Ананкреонтическая

По социально-политической направленности – хвалебная, адресованная монарху, тираноборческая

Русская ода, как правило, чуждалась чистых форм

– Жанр оды был тесно связан с эстетическими категориями прекрасного, возвышенного и героического

– Макроструктура оды обычно была трехчастной (вступление, основная часть, заключение), микроструктура зависела от содержания и жанровой разновидности произведения

– Большая часть од построена как монолог

– Система образов строилась на основе антитезы с использованием разлиичных групп персонажей: реально-исторических, аллегорических, символических

– Жанр пришел в упадок к концу XVIII в. , но продолжал существовать наряду с другими, сентименталисты и романтики пародировали оду.

3 Анализ «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»

– Какова основная мысль оды?

– За что прославляет поэт Елизавету и на что надеется поэт?

А) написана по случаю пятой годовщины восшествия на престол Елизаветы, дочери Петра. Чтение од раньше составляло часть церемониала, поэтому правители заказывали их. Поэт выходил за рамки придворной речи, поднимая важнейшие вопросы:

– необходимость развития науки и просвещения

– развития и процветания государства

– Петр как образец для царствующей императрицы

– важность миролюбивой политики Елизаветы

Б) Относится к жанру торжественной оды – доказать

В)Композиция – обычная, строгая

1-2 строфы – зачин с традиционным обращением к императрице, прославлением красоты, величия мироздания и самой императрицы

3-6 строфы – прославляются деяния Елизаветы Петровны

7-11 строфы – с восхищением поэт вспоминает Петра-реформатора, идеал русского монарха

С 12 строфы – вновь восхищение заслугами «Великой Петровой дщери». При этом описывает богатство, красоту и необъятность просторов державы. Описание завершается призывом к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки

22 -23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой

24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословление ее мудрого, миролюбивого царствования

Г) Идея укрепления и развития государства на просветительских основах

Д) Автор – патриот, государственник, заботящийся о благе Отечества

Е) Художественное своеобразие

– Соответсвует лии произведение одическому канону?

а) торжественный стиль

б) герои античной мифологии, исторические личности

в) славянизмы

г) обилие риторических вопросов, восклицанний, обращений

д) сравнения, метафоры, олицетворения

4 Сравнить с духовной одой «Вечернее размышление о Божьем величестве, при случае великого северного сияния»

– Выразительное чтение оды

– Что такое духовные оды и каковы их особенности?

А) Не имеет библейского источника, навеяна научными занятиями по физике и астрономии. Это опыт создания научной картины мира средствами поэзии.

Б) Выдвигает научную гипотезуоб электрической природе северного сияния

В) В центре – образ человека-исследователя, подобного титану-первооткрывателю, который вопрошает Творца

Т. о. вера в человечский разум, стремление познать «тайны множества миров» сочетаются с преклонением перед безграничной созидательной силой Творца

Д) Эмоциональный диссонанс поражает в оде. С одной стороны, восторг перед ощущением божественной гармонии в миродзании, с другой – тревога перед непознаваемость мира.

Е) Это гимн и элегия (стихотворение рассуждение о жизни-смери, проблемах бытия) одновременно

ДЗ Читиать ст. Биография Державина – с. 59-62, 65 (до Белинского включительно)

чтение оды «Фелица»

выучить отрывок из оды Ломоносова

С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область

Метки: Литература